search
main
0

Моделируя и анализируя

Стараемся учиться на чужих ошибках, чтобы не совершать собственных

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

О том, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей», говорил еще К.Д.Ушинский.

На процесс формирования у учащихся знаний в области основ безопасности жизнедеятельности большое влияние оказывает образовательная организация, потому что именно в ней учащийся проводит большое количество времени, общаясь со сверстниками и педагогами. Главная цель воспитания безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку представление об основных опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них. Безопасность – это не просто совокупность полученных знаний, а умение правильно и точно вести себя в определенных ситуациях.

Работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности целесообразно осуществлять в игровой деятельности. Несмотря на то что с поступлением в школу учебная деятельность начинает выходить на первый план, не стоит недооценивать влияние игры на младших школьников.

Среди основных игровых форм обучения для формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников на уроках окружающего мира можно выделить:

– игры-тесты («В стране дорожных знаков»);
– игры с классификационными характеристиками узнавания, определения и вычленения действий в определенных ситуациях («Незнакомец», «Один дома», «Опасные места на пешеходном переходе»).

Достаточно эффективна с практической стороны ее применения на занятиях коллективная игра соревновательного характера, которая в свою очередь направлена на получение информации и использование ее при ответах на вопросы игрового поля. Примерами игр-соревнований являются «крестики-нолики», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».

Другим направлением в проведении игр является имитация, которая рассматривается как процесс, который предусматривает проигрывание ситуации, где требуется формирование практических навыков и конкретных действий. Младшим школьникам в рекомендательной форме предлагается игра «Скорая помощь», в рамках которой формируются знания и умения ПМП при различных видах повреждений.

Игра не ограничивается внеурочным временем, на уроках окружающего мира существуют игровые ситуации на различных этапах. Именно участие учащихся начальных классов в игре в значительной мере повышает мотивационный фактор у детей относительно формирования привычки быть сосредоточенным на уроке, развития внимания, потребности в постоянном пополнении полученных знаний.

Игровые формы обучения как условие формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников на уроках окружающего мира непосредственно представлены средствами мотивационного фактора по активизации деятельности учащихся на занятиях. В процессе игры именно педагог берет на себя инициативу как источник по передаче информации ученику с соблюдением здоровой психологической обстановки.

Не обязательно ограничивать процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности играми. На уроках математики, например, можно использовать сюжетные задачи как вспомогательный инструмент в процессе решения подобного вопроса. Вот пример такой задачи: «На Земле ежегодно возникает около 200000 лесных пожаров. Из этого числа лишь 20000 – по вине молнии. Какой процент пожаров возникает по вине людей?» Подобные задачи всегда можно завершить коротким выводом о необходимости соблюдать правила безопасности, где бы мы ни находились.

Также примером дополнения содержания образовательного процесса в вопросе формирования основ безопасности жизнедеятельности могут служить различные кроссворды, викторины, ребусы, поговорки, творческие конкурсы, применяемые в образовательном процессе.

Помимо всего прочего особого внимания заслуживает внеклас­сная деятельность по формированию у учеников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности. При этом используются беседы, рассказ, отрывки из произведений. Чаще и эффективнее других способов во внеурочной работе используется проектная деятельность. Моделируя и анализируя опасные ситуации, дети осмысливают чужие ошибки, обсуждают, делают выводы и запоминают правильные действия.

На современном этапе развития образования деятельность по формированию у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности имеет огромный потенциал. Правила, усвоенные учениками, способствуют соблюдению норм поведения, которые в свою очередь обеспечивают личную безопасность школьников.

Даниил КУЧЕРЯВЫЙ, учитель начальных классов школы «Спектр»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте