Данный урок – одно из занятий по теме «Культура Древней Греции». Уроку предшествовало знакомство учащихся с историей культуры Древней Греции (Крито-Микенская культура, период архаики, период классики, эллинистический период); с эстетическими принципами древних греков; с шедеврами древнегреческого искусства. Дети получили представление о знаменитых греках, о мифологии Древней Греции (космогонические мифы, мифы о богах, мифы о героях), об эпических сказаниях Древней Греции (Гомер, «Одиссея», «Илиада»).
Урок по теме «Античный театр» знакомит учащихся с развитием древнегреческого театра, с творчеством выдающихся драматургов, с театральными жанрами, с сюжетами пьес. Важную роль играет театрализация: творческие группы представляют свои театральные проекты – постановку фрагментов античных комедий и трагедий.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с феноменом античного театра.
2. Воспитывать внимательное, уважительное отношение к театральному искусству.
3. Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.
Подготовительная работа.
1. Формирование творческих групп (по принципу психологической совместимости).
2. Работа творческих групп в библиотеках со словарями, энциклопедиями, справочниками (поиск сведений об античном театре: история возникновения, жанры, устройство сцены и зрительного зала, сюжеты пьес; поиск материалов о великих драматургах: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).
3. Выбор фрагмента из комедий Аристофана для постановки (выбор осуществляет творческая группа).
4. Постановка выбранного фрагмента.
5. Подготовка искусствоведческого комментария к представляемому фрагменту.
6. Подготовка декораций, реквизита для представления фрагмента комедии (творческая группа).
7. Приглашение публики на спектакль.
Оборудование.
1. «Античные туники» (изготовлены из белой ткани каждым участником урока).
2. Аудиозаписи античных мелодий, из более поздних – сиртаки.
3. Декорации к спектаклям.
4. Реквизит к спектаклям.
Ход урока
(Дети одеты в белые туники, сидят на стульях, поставленных амфитеатром)
1. Вступительное слово учителя:
Тема нашего урока звучит очень кратко: «Античный театр», но за этим названием – выдающиеся достижения театрального искусства, многовековая история театра. Нам предстоит сегодня узнать, что же скрывается за формулировкой темы. Мы начинаем наше путешествие в мир древнегреческого театра. Начало нашего пути – встреча с известными театроведами, театральными критиками, театральными зрителями. Они приглашают нас на заседание школьного театрального общества (ШТО).
2. Заседание школьного театрального общества.
(Стол на импровизированной сцене, эмблема театра; за столом – участники школьного театрального общества; председатель ШТО ведет заседание; на заседании присутствуют «известные театроведы, театральные критики, историки театра»).
Председатель:
Уважаемые члены школьного театрального общества! Тема нашего заседания – разговор об особенностях античного театра; после многочисленных раскопок, изучения старинных текстов учеными-театроведами, историками театра были сделаны выдающиеся открытия. Нам предстоит сегодня услышать рассказы об античном театре.
Первым выступает историк театра (ФИО ученика). Тема его доклада: «История возникновения театра в Древней Греции. Устройство древнегреческого театра. Жанры древнегреческого театра».
Вопросы докладчику.
Слово предоставляется известному театроведу (ФИО ученика). Он кратко познакомит нас с особенностями творчества Эсхила, с его трагедией «Прометей прикованный».
Слушаем выдающегося театрального деятеля (ФИО ученика). Тема его размышлений – творчество Софокла, трагедия «Царь Эдип».
С докладом выступает известный театровед (ФИО ученика). В центре его внимания – творчество Еврипида, трагедия «Федра».
Изучению древнегреческой комедии посвятил ряд лет театральный критик (ФИО ученика). Он познакомит вас с творчеством Аристофана.
Наше заседание завершается, подведем некоторые итоги.
(Подведение итогов заседания, вручение «наград» за научные изыскания: дипломы, оценки).
Слово учителя, сопровождаемое просмотром слайдов:
Внимание на экран: перед нами – афинский амфитеатр. Он был построен на юго-восточном склоне Акрополя. Именно здесь, на этих ступенях, сидели древние греки, плакали и горевали, когда смотрели трагедии; весело смеялись, когда на сцене представлялись комедии. Посмотрите внимательно: как вы думаете, какие декорации были в древнегреческом театре? (Пейзаж, который окружал амфитеатр и был виден со зрительских мест). Что видели зрители, сидя здесь, в этом амфитеатре? (Горы, небо, лес на склонах гор, вдали – море, сады). Как освещались сцена и зрительный зал? (Естественное освещение: солнце)…
Давайте представим, что мы находимся в афинском амфитеатре: чувствуем дуновение ветерка, радуемся красоте мира, сиянию солнца… Скоро начнется спектакль… Готовы уже актеры, волнуются драматурги… И вот – представление начинается!
3. Просмотр спектаклей, подготовленных участниками творческих групп.
(Каждый театрализованный фрагмент представляет «театральный критик»).
Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса и Геракла (от слов: «Друг!.. Назови скорей дорогу, чтоб сойти мне в преисподнюю…» до слов: «Согласен! Погляди, выносят мертвого».).
Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса, Ксанфия, Харона (от слов: «Эй ты. Тебе я говорю, покойничек! Снести возьмешься ношу в преисподнюю?» до слов: «Понимаю, да! И что я встретил, бедный, выйдя из дому!»).
Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса и Харона, хор лягушек (от слов: «Садись на весла…» до слов: «Видит Зевс! Клянись!»).
Аристофан. Комедия «Облака». Сцена из Пролога: диалог Стрепсиада и сына его Фидиппида (от слов: «Прошу тебя! Мой миленький, любименький, ступай и поучись!» до слов: «Горе, горе мне! Как голове тупой, седой, забывчивой в лапше словес тончайших разобраться, ох!»).
Аристофан. Комедия «Облака». Сцена из Пролога: диалог Стрепсиада и ученика из школы Сократа (от слов: «Пошел к воронам! Кто здесь в двери ломится?» до слов: «Никак нельзя! Им строго запрещается дышать так долго чистым, свежим воздухом».).
4. Заключительное слово учителя:
Вот мы и побывали в древнегреческом театре. Чем он похож на современный театр? Чем отличается? (Ответы детей).
Древнегреческие драматурги стояли у истоков европейского театра. И сегодня, спустя тысячи лет, современный театр продолжает традиции театра Древней Греции…
Завершает наш урок стихотворение Олега Тарутина «Древние греки»:
Древние греки, античные греки,
многим прославились греки
навеки.
Даже порой удивленье берет:
ну до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
мудрые мифы они создавали,
с детства знакомы любому из нас
и Прометей, и Геракл, и Атлас.
Древние греки моря бороздили,
время для спорта они находили.
И Олимпийские игры они
тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
было скульптурное их мастерство!
Ну а всего поразительней, братцы,
То, что мы с ними могли б
изъясняться!
«Физика», «космос», «медуза»,
«стратег» –
понял бы мигом слова эти грек!
Скажешь: «асфальт», «стадион»
и «динамо» –
скажешь ты это по-гречески
прямо!
«Библиотека», «театр», «берилл» –
так, между прочим, и грек говорил!
Видите, какое богатое наследие оставили нам древние греки! Нам предстоит всю жизнь открывать для себя и окружающих культуру Древней Греции… А пока нас ждет посещение нашего драматического театра и разговор о традициях древнегреческого театра в театре современном. До новых встреч с культурой и театром Древней Греции!
5. Последействие:
посещение драматического театра, неформальное общение после спектакля (разговор о спектакле, традициях древнегреческого театра в театре современном);
экскурсия «За кулисами театра» (знакомство с устройством современного театра, с цехами театра; рассуждения: какие элементы, термины современный театр унаследовал от театра древнегреческого?);
конкурс рисунков «Древнегреческий театр».
6. Рекомендации:
урок проводится в течение двух академических часов;
подготовительная работа начинается за месяц до урока;
фон урока – греческая музыка (сиртаки и др.);
необходима готовность учителя к импровизации (особенно во время театральных представлений);
возможно приглашение родителей, но при этом их роль не должна быть пассивной (создается творческая группа, участвующая в уроке).
, античные греки, моря бороздили,
Комментарии