search
main
0

Модернизация образования набирает обороты. Виктор БОЛОТОВ, первый заместитель министра образования РФ

19 мая в Государственной Думе состоялся семинар-совещание по проблемам развития образовательного права, на котором первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов рассказал о том, как реализуется Концепция модернизации образования, рассчитанная до 2010 года и Федеральная программа развития образования.

Дошкольное образование. В большинстве регионов сегодня стали понимать, что корни асоциального поведения детей в школе вообще-то нужно искать в дошкольном детстве. И неуспеваемость ученика во многом связана с тем, как он провел дошкольные годы. Теперь во многих регионах стали появляться подпрограммы поддержки и развития дошкольного образования. Его наиболее перспективные направления – это, например, введение вариантов кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях. Три года мы проводили эксперимент в ряде субъектов Федерации и отработали модель краткосрочного пребывания детей. Выводы, которые уже можно сделать, – успеваемость в начальной школе у ребят стала гораздо лучше.

Также перспективной в дошкольном образовании представляется многоканальная схема финансирования, когда образовательная программа финансируется за счет субъекта Федерации, содержание инфраструктуры – за счет муниципалитетов, а социальные услуги – за счет родителей. Уже второй год мы проводим эксперимент с тремя регионами: Московской областью, Самарой и Великим Новгородом. И результаты показывают, что такая схема, пожалуй, сегодня представляется наиболее подходящей. Но необходимы изменения в законодательстве, пока же мы отрабатываем принципиальную схему такого финансирования.

Общее образование. Завершается переход на четырехлетнюю начальную школу, готовятся новые стандарты образования. Младшие школьники теперь будут изучать современные информационные технологии. Причем мы рекомендуем вводить их не отдельным предметом, а делать компьютеры учебным средством при преподавании других дисциплин: математики, русского языка и т.д. Хотя вполне возможно поставить информатику и отдельным предметом, просто мы считаем, что это менее перспективно. Второе новшество в начальной школе – это изучение иностранных языков со второго класса. Понятно, что не во всех школах для этого есть учителя, поэтому программа станет поэтапной. Сегодня эти предметы преподаются в начальной школе за деньги родителей, но Министерство образования будет добиваться того, чтобы их финансировал бюджет.

Во второй ступени у нас главная работа – это поиск технологий, с помощью которых мы оптимизируем переход из четвертого класса в пятый. В последнем классе уже в этом году начинается эксперимент по проблемам предпрофильной подготовки, сознательного выбора старшей школы. Мы хотим сделать правила перехода из девятого в десятый класс с профильным обучением прозрачными для родителей, для учителей и для самих подростков.

Первый шаг в этом направлении сделан – введены правила негосударственной итоговой аттестации. После девятого класса мы предполагаем создавать уже межшкольные и муниципальные экзаменационные комиссии. Это делается для того, чтобы можно было организовать сетевое взаимодействие школ.

Профильное обучение в старшей школе. Речь идет о том, чтобы у ребенка независимо от того, где он учится, была возможность построить профильную образовательную программу с привлечением системы дополнительного образования детей, с привлечением возможностей начального и среднего профессионального образования и, конечно же, вузов. Это очень важно, особенно для села, где возможностей школ зачастую не хватает для того, чтобы удовлетворить потребности старшеклассников в знаниях по тому или иному предмету.

Эксперименты в системе общего образования. В этом году министерство вместе с регионами, которые участвуют в широкомасштабном эксперименте по новой структуре и содержанию образования, будут обсуждать серьезную корректировку этого мероприятия.

Еще одно новшество – введение единого госэкзамена. В прошлом году 16 регионов принимали участие в эксперименте, в этом – 47. В нынешнем году срок его проведения заканчивается, и мы должны принимать решение либо о продлении эксперимента, либо о поэтапном введении ЕГЭ в масштабах всей страны. Подавляющее большинство регионов к этому готовы.

Сельская школа. Третий масштабный эксперимент неточно был назван оптимизацией сети сельских школ. Ведь под оптимизацией часто подразумевают сокращение. Речь же идет о том, чтобы сделать более доступным качественное образование для сельских детей. И мы сегодня в рамках эксперимента отрабатываем несколько направлений деятельности. Первое: сельский автобус там, где есть транспорт и дороги. Он оказался эффективным, и уже во многих регионах родители настаивают на введении этой программы. Второе направление – сетевое взаимодействие образовательных учреждений на селе. Каждую школу (особенно маленькую) в сегодняшних условиях мы не обеспечим полным набором квалифицированных учителей и полным набором необходимого оборудования. Здесь выход из положения – сетевое взаимодействие, ресурсные центры, ресурсная школа, которая обслуживает детей, обучающихся в округе. Третий подход к сельской школе, который мы отрабатываем, касается развития информационных технологий, особенно это актуально для Севера, Сибири, Дальнего Востока. На федеральном уровне мы оставим образовательные порталы и дистанционную школу.

Начальное и среднее профессиональное образование. В пакете Козака, в законопроектах, которые определяют полномочия субъектов Федерации и муниципального уровня власти, предлагается несколько новаций, связанных с образованием. Одна из них: муниципальные образования, созданные по поселенческому принципу, то есть сельсовет, поссовет, за образовательные учреждения отвечать теперь не будут, они перестанут быть и их учредителями.

Второе новшество – передача финансирования учреждений НПО и СПО на региональный бюджет. Для этого мы должны разработать федеральный норматив на начальное и среднее профессиональное образование, чтобы регионы в соответствии с ним были обязаны закладывать в свои бюджеты финансирование учреждений НПО и СПО. В Министерстве образования также полагают, что деньги на учреждения этой системы должны идти не общим трансфертом, а субвенциями, то есть целевой строкой, чтобы не было перебрасывания их на другие цели.

Но проблемы НПО и СПО мы не решим без взаимодействия с работодателями. Этому могли бы помочь советы по кадровой политике в регионах, в которые вошли бы бизнесмены, работодатели, представители Департамента по экономике и финансам. НПО и СПО завтра уже будут в ведении субъекта Федерации, и очень велика опасность того, что процесс перехода будет болезненным. И сегодня нужно говорить с работодателями о том, какие профессии нужны, сколько принимать молодежи по специальностям начального и среднего профессионального образования. У нас сегодня где-то густо, а где-то пусто.

Высшее профессиональное образование. Здесь есть две наиболее острые проблемы. Первая – та же самая: взаимодействие с работодателем. Правительство выпустило постановление о госзаказе, но опыт этого года показал, что пока проблема госзаказа является проблемой совета ректоров субъекта Федерации – по большинству регионов те же самые цифры приема, которые были в прошлом году, лишь с некоторым увеличением. То есть нет привязки к региональным рынкам труда. Не учитывается, к примеру, что юристов, экономистов и управленцев не обучает сегодня только ленивый. А где они будут работать? Выход из этой ситуации нужно искать сегодня вместе Федерации и субъектам.

Вторая проблема – качество образования. В каждом регионе уже десятки, если не сотни филиалов московских и санкт-петербургских вузов. Скоро в каждой деревне откроется чей-нибудь филиал, а качество образования у них далеко не высокое. Мы с регионами заключаем соглашение о передаче полномочий по контролю за лицензионными нормативами органам управления образованием субъекта Федерации. Кто-то этими полномочиями активно пользуется, и мы получаем предложения по закрытию того или иного филиала или негосударственного вуза, кто-то относится к этому формально, и эти псевдовысшие учебные заведения функционируют, пока не попадут в план федеральной проверки либо студенты не возмутятся. Иногда главное предназначение этих институтов – гарантировать отсрочку от службы в армии. Тут нужно вместе органам исполнительной власти и Министерству образования вести работу по контролю за соблюдением лицензионных нормативов.

Все федеральные программы работают на принципах софинансирования – от программы информатизации до программы «Сельская школа». Мы продолжим в будущем году программу информатизации образования, в этом году реализуем программу по поставке спортинвентаря.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте