Интерес ученика к изучаемому предмету зависит от нескольких слагаемых – от содержания предлагаемого к изучению материала, способа изучения материала и от прогнозирования той деятельности, которой ученик собирается заниматься в будущем.
В нашем государстве в последнее десятилетие наблюдается ориентация образования в сторону гуманитаризации, и, как следствие этого, падение интереса у учащихся к изучению наук естественно-математического цикла и физики в частности. Следовательно, моя задача как учителя – преодолеть предвзятость отношения учащихся к предмету.
Один из путей преодоления – внедрение новых технологий обучения, в частности модульной технологии как основы изменения стиля преподавания предмета, помогающего ученику лучше понять и полюбить физику. Именно модульная программа может стать программой обучения, индивидуализированной по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Эта новая технология учитывает особенности, сохраняя развитие процесса познания мира, творческого мышления и творческого подхода к решению учебных задач.
Физика – наука экспериментальная, многие знания получает из опытов и наблюдений, поэтому новая технология должна учитывать эти особенности.
Модульная система обучения предполагает следующие подходы к организации изучения физики: организация самостоятельной работы учащихся на уроке и дома; использование разноуровневых заданий; различные способы самоконтроля и взаимоконтроля; сочетание групповых и индивидуальных способов работы; усиление политехнической направленности обучения физике (демонстрационный и фронтальный эксперименты, ТСО, ЭВМ и т.д.).
В основу применения модульной программы в обучении мною положен принцип “Учить ученика учиться”, т.е. самостоятельно добывать знания по предлагаемому плану с учетом личных особенностей, с учетом личного темпа изучения и в том объеме, в каком ученик определит себе сам. Различные способы самоконтроля помогут ученикам объективно оценивать свои знания и умения, прогнозировать результат, а сочетание индивидуальной и групповой форм работы (отсутствие проверки домашнего задания, вызова к доске и т.д.) поможет снять тревожность и создать психологический комфорт на уроке.
Внедрение новой технологии я начал с создания модульной программы (модуля), учитывая, что модульная программа должна быть легко читаема, все обозначения и сокращения в ней должны быть понятны ученикам, она должна содержать блок-схему всей программы. В своей работе я использую модульные программы в основном трех типов: модульная программа, охватывающая тему или даже небольшой раздел учебного материала; модульная программа, охватывающая материал 1 – 1,5 урока; модульная программа, охватывающая материал 1 – 1,5 урока с применением конспектов для обобщения материала.
Рассмотрим более подробно структуру всех типов модульных программ, работу по которым предваряет повторение материала, необходимого для изучения данной темы.
Модульная программа первого типа охватывает тему или даже небольшой раздел учебного материала имеет обычную форму: учебный элемент, содержание, что, где? Состоит в основном из небольшого числа блоков-модулей.
(Рисунок 1)
Модуль (МО1) – это входной контроль, в котором дается перечень вопросов, понятий, необходимых для изучения данной темы с обязательной адресной ссылкой, где можно найти тот или иной материал, если ученик что-то забыл или не повторил.
Модуль (МО2) содержит план изучения теоретического материала – учебные элементы (уэ), для каждого из которых указывается параграф или страница в учебнике для того, чтобы ученику легче было ориентироваться в учебном материале:
Учебный элемент 0 – Цель: Изучить явление дисперсии света.
Учебный элемент 1 – Опыты Ньютона. Параграф 44.
Если ученику не понятен тот или иной учебный элемент, то он делает отметку в специальном листе:
Мне не понятно:
(Таблица 1)
Если таких отметок мало или они не носят всеобщего характера, учитель на уроке имеет возможность провести индивидуальную консультацию с теми учениками, кому не понятен тот или иной учебный элемент, если же непонимание носит массовый характер, то учитель работает с классом. Аналогично поступают ученики и учитель, если работа с модульной программой проходит в домашних условиях.
Следующий модуль (МО3) – это модуль, где подробно расписаны алгоритмы решения типичных задач (если это возможно). В этом модуле в деталях рассматривается и обращается внимание на те нюансы, которые являются важными элементами решения задач, но они не отражены в материале учебника. В нем также обращается внимание на оформление задач, единицы измерения (СИ).
Модуль (МО4) – самостоятельное решение задач, в котором указываются уровни (3 уровня) и критерии решения задач. Берутся задачи доступные для самостоятельного решения (решение опирается на МО3), но сюда включаются и задачи повышенной сложности. Номера всех задач выносятся за пределы модульной программы, чтобы их можно было оперативно менять, не затрагивая саму модульную программу. Обратная связь и в этом случае осуществляется посредством “листа учета решения задач”, где учащиеся значками ” – “, ” + “, “(” отмечают степень решения той или иной задачи.
(Таблица 2)
Анализируя лист, учитель может сделать вывод о степени усвояемости учебного материала, а на конкретных примерах нерешенных задач выявить затруднения и оперативно поможет ученику, проведя групповые или индивидуальные консультации, либо консультации могут проводить ученики, успешно справившиеся с заданиями. Чтобы исключить некорректное поведение учеников при решении задач, их (задачи) следует применять при выполнении самостоятельных работ, о чем заранее нужно поставить учеников в известность.
Последний модуль модульной программы (МО5) содержит в себе перечень вопросов для самоконтроля учениками своих знаний. Все вопросы подобраны по уровням, каждый из которых имеет свой критерий оценки по пятибалльной системе. Вопросы этих же уровней с этими же критериями выносятся на устный зачет, который может быть проведен по усмотрению учителя либо по желанию учеников.
Работа с такой модульной программой имеет ряд особенностей. Прежде всего, по этой модульной программе должна работать небольшая группа ребят, имеющая хотя бы приблизительно одинаковый уровень обучения. Как правило, переход на применение модульной программы для изучения нового материала не вызывает отрицательных эмоций у учеников. Они работают с модульной программой на уроке и автоматически продолжают работу по ней дома, не получая традиционного домашнего задания (момент, который нужно предвидеть и заранее подготовить к нему ребят). Если заранее оговорить время, отпущенное на изучение данной темы, то оно сократится (с учетом урочной и домашней работы). Время экономится еще и потому, что в группе появляется лидер или лидеры, и остальные ученики невольно стремятся за ними. Сэкономленное время можно использовать для решения более сложных задач, тестирования, проведения срезов знаний для сравнения оценок, которые выставили себе ученики, с оценками учителя. Для более плодотворной работы модульную программу нужно иметь в двойном экземпляре – один экземпляр выдается учащимся на руки для работы дома, а с другим они работают в классе.
Помимо достоинств, такая модульная программа имеет также и ряд недостатков: приличные материальные затраты (бумага, печать, копирование); большой объем программы требует большого времени на ее подготовку; большой объем программы делает ее не слишком гибкой, поскольку в классе с обычной наполняемостью возникает большой временной разброс в темпе освоения материала; применять такую модульную программу удобно при работе с небольшой группой учащихся.
Указанные причины в определенных условиях делают эту модульную программу малоэффективной.
Модульные программы второго и третьего типов по структуре несколько отличаются от модульной программы первого типа: во-первых, они охватывают значительно меньший по объему материал (1 – 1,5 урока), что упрощает ее подготовку; во-вторых, модульная программа содержит больше модулей самоконтроля, что позволяет учителю более оперативно отслеживать процесс усвоения материала, применять текущий (в конце каждого учебного элемента), промежуточный и обобщающий контроль, т.е. процесс усвоения знаний становится управляемым и контролируемым; в-третьих, небольшая по объему модульная программа является более гибкой системой, т.к. ее легче интерпретировать, ее можно использовать фрагментарно, а наличие конспекта дает возможность учащимся быстро повторить, обобщить, то есть привести в систему изучаемый материал, кроме того, такие модульные программы можно делать совместимыми. Важным отличием модулей этого типа является более высокая структурированность деятельности ученика на этапах усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
Рассмотрим более подробно методику применения модульных программ при изучении физики. Какова же система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение? Прежде всего введение модульных программ в учебный процесс нужно осуществлять постепенно, учитывая, что они легко вписываются в любую систему обучения. Далее, учитель сам должен переосмыслить эту технологию, начать думать по-новому, потому что начинается этап, содержащий принципиально новый подход в подготовке к учебному занятию. Кроме того, учитель должен заранее провести психологическую подготовку учеников к новому для них виду деятельности, т.е. они должны иметь четкое представление о том, чем и как они будут заниматься. Универсальных рецептов на этот момент нет, многое зависит от состава класса, его отношения к учебе, от психологического климата в классе.
Как показывает опыт, уроки с применением модульных программ проходят спокойно, увлеченно, и такой стиль проведения уроков одобряют от 80 до 85% учеников. Они желают продолжать работать в таком стиле и далее. Как правило, работа с модульной программой начинается индивидуально, но затем, буквально через несколько минут, ученики объединяются в пары или группы (более 90% учащихся класса). Отношения в группах и парах чаще всего доброжелательные. Поэтому время на уроке проходит быстро (для учеников) и самое главное продуктивно. Стиль работы в парах и группах чаще всего спокойный, слаженный, хотя и бывают некоторые отклонения. Неправильно было бы думать, что все проходит исключительно гладко и безоблачно. Ребята в классе разные, логические и мыслительные операции у них протекают по-разному, поэтому темп работы также различен. Как показывает мониторинг затрат времени, в модульной программе, состоящей из пяти модулей, в конце 30-й минуты от начала урока с МО2 работало около 5%, с МО3 – 55%, с МО4 – около 25%, и только около 15% учащихся приступили к работе с последним модулем программы, такой темп работы в основном наблюдается постоянно. Следовательно, чтобы уравнять рабочий темп, я во время таких уроков провожу “тихие” консультации с теми ребятами, которые работают медленно, либо привлекаю к работе тех учеников, темп работы которых высок. Многообразная и разноплановая система учебной деятельности реализуется тем эффективнее, чем активнее она воспринимается и осваивается каждым учеником.
Естественно, на каждом этапе изучения нового материала не только учителю, но и ученику очень важно знать, чего он (ученик) достиг, что он знает, что он усвоил, а что не усвоил. Для решения этих вопросов в модульной программе существует самоконтроль (взаимоконтроль). В начале эксперимента я включал контроль только в конце работы с модульной программой – это был самоконтроль со стороны учеников (они оценивали свою работу по привычной пятибалльной системе), а также контроль со стороны учителя в виде устного зачета, контрольной, либо самостоятельной работы. Анализируя позже ситуацию, я пришел к выводу, что такой контроль не отражает реальной ситуации. Учитель и ученики практически не видят развитие процесса в динамике: не видно успехов или неуспехов ученика, невозможно своевременно выявить пробелы и устранить их сразу, т.е. нет управления учением. Поэтому в дальнейшей работе я стал применять несколько видов контроля (самоконтроля).
Как было сказано выше, промежуточный, текущий и обобщающий. Был изменен и подход к оценке, я стал применять балльную систему. В каждом модуле самоконтроля или взаимоконтроля наряду с заданием учащимся предлагалось оценить свою работу или работу товарища по балльной системе: количество баллов, которые проставлял в лист учета ученик, зависело от степени трудности вопроса и от того, как было выполнено задание – пользовался ли ученик учебником, помогал ли ему сосед и т. д.
КУРОПАТОВ А.В.,
учитель физики,
городская гимназия N1
Усть-Илимск
Комментарии