Цели данного урока – подвести обучающихся к пониманию сущности семьи как главной ценности человека, сформировать знание основных принципов семейных отношений.
Задачи:1) Подвести к выводу о необходимости серьезно обдумывать решение о создании семьи (на всю жизнь, ответственность каждого за принятое решение, стремление сохранять семью, быть готовыми к трудностям и т. п.). 2) Вызвать чувство восхищения отношениями Петра и Февронии, полными любви, уважения, терпения, веры, надежды на лучшее будущее.3) Сформировать знание об основных принципах взаимоотношений членов христианской семьи. Вызвать желание соблюдать эти принципы.4) Обеспечить понимание смысла 5-й заповеди Закона Божиего и рефлексию собственной позиции и роли в благополучии семьи.5) Сформировать представление о роли семьи в обществе. Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений» / А.В.Кураев. М., Просвещение. 2010.Урок ведется в форме эвристической беседы с элементами исследования. Для включения в проблемное поле используются прием «Найди общее» и подводящий диалог. Ход урокаПервый этапТема урока написана на доске. Урок начинается с предложения посмотреть видеоряд и объединить сюжеты одним словом (сюжеты – этапы семейных отношений: влюбленность, заключение брака, общий быт, дети, старость).Далее выясняется, какие ассоциации возникают со словом «семья». Учитель на доске пишет: ДетиОтецМатьВнимание детей акцентируется на том, что мать и отец – это родители. На доске пишется слово «родители» и предлагается назвать однокоренные слова.Учитель уточняет, что наш дом – это наша семья, место, где рождается новая жизнь, здесь мы растем, учимся жить, становимся гражданами большой семьи, имя которой – Родина. В результате дети подводятся к формулированию темы урока («Семья»). Учитель открывает запись на доске «Христианская семья» – так в учебнике называется параграф. Учитель предлагает посоветоваться в парах и ответить на вопросы: Что мы уже знаем о семье? Что хотелось бы уточнить, вспомнить о семье? Какого знания нам не хватает?Дети формулируют, что предстоит выяснить в ходе урока, а учитель записывает на доске: «Что такое семья? Каковы особенности христианской семьи?».Учитель предлагает ученикам поделиться своим пониманием понятия «семья». Заслушиваются 3-4 мнения. Учитель: Мнения разные. Давайте попробуем дать определение, то есть вычленим главное в этом понятии. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо проанализировать несколько ситуаций.Дети выбирают способ работы – индивидуально или в группах, организуют рабочее пространство. Распределяют роли, планируют деятельность, вспоминают критерии оценки. Учитель напоминает о распределении ролей: один будет фиксировать результаты, другой руководить, третий следить за временем, четвертый анализировать и оценивать работу каждого и всех вместе.Второй этап (операциональный).Учитель: Чтобы сформулировать определение семьи, обратимся к источникам: словарям, учебнику. У вас одна минута на обсуждение. Необходимо оттолкнуться от вопросов: можно ли назвать семьей группу людей, укрывшихся от дождя под одной крышей, что отличает семью от случайной группы людей? Дети работают в группах, в парах, индивидуально (кто как выбрал). Учитель во время работы групп консультирует, помогает вычленить главные признаки семьи – общий быт, заботы, родственные связи…Учитель: Итак, мы с вами ответили на вопрос «Что такое семья?». Какое новое знание у вас появилось? Каким образом мы это делали? Как мы работали? Дети обобщают результаты работы, оценивают работу групп и каждого. Уточнили, что «семья – это…». Вначале высказали свое мнение, потом нашли определения в словаре и в учебнике. Составили свои варианты, обменялись результатами, создали общее определение понятия «семья». Физкультпауза. У кого есть старший брат – встаньте, хлопните в ладоши перед собой столько раз, сколько у него братьев. У кого есть сестра – встаньте, хлопните в ладоши над головой столько раз, сколько у него сестер. Кто помогает дома близким, встаньте, наклонитесь и хлопните в ладоши под коленками 5 раз. У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.Учитель предлагает перейти ко второму вопросу: какие у вас версии, гипотезы – что характеризует христианскую семью? Какие основные принципы христианской семьи? Дети выдвигают предположения, версии. Учитель: Давайте проведем коллективное мини-исследование и попробуем выяснить, правы мы или нет? А для этого обратимся к информации.Демонстрируется фрагмент из фильма «Сказка о царе Салтане»: диалог Гвидона с Царевной Лебедь. Предлагается посмотреть фрагмент и ответить на вопрос: к чему призывает Гвидона мудрая царевна? Отвечают представители групп, используя клише: мы обсудили фрагмент, были разные мнения, но решили, что…Учитель подводит к выводу: прежде чем создавать семью, нужно подумать о будущей совместной жизни. Почему нужно подумать? Что ждет в будущем? Предлагает найти ответ на эти вопросы. «Венчание»: стр. 86 учебника.Дети работают с учебником, формулируют выводы: кольца – символ любви, доверия, верности; венец – готовность сообща преодолевать все трудности и беды. Учитель: В семейной жизни встречаются разные трудности. Как их преодолеть? Истории известны имена супругов, которые преодолели все трудности и создали крепкую семью. В память о них в июле отмечается День семьи, любви и верности. Кто знает, о ком я сейчас говорю? Дети: О Петре и Февронии. Учитель: Хотите узнать, почему эти люди стали такими известными? Рассказ о Петре и Февронии. Детям предлагаются вопросы: что помогло им сохранить семью? Можно ли назвать их семью христианской? Учитель: Я сейчас зачитаю предание об этих людях, вы постарайтесь ответить на вопросы. Чтобы ответить на первый вопрос, нужно на карточке подчеркнуть те слова, которые, по вашему мнению, характеризуют этих людей.Дети индивидуально из перечня слов выбирают и подчеркивают: любовь, терпение, уважение, вера, надежда на лучшее. Зачитывают, дополняют.Учитель: Можно ли назвать эту семью христианской? Почему?Дети доказывают, обосновывают, осмысляют понятие «христианская семья».Учитель: В результате исследования к какому выводу мы пришли? Дети: Христианская семья – это такая семья, в которой отношения строятся по христианским законам. Учитель предлагает познакомиться с еще одной представительницей христианской семьи – императрицей Александрой Федоровной, прусской принцессой, супругой российского императора Николая I, матерью 7 детей, зачитывает фрагмент из ее записок.Дети систематизируют знания, осмысляют информацию.Учитель предлагает 4 группам для обобщения того, что узнали, опираясь на рассказ В.И.Белова «Семья» (из книги Барнов С.Ю., Глебова А.А., Розанов Ю.В. «Культура Вологодского края». Истоки. М., 2004), который читали дома, и свои представления, перечислить обязанности членов семьи. В группе необходимо распределиться так, чтобы каждый назвал какую-нибудь одну обязанность.1-я группа – обязанности отца.2-я группа – обязанности матери.3-я группа – обязанности детей.4-я группа – обязанности бабушки и дедушки.Учитель: В притче о двух сыновьях (Мф. 21:28-32) употребляется термин «почитай». Как вы понимаете значение этого слова? Чему учит эта притча?Дети обсуждают, приходят к общему выводу: «почитай» означает – уважай, слушайся, заботься о старших.Учитель: Вы обратили внимание, что на доске написана тема урока – «Мое почтение»? Как вы думаете, что я хотела этим подчеркнуть? Кому почтение? Дети: Уважаю дружные семьи, где все заботятся друг о друге, берегут и любят друг друга независимо от веры.Учитель: Теперь, когда мы так много вспомнили, узнали о семье, давайте составим модель взаимоотношений в христианской семье. Отношения между кем? Какими буквами обозначим родителей, детей? Как изобразим отношение родителей к детям?На доске:Р ДНад стрелками записываются слова: любовь, забота, терпение, внимательность, уважение, в ходе диалога учащиеся подводятся к выводу, что стрелки будут двойными.Необходимо сказать о бабушках и дедушках – родителях мам и пап. О них тоже нужно заботиться.Третий этап (рефлексивно-оценочный).Учитель обращает внимание, что ответили на второй вопрос урока: выяснили основные особенности христианской семьи. Просит назвать их еще раз. Предлагает сравнить с выдвинутыми версиями. Дети совместно оценивают результаты работы: что знали и вспомнили, что узнали нового. Учитель предлагает вспомнить, откуда брали информацию. Дети говорят, что фрагмент кинофильма, воспоминания императрицы, рассказ В.И.Белова, предание, притча из Евангелия от Матфея – разные источники информации – позволили более точно ответить на вопрос.Учитель предлагает вспомнить, какие методы использовали дети. Дети: Читали, вспоминали, слушали, сравнивали, выбирали главное, обсуждали в группах, в парах, строили модель.Учитель: Что мы можем сделать, чтобы наши семьи были счастливыми?Дети уточняют смысл словосочетаний «быть внимательным», «быть терпеливым».Учитель предлагает выбрать тему для домашней самостоятельной работы:1. Я люблю ______. Мы заботимся друг о друге (как?).2. Дружная семья – это…3. Когда я соберусь создать семью, я подумаю о…Нужно написать 4-5 предложений. Учитель уточняет, кто какую тему выбрал.Учитель на модели Р Д обводит стрелки окружностью, читается слово РОД. Учитель: Наша семья – это наш дом, где мы родились, растем, живем. Мы граждане нашей страны – Родины. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой. И наоборот: чем богаче и сильнее наша Родина, тем богаче и счастливее наши семьи. Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы христианской семьи, делали все от вас зависящее для упрочения и сохранения своих семей: берегли здоровье родных, уважали и не расстраивали взрослых. Пусть и ваши будущие семьи будут счастливы.Татьяна СМИРНОВА, учитель начальных классов средней школы №21 Вологды
Комментарии