Наряду с внедрением ИКТ в образовательную систему школы наблюдается их активная миграция в ссузы. Учащимся таких учреждений в конце курса предлагается написать своего рода дипломную работу с использованием того или иного программного продукта, для чего необходимо применить на практике полученные знания и навыки, а заодно и прочувствовать, что именно представляет из себя разработка крупной программы.
Сразу оговорюсь, что я отнюдь не преподаватель и не сотрудник подобного учебного заведения, а его выпускник – в 2005 году окончил Днепропетровский лицей информационных технологий, один из первых (основан в 1993 году) и до нынешнего момента сильнейших ссузов Украины.
Несколько слов о том, что же из себя представляет практика учебных программных продуктов в нашем лицее. В течение первых лет обучения (с 8-го по 10-й класс) здесь читают курсы информатики, которые можно условно разбить на четыре направления: программно-аппаратное обеспечение; программирование; офисные технологии; компьютерная графика. В 11-м классе производится их обобщение, учащиеся же в это время параллельно работают над квалификационной работой (так здесь называется создаваемый ими персональный программный продукт).
Тему квалификационной работы каждый выбирает персонально, с учетом пожеланий руководителей (их два – один по информатике, второй по профильному предмету). Например, я решил создать справочник по одному из вопросов истории Днепропетровской области, поэтому моими руководителями были преподаватели истории и информатики. На работу над квалификационным проектом отводятся летние каникулы и первый семестр 11-го класса. В начале второго семестра проводятся защиты работ перед комиссией из преподавателей.
Каковы же преимущества данного подхода? Главный плюс, конечно же, в том, что учащийся получает возможность почувствовать себя реальным разработчиком серьезной программы. Ведь одно дело выполнять какие-то учебные задания по шаблону, и совсем другое – участвовать в создании чего-то своего, собственного. В разработке большого программного продукта имеется множество нюансов и подводных камней, которые желательно прочувствовать на себе, а не просто услышать в теории.
Второй по значимости плюс – необходимость достаточно хорошо разобраться в технологиях, которые нужны тебе как разработчику. Например, если в качестве темы выбран некоторый физический процесс, то для его моделирования потребуется узнать все об алгоритмах работы и средствах языка программирования, на котором это моделирование будет осуществляться.
Третий плюс связан с возможностью заранее узнать, какие задания тебя ждут в вузе. Ведь сама по себе работа и защита квалификационного проекта очень напоминают вузовское дипломирование. Также есть еще один нюанс – из хорошей квалификационной работы без особых проблем можно сделать работу для конкурса Малой академии наук. То есть фактически это первая научная работа по программированию.
Теперь же о минусах. Во-первых, отдельное время на выполнение квалификационной работы учебным планом не предусмотрено. А значит, делать ее приходится параллельно с учебой, что достаточно сложно. Ведь хорошая квалификационная работа требует значительного вложения сил и времени, а нужно еще к выпускным и вступительным экзаменам готовиться, ездить на курсы. Во-вторых, квалификационная работа обязательна для всех, превращаясь в неприятную повинность. А отсюда возникают проблемы другого рода, связанные, например, с тенденцией заказывать кому-нибудь на стороне изготовление квалификационной работы «под ключ», за деньги. Да и не особо радует перспектива получить низкую оценку в аттестат за «квалифу» при наличии всех остальных высоких.
Есть еще один деликатный момент, хорошо известный разработчикам программного обеспечения: далеко не все проекты становятся успешными. Так и в случае с квалификационными работами. Бывает так, что тема очень интересная, но весьма неудобна для выполнения. Она хорошо выглядит в бумажном варианте, но при реализации на практике оказалось, что программировать для нее фактически не надо, вот что нужно – так это всего лишь наполнение и оформление. В моей квалификационной работе наполнение было скудным ввиду ограниченности материала, а оформление – вследствие не слишком развитых художественных навыков. Вот и получилось, что она при всей прелести идеи выглядела достаточно убогой. Впрочем, я не оправдываюсь и не жалуюсь – сам виноват. Но вот другим, наоборот, не хватило знаний в программировании, чтобы сделать все так, как хотелось бы.
Еще к минусам могу прибавить проблему целевого использования. Зачастую учащийся наперед знает, что конечного потребителя у программы не будет. А это значит, что пишет он ее фактически только для сдачи, после чего работа просто-напросто «сыграет в ящик». И это, естественно, сказывается на качестве выполнения работы. На моей памяти из всей этой горы программ, которые с успехом можно было бы использовать в качестве вспомогательного материала по соответствующим предметам, востребованы были единицы. Думаю, ситуацию можно исправить, с самого начала определяя вместе с руководителем, кто именно будет впоследствии пользоваться плодами этого труда.
В заключение хочу еще раз сказать, что практика подготовки квалификационных работ – дело очень нужное и полезное. Однако КПД этого вида деятельности можно заметно повысить, если учесть хотя бы самые очевидные недостатки в ее организации.
Александр КОЛОМОЕЦ, студент Днепропетровского национального университета, Днепропетровск, Украина
Комментарии