search
main
0

Модернизация по-белорусски. Победа осталась за двенадцатилетней школой

В Москве прошли Дни образования Республики Беларусь. В столице побывала представительная делегация из Минска, Брестской и Витебской областей. Обмен опытом несколько обескуражил, ведь в Белоруссии удалось реализовать все то, о чем в России до сих пор идут горячие дискуссии: переход на двенадцатилетку, на десятибалльную систему оценок, на всеобщее централизованное тестирование выпускников средних школ и многое другое. Со многими регионами России белорусов связывают дружеские договоры о сотрудничестве. Например, с учительским профсоюзом Витебской области подписано соглашение у Смоленского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Две организации обмениваются делегациями, проводят совместные мероприятия. Что же интересного происходит у соседей? И можем ли мы взять их опыт на вооружение?

Александр ЖУК, первый заместитель начальника Управления образования Брестского облисполкома: У нас нет «потерянного поколения»

Специфика нашей области заключается в том, что возможность получить образование (особенно высшее, которым мы долгие годы после распада СССР были обделены) в последние годы существенно возросла. За 5 лет количество студентов возросло практически в два раза. Скоро мы приблизимся к тому, что каждый второй выпускник общеобразовательной школы будет поступать в вуз. В 2003 году был открыт первый за годы независимости Республики Беларусь вуз в городе Барановичи. Сейчас ведется подготовка к открытию еще одного высшего учебного заведения на территории Брестчины – Полесского университета, после чего в нашей области будут работать четыре вуза.

Достаточно серьезно ведется подготовка специалистов в среднем специальном звене. У нас 17 средних профессиональных учебных заведений, причем два – частные, 30 профессионально-технических учреждений готовят рабочих практически всех специальностей.

В Брестской области, которая находится на рубеже наших государств, очень много мест, которые роднят русских и белорусов, напоминают об общей истории. Поэтому в программе нашего сотрудничества есть историческая страница. Сейчас школьники из России приезжают к нам, восхищаются природой нашего национального заповедника – Беловежской пущи, посещают мемориальный комплекс Брестской крепости. Очень широко проходили мероприятия, посвященные 60-летию победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Мы признательны всем, кто посетил Брестчину, где немало пролито крови защитниками Родины.

Среди школьников СНГ проводилась международная олимпиада по русскому языку, первое место в которой заняли участники из брестской гимназии №1. У нас русский язык – национальный, государственный. Участие в подобных олимпиадах помогает нам еще лучше понимать друг друга.

Мы видим, что в республике взят правильный курс на воспитание молодежи. У нас нет «потерянного поколения». Более того, белорусская молодежь сегодня – наша опора в созидании сильной, процветающей страны. В Беларуси возрождены и активно работают молодежные общественные объединения, что позволяет противодействовать развитию политического экстремизма, разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной вражды.

Леонид СТЕПАНОВ, первый заместитель начальника Управления образования Витебского облисполкома: Во главе угла – интересы ученика

Витебская область, с одной стороны, не исключение в общей системе образования Беларуси. С другой стороны, в развитии регионального образования есть определенная специфика, отличающая его от других. В первую очередь, это связано с демографией, поскольку в области более шести с половиной тысяч населенных пунктов, в каждом селе более 30 дворов. Это накладывает свой отпечаток на систему образования, которая объединяет более полутора тысяч учебных заведений – по семьсот школ и детских садов, а также других учреждений.

При управлении всей этой системой мы во главу угла ставим ученика, давая ему возможность получить качественное образование, даже если он живет в селе. Здесь мы идем различными направлениями. Создаем условия в школах районных центров, которые сначала становятся опорными, а потом, по мере укрепления материальной базы, превращаются в гимназии и обслуживают весь район.

Если для ученика недостаточен уровень предлагаемого ему образования, а он уже проявил неплохие способности, у него есть выход: под Витебском специально открыта гимназия-интернат для одаренных ребят из сельской местности. Там собраны 30% победителей международных и республиканских олимпиад. С помощью сильных педагогов (как правило, уже не школьных) мы готовим гимназистов к поступлению в вузы.

Как и в России, у нас действует программа «Школьный автобус». Ежегодно каждый район получает по автобусу, это помогает нам решить проблему подвоза детей из малонаселенных пунктов в опорные школы.

Городские школы развиваются немного по-иному. Среди них тоже есть гимназии и лицеи, имеющие определенные достижения. Тут у нас лидирует и Витебск и другие города области. Ребята из Орши, Полоцка показывают неплохие результаты на республиканских и международных олимпиадах.

Сегодня мы подошли к определенному этапу реформирования школы, которое продолжается уже восемь лет. Класс за классом начинают учиться по новой программе, по новым национальным учебникам. Базовая школа становится десятилетней и обязательной для всех. Плюс появляется профильная школа. В рамках подготовки к переходу на профильное обучение мы предлагаем любой школе вести изучение предметов на различных уровнях, чтобы дети могли определиться и продолжить учебу там, где захотят.

Отмечу, что на сегодняшний день ход реформирования не вызывает раздражения у наших граждан. По крайней мере, мы практически всех убедили в том, что 12-летка необходима, хотя на определенных этапах возникали вопросы: нужно ли выстраивать школу по схеме «10 + 2», или стоит вернуться к одиннадцати классам обучения? Опыт работы педагогических коллективов доказал, что победа осталась за 12-летней школой. В наших школах прижилась также десятибалльная система оценки знаний. Старая, пятибалльная уже потихонечку забывается. У нас стало престижным получение высшего образования. Причем наши выпускники пуступают не только в вузы Республики Беларусь, но и в московские, питерские, вузы других стран.

Могу сказать, что у нас нет ненужных, забытых детей. Созданная буквально за несколько лет система детских приютов, социально-педагогических центров, приемных семей помогла спасти тысячи детей от судьбы беспризорника и найти для них новые семьи. Это позволило нам по-иному взглянуть на процесс международного усыновления и перестроить его. Если мы успешно завершим намеченную программу развития национальной системы образования, то будущее Беларуси станет еще более безопасным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте