«Цель образования – развивать лучшее в детях, а не прививать им страх», – говорит миссис Даррелл, героиня сериала «Дарреллы», снятого по мотивам автобиографической трилогии известного британского натуралиста Джеральда Даррелла. В сериале мать со скандалом забирает юного Джеральда из школы и перевозит вместе с его старшими братьями и сестрой на солнечный Корфу. В книгах Даррелла упоминания школы нет, но часто речь идет о поиске учителя и бесконечном погружении в природу. Без сомнения, Джеральд Даррелл был на семейном обучении. По данным Минпросвещения России, более 25 тысяч детей в нашей стране в 2018-2019 учебном году были на семейном обучении – 0,15% от общего числа учеников, в 2019-2020‑м – уже 31201 человек – 0,21%. Данных за 2021-2022 учебный год пока нет, но детей на семейном обучении стало точно больше. В каждой семье своя история ухода из школы. Не все хлопают дверью, хотя есть и такие, не все увозят детей в Грецию, хотя кто-то идет и на это. Поделюсь нашим опытом. На семейное обучение со старшей дочерью мы ушли год назад и отучились дома четвертый класс.
Обычная школа
Наша школа была не столичная, не частная, не с углубленным изучением какого-либо предмета. Обычная муниципальная школа в пяти минутах от дома, что очень удобно. Мы не старались попасть к особому учителю или в особый класс, не ходили на подготовку. Весной, когда пришло время, записали ребенка в первый класс по прописке и дождались распределения. Думаю, что это стандартная история. Дочь попала в большой класс (34 человека) к молодой учительнице. Хорошей учительнице. За три года обучения с основным педагогом не было ни одного конфликта, более того, она всегда шла на разговор и старалась поддержать и помочь. Если говорить об оценках, не было ни одной тройки ни в одной четверти. Социально благополучный школьник – вот такой была дочь. Но, однако, из школы после третьего класса мы ушли.
«Почему они орут?»
Учителя орут. Орут воспитатели. Орут родители. Все орут. Можно перечитать тонну книг, выучить наизусть Петрановскую и Гиппенрейтер, и все равно приходить в класс, в группу, домой после работы и использовать только три приема деструктивной педагогики: шантаж, манипуляции и угрозы. Это про нашу школу. Да и про жизнь. Разбаловался – прикрикнуть. Отказывается что-то делать – подкупить. Сопротивляется – выдвинуть жесткие условия. Эмпатия, доброта, принятие – это вообще о чем? Три приема работают всегда и безотказно, особенно на повышенных тонах, но до определенного времени. Потом у детей (да и у взрослых) вырабатывается иммунитет. Кто-то уходит в безразличие, кто-то – в страх и послушание (наша история – привет, неврозы), в любом случае – в пассивную агрессию. У нас вообще пассивно-агрессивное общество, увы. Вспомните казенные заведения, уютно там?
– Почему они орут? – спрашивала меня дочь с первого класса чуть ли не каждый день. – И как сделать так, чтобы не орали?
И я не знала, что ответить. Да и до сих пор не знаю. Знаю только, что к средней школе для большинства детей крик – это норма.
Психологи говорят о трех реакциях на проблему: замри, бей или беги. Мы выбрали последнюю.
«Ненавижу День Победы»
В третьем классе праздник День Победы в школе решили отметить парадом. Директор пригласила кого-то из важных лиц города. Парад назначили на 4 мая, и начались репетиции: маршировали, учили песни, покупали пилотки, бескозырки и прочие атрибуты. Но вот в стране объявили длинные весенние выходные. И вроде бы вопрос сам собой решился. Но нет: то ли важный человек очень хотел посмотреть парад в нашей школе, то ли директор желал, чтобы важный человек приехал. Поэтому мероприятие перенесли на 12 мая. Дети продолжали маршировать. Но 12 мая важный человек не смог приехать. Перенесли на 14 мая, а дети продолжали маршировать. Но и 14 мая не случилось… Перенесли на 19 мая.
Выдалась какая-то удивительно жаркая весна – в один из дней было за плюс 27. Но и это не остановило репетиции на плацу. После одной из них дочь пришла из школы красная, злая и почти в отчаянии:
– Было так жарко, мама! Мы попросили отпустить нас попить, а нам сказали: «Солдаты же терпели, и вы терпите». И не разрешили. Ненавижу День Победы.
Что не так с нами? России дан такой великий праздник. Праздник, благодаря которому можно говорить о смелости и подвиге, о боли и преодолении, но главное – каждый раз, каждый год вспоминать о том, как хрупок наш мир, как легко его потерять и разрушить. Почему День Победы – это парад для важного человека, а не тихое чтение, например, Джудит Керр «Как Гитлер украл розового кролика» или Крапивина «Сказки Севки Глущенко»?
После истории со школьным парадом идея уйти окрепла. Сначала – конкретно из этой школы, но так как ресурсов возить ребенка в другую не было, да и настрой у дочери был очень сильно подпорчен, перешли на семейное обучение.
Быть собой
Я знаю, что есть другие школы. Есть другие учителя. Свою классную руководительницу я вспоминаю часто. И всегда с благодарностью. Мой учитель по русскому языку и литературе дала мне больше, чем годы в вузе, – она научила меня помнить.
Когда переводишь ребенка на семейное обучение, то обязательно указываешь, что мнение школьника учитывается. И это правильно.
Вернется ли дочь в школу? Хотелось бы верить. В любом случае ее слово будет решающим. Пока это твердое «не хочу». К счастью, это «не хочу» не про учебу вообще, а про учебу конкретно в школе.
Семейное обучение – модный тренд или вынужденная необходимость? Не знаю. Джеральд Даррелл написал около сорока книг и прожил интересную жизнь. Не всем быть Дарреллами, конечно, не всем. Однако если у дочери получится хотя бы просто быть собой и жить интересной жизнью – уже хорошо.
Анастасия ШАНСКАЯ
Комментарии