Каждая мать абсолютно и беспрекословно убеждена в гениальности своего ребенка. Но разделяет ли ее уверенность учитель? Или, как мне сказала на днях одна весьма интеллектуально развитая семиклассница, способности ребенка не всегда проявляются в школе, потому что они не особо очевидны окружающим? На встрече за круглым столом в Московском городском педагогическом университете психологи и педагоги, руководители образовательных организаций и родители,а также журналисты пытались выяснить, существует ли «презумпция одаренности»в школах столицы и как наиболее полно и деликатно раскрыть таланты детей.
Тема одаренности интересует многих, – начала разговор в МГПУ заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева, – и это очень модное явление: набирая в любом поисковике «одаренность», мы получим множество предложений курсов по развитию детской одаренности, рекомендации родителям, как воспитать ребенка гением, бесконечные конкурсы. Телевидение предлагает огромное количество шоу-программ про самых умных, самых удивительных, самых юных вундеркиндов. Мы признаем презумпцию одаренности стопроцентной основой развития системы образования. И наша задача – создавать условия для того, чтобы это выявить и дать ребенку реализовать свои таланты в действительности. Ведь кто-то лепит из глины, кто-то танцует и поет, кто-то решает задачи – все это важно, и каждый должен быть уверен, что он найдет комфортную среду для развития своих способностей.- Мне ближе слово «талант», – заметил директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. – Когда мы говорим о развитии различных талантов в ребенке, мы сразу подразумеваем, что талант может быть различен. Один – в математике, другой – в музыке, а третий окажется слесарем с золотыми руками. И на каком-то конкурсе-соревновании кто-то сможет сразу продемонстрировать свой талант, а кто-то – пока нет. Но важно, чтобы процесс отбора одаренных в чем-то определенном детей не стал мощным негативным ударом по самооценке других. Одно дело, когда говорят: «У тебя в данный момент недостаточно навыков в этом, возможно, ты проявишь себя здесь чуть позже или в другом», а другое – «Ты не годишься!». Талант многогранен, и я абсолютно уверен, что каждый ребенок талантлив. И, собственно, переход от модели поиска и отбора одаренных ребят, которая была раньше, к созданию среды, дающей возможность проявить себя каждому, позволил поверить ребятам, что все они талантливы и что любой может стать успешным, у успеха возможностей много. Но хочу отметить, что сколь бы талантливым человек ни был, если он ничего не будет делать, у него ничего не получится.- На сегодняшний день в Москве сложилась уникальнейшая ситуация, – подчеркнула директор Городского психолого-педагогического центра Любовь Олтаржевская, – в одной образовательной организации находятся разные дети. Есть дети с задатками одаренности, есть дети с нормативным развитием с хорошим потенциалом, есть дети с ограниченными возможностями здоровья. У каждого человека есть какие-то способности. И задача педагогического сообщества – помочь таланту раскрыться. Наша задача – создание открытой творческой среды, в которой ребенок мог бы найти именно то направление, в котором ему было бы интересно идти дальше. Многое дано человеку природой, но очень важна и мотивация достижений, а сформировать в каждой московской образовательной организации условия для того, чтобы ребенок захотел раскрыться и проявить себя в полной мере, думаю, нам по силам.
Комментарии