Мне удалось за один месяц и одну неделю выполнить по биологии программу десятого и одиннадцатого классов. Может быть, и в усеченном виде, но суть от этого не изменилась: были изучены и цитология, и молекулярная биология, и генетика, и развитие, и теория эволюции, и экология, и происхождение жизни, и антропогенез – в общем, все, что надо для понимания законов жизни на всех уровнях развития. Говорю это к тому, что можно учить гораздо быстрее. Если бы меня спросили, надо ли вводить двенадцатилетнее обучение, я сказала бы, что нет. Следует пересмотреть, что и как дает детям школа.
Я проводила четыре урока в неделю после занятий в школе, проходя тему за темой. Мне удалось так быстро организовать занятия и проводить тестовый контроль знаний потому, что у меня все готово для работы. Есть конспекты разработанных тем занятий, которые позволяю ученикам уносить с собой домой, даю им возможность дополнительно их читать и переписывать, сравнивая с учебником. Конечно, я “озвучиваю” свои конспекты на протяжении урока, то есть произношу своим голосом то, что написано. Но это не чужие, а мои слова и мысли, все излагается в моем понимании.
Когда я готовлю конспект для занятия, то на основе прочитанного, отложив книги в сторону, берусь рассказать об этом сама, записывая свой текст так, как мне это удобно, в нужной мне последовательности, с моей логикой и акцентами. Веду себя с детьми просто, не стесняюсь высказывать сомнение и удивление. Те, кто слушает меня, находятся со мной в полном контакте. Когда разбираю рисунок или схему, подробно комментирую, стараюсь заинтересовать и добиться понимания. Произнося текст конспекта и показывая иллюстрации, я использую слуховую и зрительную память учеников, но когда они переписывают себе мой конспект, работает их механическая память, и, должно быть, они вспоминают мой голос, мои восклицания и пояснения.
Мои “Конспекты по биологии” были напечатаны в 1998 году в издательстве “Питер”, на них мне прислали положительные отзывы учителя, которым, как и мне, нравится наша работа. Сердечно благодарю Заонегину Любовь Алексеевну (Новгород), Суглобову Ирину Васильевну (Москва), Полинкевич Галину Николаевну (Кемеровская обл., Новокузнецкий район, с. Казанково), Зуйкину Татьяну Николаевну (Пермская обл., г. Чайковский), Осипова Михаила Борисовича (Респ. Коми, г. Печора), Найданову Тамару Дмитриевну (Пермская обл., г. Кудымкар), Мухортову Тамару Георгиевну (Крым, г. Ялта). В “Учительской газете” (N 44, 1999 г.) напечатали заметку о моем методе обучения и дали возможность ответить заинтересовавшимся людям (Осипову и Найдановой). Благодарю за чуткое отношение к читателям газеты и особенно признательна художнику Александру Галаганову за остроумный рисунок и грустный юмор.
Поскольку мне небезразлична судьба молодежи вообще, и детей в частности, то хочу через газету предложить свой метод тем, кто работает с детьми в экстремальных условиях, например на территории исправительно-трудовых лагерей, а также в неблагополучных районах, где страдает в первую очередь система образования. Если найдутся заинтересованные в моем методе обучения люди, пусть они напишут мне: 195269, г. Санкт-Петербург, до востребования, Заостровцевой Надежде Антоновне.
Комментарии