search
main
0

Мое увлечение

То, что сделает наших детей счастливыми

Ранняя профориентация на сегодняшний день является мало изученной, но очень перспективной областью педагогики и психологии. Сегодня в дошкольном образовании можно выделить следующие наиболее эффективные технологии в реализации проф­ориентационного направления: исследовательская деятельность, сюжетно-ролевые игры, интегрированное обучение, музейное дело, информационно-коммуникационные технологии. Особое место в этом ряду занимает технология проектной деятельности, так как именно она основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию ребенка, предполагающем глубокое уважение к личности малыша, учет особенностей его индивидуального развития и интересов.

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей. В проектной деятельности каждый ребенок имеет возможность проявить себя, поделиться своим, пусть небольшим, но уже опытом, проникнуться опытом своих сверстников или взрослых, а главное – почувствовать себя значимым, нужным, уверенным в своих силах. Так, именно детские инициатива и интересы в проектной деятельности выходят на первый план.

Ранняя профориентация, безусловно, должна строиться на поддержке детской инициативы, на внимании к увлечениям, стремлениям и потребностям дошкольников. Обращаясь к собственному опыту работы в направлении ранней профориентации, особенно хочется поделиться разработкой и результатами проекта «Мое увлечение», в котором принимали участие дети, родители и воспитатели подготовительной группы дошкольного отделения.

Уже в самом названии проекта заложен основной принцип современного образования – личностно ориентированный подход.

Ребенок с ранних лет пробует свои возможности в различных видах деятельности, интересуется, задает вопросы, постоянно находится в поиске. Рано или поздно он проявляет особый интерес к какому-либо делу. Этот особый интерес и называют увлечением. И если вовремя поддержать стремления ребенка, то именно детское увлечение способно в будущем стать для маленького человека профессией, любимым делом, в конце концов, смыслом жизни.

Проектом «Мое увлечение» мы постарались решить множество различных задач: педагогических, психологических, познавательных, воспитательных, речевых.

Проект позволил:

– заложить основы профориентации, расширить представления детей об окружающей социальной действительности;

– развить у воспитанников позитивное отношение к себе, к сверстникам и окружающему миру;

– создать атмосферу сотрудничества и соучастия взрослых и детей в процессе совместной деятельности;

– поднять, а некоторым детям закрепить или сформировать, адекватную самооценку, повысить уверенность в себе и своих силах;

– закрепить в сознании ребенка убежденность в важности, значимости и нужности того дела, которым он занимается;

– привить воспитанникам положительное, уважительное отношение к труду в целом и к стараниям и достижениям сверстников в частности;

– помочь дошкольникам развивать диалогическую и практиковать монологическую речь;

– обратить внимание родителей на важность вопроса детского самоопределения и познания себя.

Идея проекта возникла спонтанно, она появилась благодаря инициативе детей. Ребятам всегда важно поделиться своими достижениями, успехами, интересами со взрослыми, играющими значимую роль в их жизни, найти у них поддержку, положительную оценку. Дети часто с увлечением рассказывали нам, воспитателям, об участии в конкурсах, соревнованиях, мастер-классах вне детского сада, приносили награды, необычные поделки, сделанные своими руками, любимые игрушки, книги, с радостью и надеждой на соучастие и одобрение демонстрировали их нам и своим друзьям в группе.

Так создавалось информационное поле проекта, появлялись самые разные темы для презентаций и обсуждения: «Хоккей», «Футбол», «Художественная гимнастика», «Рукоделие», «Поезда», «Динозавры», «Спортивная акробатика», «Самбо», «Эстрадный танец», «Хореография», «Ментальная арифметика», «Оригами». Мы осознали необходимость создать площадку, на которой можно было успешно объединить всех участников образовательного процесса – детей, родителей, воспитателей, позволить ребятам раскрыть себя, поделиться с другими тем, что они уже знают и умеют. И этой площадкой стал проект «Мое увлечение».

Реализация проекта проходила в несколько этапов.

На первом, подготовительном, этапе мы разработали цели и задачи проекта, определили темы докладов, привлекли родителей, которые помогли ребятам создать фотогазеты, презентации к выступлению, а также подготовили и привезли в детский сад необходимую атрибутику.

На втором этапе, который проходил на протяжении двух месяцев, мы организовывали занятия по теме доклада каждого ребенка. Эти занятия требовали подготовки не только от детей и родителей, но и от нас, воспитателей. Мы старались глубже понять интересы воспитанников и разобраться в каждой теме. Готовили дополнительную интересную информацию, способную увлечь детей, создавали свои презентации на интерактивной доске или организовывали мастер-классы, например, по теме «Оригами» и «Рукоделие», играли в сюжетно-ролевые, подвижные и речевые тематические игры. На занятии по ментальной арифметике ребята с удовольствием решали занимательные математические задачки, а также знакомились с тем, как люди считали в древности, на занятии, посвященном поездам, дети закрепили знания по теме «Транспорт» и поиграли в сюжетно-ролевую игру «Поезд». Всего в группе прошло 15 различных занятий.

Мастер-классы, демонстрацию своих умений проводили и дети, и родители, и воспитатели. Ребята показывали оригинальные танцевальные номера, акробатические элементы, приемы владения клюшкой и мячом, гимнастической лентой и обручем. Поделились с воспитанниками своими увлечениями и мы, воспитатели. В процессе занятий по темам «Макраме» и «Рисование по номерам» дети смогли своими руками создать шапочки из ниток и раскрасить собственные картины.

На третьем, заключительном, этапе проекта «Мое увлечение» мы подготовили выставку детских фотогазет и творческих работ, чтобы привлечь внимание всех родителей группы к потребностям детей в самоопределении, самовыражении, самопознании. А еще пробудить у родителей желание присмотреться к интересам своего ребенка, разглядеть его таланты и стремления. Благодаря проекту двоих наших воспитанников родители записали в кружок эстрадного танца, одного ребенка устроили в футбольную команду и одного отправили в секцию самбо. Мы рады от осознания того, что кто-то из наших родителей задумался: «Все ли я делаю, чтобы в будущем мой ребенок был счастливым?» Ведь именно возможность самореализоваться делает человеческую жизнь наполненной смыслом.

Важный результат проекта «Мое увлечение» – приобщение детей и их родителей к миру хобби, увлечений и новых знаний, а в итоге к истокам эффективной ранней профориентационной работы, которая закладывает основы для возможной будущей профессии маленького человека на всю жизнь. Может быть, когда-нибудь те ребята, которые увлекались танцами и музыкой, вырастут заслуженными работниками искусства, те, чьим увлечением были оригами или ментальная арифметика, станут инженерами или архитекторами, кто делал первые шаги в акробатике, самбо или художественной гимнастике, найдут свое место в спорте, увлеченные поездами навсегда свяжут свою жизнь с транспортной индустрией, а любители динозавров будут ветеринарами или учеными-зоологами.

Никому не дано знать наверняка, как повернется судьба, но первые опыты, стремления, интересы, поддержанные когда-то нами, взрослыми, подарят ребенку главное – увлеченность этой жизнью во всех ее проявлениях и многообразии. Именно деятельность, доставляющая удовольствие, поможет ребенку научиться мыслить, творить, исследовать, трудиться, проявлять терпение, силу воли, характер, добиваться поставленных целей. Это то, что называется становлением личностных компетенций, которые необходимы любому человеку в любой профессии. В этом и состоит фундаментальный смысл ранней профессиональной ориентации.

«Делать то, что доставляет удовольствие, – значит быть свободным!» – сказал когда-то знаменитый французский философ Вольтер. Дать дошколятам свободу в деятельности, поддержать их стремления еще в детстве – значит подарить крылья вдохновения, которые понесут их по жизни смелыми и уверенными в своих силах.

Кристина КЛЕПИКОВА, воспитатель школы №2089

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте