Учебно-методический центр Федерального железнодорожного агентства РФ демонстрирует возможности высокого уровня подготовки кадров в условиях структурной реформы отрасли.
Значительная часть жизни современного россиянина проходит «на рельсах». Трамвай, метро, электричка, поезд дальнего следования давно уже перестали вызывать удивление. О транспорте вспоминают, только когда он плохо работает. Но ведь машины лишь перевозят пассажиров, работают на них, управляют их движением люди. И профессиональная подготовка достаточного числа этих людей является важнейшей государственной задачей.
Однако система железнодорожного образования почему-то довольно редко оказывается в фокусе общественного внимания. А ведь именно сейчас она особенно нуждается в участии. Проблема реформирования и акционирования МПС не должна заслонять от общества проблему подготовки квалифицированных железнодорожных кадров. Работа учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте удачно справляется с этой задачей.
– Сегодня наша система организует учебно-методическую и учебно-воспитательную работу со всеми учебными заведениями бывшего МПС России, – рассказывает заместитель директора учебно-методического центра Елена Отвечалина, – в их число входят 10 высших учебных заведений (9 университетов и 1 академия), 60 средних специальных, 45 технических школ и учебно-производственных центров, 22 общеобразовательные школы, 32 школы-интерната, 2 лицея и 2 гимназии.
– Как же вы справляетесь с обслуживанием такого «хозяйства»? Ведь железные дороги теперь формально уже негосударственные.
– Государство нас не бросает. Нашу деятельность курируют и Федеральное железнодорожное агентство, и Минобрнауки, но основную помощь по-прежнему оказывают сами железные дороги.
– По старой памяти?..
– Ну память никогда нельзя сбрасывать со счетов. Но главное все-таки не в этом, ведь какой бы формой собственности не стал транспорт, на нем все равно нужно кому-то работать. И с улицы этих людей не наберешь. Так что дороги по-прежнему заключают договоры на подготовку специалистов с вузами, колледжами и техникумами, ну а вузам нужны свои подшефные школы. Да и детям железнодорожников также нужно где-то учиться.
– Выходит, реформа вас никак не затронула. От модернизации образования ваша система как ведомственная тоже, наверное, убереглась?…
– Как сказать? В рамках модернизации наш центр, к примеру, разработал новое поколение государственных стандартов базового и повышенного уровня по 8 профильным специальностям. Соответствующей переработке подверглись все программы, учебники, методическая литература. Вводятся и совсем новые дисциплины. Например, «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Продажа билетов, управление грузами и поездами – все это теперь требует освоения новых, автоматизированных систем. Ну и, наконец, разработка улучшенных стандартов по технике безопасности железнодорожного транспорта, методика антитеррористической работы – наш центр последнее время вплотную занимается этими проблемами.
– А межотраслевое сотрудничество?
– Оно происходит на двух уровнях. Во-первых, мы постоянно обмениваемся опытом с методистами из смежных отраслей: авиаторами, речниками, связистами. А, во-вторых, многие наши программы и разработки используются не только профильными учебными заведениями…
– Какими же?
– Металлурги из Новокузнецка, энергетики из Волгограда, многих можно назвать.
– И все-таки можно ли сегодня считать учебу в системе железнодорожного образования престижной?
– Несомненно. Большая часть наших выпускников находит себе работу по специальности. Да и условия их обучения выигрышные. К примеру, по России 1 компьютер в среднем приходится на 20 студентов, у нас в системе – только на 7.
Разговаривая с такими людьми, веришь, железнодорожному образованию в России быть!
Комментарии