Радикальная смена представлений о мире требует и соответствующего пересмотра взглядов на человека, на его развитие и образование. Подумать за другого нельзя, даже если очень хочется, поэтому не стоит и пытаться; каждый мыслит сам, хотя помощь со стороны возможна и желательна. Ребенок, конечно, не маленький взрослый, но и не заготовка для взрослого, а более или менее самостоятельный человек. Думаю, нет смысла навязывать ему какие бы то ни было знания, даже с самыми лучшими намерениями, – надо просто пробудить внутреннюю потребность в знаниях или умениях и создать внешние возможности для того, чтобы эти знания или умения найти и освоить. Я руководствуюсь правилом: незачем механически загружать память ученика набором сведений – лучше показать, где и как эти сведения можно взять, найти и получить.
Сегодня важно, чтобы ученик приобретал опыт самостоятельной работы. Новые знания, новое осмысление их появляется прежде всего на стыке наук, предметов, практик. Важно обучение соотносить с ведущими ценностями. В их числе можно назвать, например, гуманистичность, целесообразность, нравственность, терпимость, экологичность. Понятно, что на первый план в современных условиях выходит задача широкого гуманитарного образования, понимаемого прежде всего как введение ученика в универсальное пространство культуры и идеологии. В этом пространстве нет дисциплинарного обособления истории, философии, литературы и т.п., существуют образцы и относительно фиксированные способы творческого мышления и деятельности. Один из первых шагов на этом пути – интеграция предмета, инновационный прием. Примером может служить интегрированный урок истории и изобразительного искусства в 7-м классе на тему «Искусство живописи, его древность и величие». Мы провели его совместно с учительницей изо Ф.Гучевой. На нем учащиеся познакомились с историей возникновения и развития в различные эпохи одного из древнейших искусств – живописи, с разными живописными материалами и их особенностями. Затем учащиеся на основе услышанного и увиденного заняты самостоятельной работой по секциям: 1) настенная роспись первобытных людей; 2) портреты фараонов, вельмож; 3) вазопись; 4) построение пирамид, замков, дворцов.
Лекции, на мой взгляд, – самая существенная сторона преподавания истории. Систематически использую вводные лекции в начале занятия; установочные лекции – сжатое изложение основного содержания какой-либо темы; обобщающие и обзорные лекции – рассмотрение основных, узловых вопросов темы, изучение которой в соответствии с программой осуществляется в порядке общего ознакомления. Основным приемом изложения, думаю, должно быть рассуждение, размышление с постановкой вопросов. Это помогает удержать внимание школьников, заинтересовать их изучаемыми в данный момент историческими явлениями и процессами. В шестом классе я провела занятие «Культура Древней Руси (ХII-ХIII века)». Основные цели урока: содействовать формированию у школьников способности эстетического восприятия произведений искусства, созданных в период расцвета отечественной культуры, созданных в период расцвета отечественного искусства; познакомить ребят с лучшими образцами зодчества и иконописи ХII-ХIII столетий. Оснащение урока: стенд «Русские храмы в IХ-ХIII вв.»; стенд «Оружейная палата Московского Кремля»; макет храма Покрова на Нерли; набор слайдов «Культура Киевской Руси».
Урок начинается с объяснения понятий «материальная культура» и «духовная культура». Потом шла беседа о ремеслах и прикладном искусстве Древней Руси. Демонстрировались иллюстрации. Приводились суждения о киевском и более позднем искусстве, высказанные в разное время разными мыслителями. Были использованы слайды, изображения ювелирных, кузнечных, гончарных и других изделий. При этом коротко сообщалось о технологии их изготовления. Тут же объяснялось значение употребляемых терминов. Ученики записывали их в тетрадях: чернь, скань, зернь, перегородчатая эмаль, филигрань и т.д.
В конце урока говорилось о том, что политическая раздробленность страны в известной мере благоприятствовала развитию культуры. В разных землях и городах складывались самобытные школы и стили. При этом сохранялось единство отечественной культуры.
На семинарах, в спорах и дискуссиях учащиеся углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, получают ценные навыки самостоятельной работы. Но самое главное, на мой взгляд, – у детей вырабатывается активность в процессе овладения знаниями, формируется самостоятельное мышление.
Важными на своих уроках считаю наглядные пособия. Конечно, на сегодняшний день имеются проблемы с наглядными пособиями. В своей практике также использую уроки с элементами ролевой игры. Считаю такие уроки очень эффективными для закрепления и усвоения материала.
Второй год я работаю классным руководителем экспериментального класса и постоянно размышляю над тем, какими желала бы видеть своих ребят? Я хочу, чтобы мои воспитанники всегда помнили, кто отстоял Москву и брал Берлин, кто разрушал и строил храмы, завоевывал космос и побеждал на олимпиадах. Мечтаю воспитать людей глубоко нравственных, умеющих сопереживать, быть патриотами и гражданами своей страны. Для достижения этих целей как воспитатель ставлю перед собой следующие задачи:
Максимально организовать все усилия для раскрытия личностей моих ребят. Достучаться до сердца каждого, чтобы не было одиночек, групп, чтобы всем было радостно идти в школу, общаться друг с другом, с учителями и не хотелось уходить домой. Создать второй, а может быть, и первый дом – школу для детей. Быть до конца искренней с ними, не лукавить, говорить на равных, не занимать позицию «Учитель – ученик», а быть союзником и другом. Уважать в ребенке личность, не заискивать перед ним.
Очень хочу, чтобы мои воспитанники почувствовали себя личностью, умеющей взаимодействовать с людьми, природой, ощутили принадлежность к национальной культуре, гордились ею и приняли ее в качестве своих ценностей.
Одним из сложнейших моментов работы воспитателя считаю общение с родителями. Стараюсь выбрать оптимальный путь взаимодействия с ними. На родительском собрании, анализируя различные виды деятельности учащихся, обязательно рассказываю о положительных результатах, считаю недопустимым ругать конкретных учеников, называя фамилии, за неуспеваемость, за пропуски. Если родитель знает, что ему расскажут что-то интересное, нужное, неизвестное, он сам активно идет на контакт, становится союзником классного руководителя. Этот союз оптимизирует процесс освоения ребенком социума во всех его проявлениях.
Считаю, что в работе учителя-предметника, классного руководителя нет предела совершенству, понимаю, что много в моей деятельности недоработок, погрешностей и лишь кропотливым каждодневным трудом, самосовершенствованием можно воспитать личность, живущую под девизом: «Твори себя и мир вокруг твори».
Ирина КУРШАЕВА, учитель истории, Кабардино-Балкарская Республика
Комментарии