Магическое воспитательное воздействие курса “Мой выбор” уже испытали на себе многие школьники России. Именно его воспитывающую сторону используют классные руководители, педагоги дополнительного образования. Многовариантность применения курса открыли учителя уже с первых уроков. Наша газета рассказывала о том, как брянские подростки на основе этой программы разрабатывают и реализуют различные социальные проекты.
В Сызрани Самарской области уже другой подход. Здесь успешно проходит эксперимент по использованию содержания и методик образовательной программы “Мой выбор” в работе с молодежью. Она выступает в качестве идеологического сопровождения молодежных организаций, в частности недавно созданной “Молодежи Сызрани”, которая, можно сказать, заняла пустовавшую многие годы нишу, образовавшуюся после роспуска комсомола. Руководит экспериментом заместитель главы администрации города Роза Непопалова. На основе программы “Мой выбор” молодые люди создали свою. Она ставит следующие задачи: формирование активной гражданской позиции и новой молодежной субкультуры. Сюда входят также образовательный блок и социальная практика.
Что здесь особенно привлекает подростков и молодежь? Это возможность реализовать себя, посильная напряженная работа, новый круг общения, самоуважение, самостоятельность решений, положительные эмоции, уверенность в своих силах, желание думать и работать, духовное удовлетворение, желание помочь сверстникам.
Если в прошлые годы молодые люди Сызрани с большим трудом находили свое место в жизни, а порой и не находили, то теперь у них появилась возможность получать навыки социальной адаптации. Они учатся осознанному и одновременно ответственному выбору. Постепенно начинают понимать, что сами, а не родители должны выбирать друзей, учебное заведение, образ жизни, профессию. Ученики, студенты, молодые рабочие, которые посещают клуб “Мой выбор”, довольны, что к ним относятся уважительно, прислушиваются к их мнению и совету.
“Молодежь Сызрани” выдвинула свой девиз: “Быть успешным – это модно!”. В это понятие они вкладывают более широкий смысл: успех в учебе, профессии, в семейной и общественной жизни, а кроме того, объявляют моду на хорошее здоровье.
В городе работают несколько десятков волонтеров из числа старшеклассников, студентов, молодых рабочих, которые были подготовлены опять же на основе программы “Мой выбор”. В итоге формирование личности юного гражданина происходит на уровне “подросток – подростку”. Волонтеры сами учатся и передают знания и навыки человеческого общежития, социальной адаптации своим сверстникам и ребятам помоложе.
Программа привлекла внимание многих родителей. Для них организован родительский всеобуч. Папы и мамы учатся общению с детьми, легче и без осложнений разрешать семейные конфликты.
В эксперименте кроме школ, других учебных заведений участвуют социальные службы города, городской центр реабилитации, медицинские учреждения.
В Новоуральске Свердловской области свой вариант работы по программе “Мой выбор”. Здесь она помогает воспитанию социально запущенных детей. Эксперимент возглавляет заместитель главы администрации города А. Александров. В качестве экспериментальной площадки взяли вечернюю школу, в которой много учеников, находящихся на учете в детской комнате милиции.
Прошлым летом из таких ребят создали лагерь отдыха. Стали проводить с ними занятия по программе “Мой выбор” и неожиданно обнаружили, что эти дети не понимают и не принимают уважительного отношения к себе. Тогда с помощью специально разработанной анкеты провели опрос и поняли, что у большинства подростков очень низкий уровень социальной зрелости. Они совсем не готовы к самостоятельному выбору, они признают только силу, только авторитарный стиль общения. И тогда участники эксперимента начали создавать с помощью этой программы свою концепцию работы с трудными детьми.
Методы и технологии, созданные на основе новоуральского опыта, обогатят практику педагогов и социальных работников других регионов страны.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии