Мечта человеческая… Она уводит за пределы Вселенной, заставляет зимовать на льдине, разводить сады в пустыне… А есть еще близкая, реальная мечта – создать семью, получить любимую профессию, работать там, где хочется. Моя мечта привела меня сначала в Кемеровский институт культуры, затем – в массовую библиотеку. А потом поиск активного непоседливого читателя заставил перейти в сельскую школу, где я и работаю библиотекарем на протяжении двух десятков лет. Что я имею? Книги. Много книг. Большинство не блещет уже новизной переплета, а многие – даже свежестью информации. Но школьный библиотекарь обязан найти ответ на любой вопрос непосед. Иначе будет не интересен для них.
Да, мы умеем работать, применяем новые технологии: мультимедиа используем при презентациях книг, информацию скачиваем с дисков и дискет. Но почему-то красочный альбом о жизни села, написанный и нарисованный от руки (читай – от души), больше востребован читателями, чем его компьютерный вариант.
Я считаю, уметь читать и использовать прочитанное – вот она, единственно новая технология для библиотекаря. Сколько раз ты переставил книгу с места на место, не открывая ее? А ты открой! Нет бесполезных книг, есть ленивый библиотекарь. Важно извлечь из каждого печатного источника, выжать из него всю информацию, а не только ту, которая на виду. А периодика! Это кладезь не только новостей. Каждое издание дает ответ на сто вопросов, если, конечно, читать внимательно.
Меня на протяжении последних пятнадцати лет выручают тематические папки. Сколько пользы, оказывается, могут принести вырезки из газет! Вот вам вся современная информация по любому вопросу, любому разделу, да еще с разных точек зрения. Если бы эти папки пылились на полках, я уже давно бросила бы эту затею – времени уходит уйма. Но где еще дети смогут найти, к примеру, материал о перспективах добычи нефти в нашей стране в 2004-2010 годах или о сотрудничестве России и Индии в 2005 году? Ведь книжный фонд не пополняется уже порядка 15 лет, да и не вышла еще книга с этой информацией, а газетка-то вот она, под рукой.
Согласна, чтобы идти в ногу со временем, библиотекам нужны и компьютеры, и видео, и прочие достижения современной науки и техники. Мы умеем работать с ними, постоянно совершенствуем свои знания и умения, но поверьте – печатное слово ничто не заменит! Потому школьным библиотекам очень нужны новые книги! Я убеждена, ребенок, растущий без книг, не развит, он не умеет общаться со сверстниками. Что же мы так и будем, как инопланетяне из фантастики, общаться через искусственный интеллект? А интернет заменит нам живое общение глаза в глаза.
Давайте не будем разрушать старое, пока новое не оправдает себя! Неужели не убедились еще – плоды наших новшеств не всегда те, что мы ждали. Давайте помнить, что новые книги детям необходимы, равно как и периодические издания.
Да, техника нужна, без нее не обойтись. Но я пою гимн царице-книге, слегка запыленной ли, в потертом переплете, новой ли, в блестящей красочной обложке. Первому и единственному своему настоящему другу!
Наталья СЕМЕРИКОВА, школьный библиотекарь, с. Первомайское, Боградский район, Республика Хакасия
Комментарии