search
main
0

Моделирование и конструирование

Для научно-педагогического сообщества

Современный образовательный процесс требует от педагогов постоянного совершенствования, профессионального развития, в том числе и в вопросах научно-практической и информационной компетентности.

Среди большого числа инструментов развития профессиональных компетенций педагогов важную роль играет участие в научно-практических конференциях, которые способствуют эффективному анализу и осмыслению наиболее актуальных проблем, затрагивающих как процесс образования в целом, так и новые образовательные методики образования в частности. Работа педагогов в рамках научно-практического направления создает дополнительные возможности для осознанного, эффективного и интенсивного самоанализа, расширения используемых методик.

Знакомство с новыми концепциями и идеями, с актуальными уточнениями положений фундаментальной науки и результатами исследований положительно влияет как на профессиональный, так и на личностный рост педагога. Все перечисленное является ключевым фактором возникновения нового этапа профессионального и личностного развития педагога, способствует развитию информационной компетентности, форсирует и мотивирует его как профессионала к расширению границ научных горизонтов.

С целью трансляции эффективного педагогического опыта на протяжении 7 лет Московским государственным образовательным комплексом ежегодно проводится Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция для научно-педагогического сообщества «Моделирование и конструирование в образовательной среде».

Основные вопросы конференции:

– интеграция уровней образования;

– развитие практико-ориентированного обучения;

– моделирование как способ создания активной обучающей среды;

– применение новых технологий в образовании;

– модернизация образования;

– конструирование современного педагогического процесса;

– проектирование как этап реализации образовательной деятельности.

Основными участниками конференции выступают учителя общеобразовательных организаций, преподаватели колледжей и вузов, научные сотрудники, руководители образовательных организаций. По итогам конференции ежегодно выпускается электронный сборник материалов конференции с включением его в РИНЦ (Национальную библиографическую базу данных научного цитирования).

Каждый год расширяется география конференции: города России (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Красноярск, Мурманск, Ростов-на-Дону, Киров, Новокузнецк, Саратов, Стерлитамак, Челябинск, Саранск, Владимир, Казань, Орел, Воронеж, Севастополь, Калуга, Орск, Самара, Елец, Чебоксары, Таганрог, Ялта, Уфа, Йошкар-Ола, Елабуга, Симферополь, Нижневартовск, Барнаул, Тула и др.), Республика Беларусь, республики Армения, Азербайджан, Узбекистан, Приднестровье, Донецкая Народная Республика.

Ежегодное увеличение числа участников конференции (в 2021 году сборник включал в себя 135 статей) привело к организации конкурсного отбора оргкомитетом. В апреле 2022 года состоялась уже седьмая конференция, по результатам которой был проведен конкурс материалов. Следовательно, из 147 присланных заявок 40 лучших статей вошли в сборник конференции.

Тематика статей включает в себя основные вопросы конференции, такие как педагогическая поддержка научно-исследовательской работы будущих учителей начальных классов; основные аспекты педагогической поддержки студентов педагогических специальностей; исследование прикладного использования концепций искусственного интеллекта в применении к учебным дисциплинам технических направлений высших учебных заведений и факультетов средних профессиональных отделений вузов и технологических колледжей; проектный офис – подразделение в образовательной организации, организующее планирование и контроль проектной деятельности, внедрение, административную поддержку и развитие проектно-ориентированной системы управления; изучение вопросов практики проведения открытых уроков в очном формате в постковидную эпоху.

Представлены примеры разработанных автором электронных виртуальных интерактивных лабораторных установок, моделирующих гармонические механические колебания различной природы, которые позволяют изучать явления и процессы в режиме реального времени, рассматриваются подходы к развитию кадрового потенциала многофункционального образовательного комплекса, условия применения инновационных образовательных технологий, проанализировано применение этимологии в школьном курсе английского языка, описана важность данной науки для изучения курса английского языка школьниками, представлены некоторые методические разработки для педагогов.

Кроме того, анализируются образовательные особенности игры-драматизации и игры-викторины, раскрывается специфика работы педагога-психолога в рамках реализации инновационного проекта в учреждении дошкольного образования, выделены основы постановки и визуализации процессов теоретизации и технологизации в контексте описания возможностей научно-педагогического моделирования, рассмотрена проблема формирования у обучающихся средней школы готовности к самостоятельной учебной деятельности, саморазвитию в рамках электронно-дистанционного обучения, рассматривается технология концентрированного обучения как способ улучшения качественных характеристик образования в условиях СПО, а также одна из актуальных технологий современного образования – технология проектного обучения, которая позволяет вовлечь обуча­ющихся в самостоятельную учебную деятельность, представлены наиболее эффективные методические и дидактические материалы для использования в работе администрацией и педагогами учреждений дошкольного образования с целью формирования гражданственности и патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Раскрываются методика проведения SWOT-анализа, проблемы и перспективы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс подготовки будущих юристов, применение виртуальных лабораторий и интерактивных симуляторов в процессе изучения предметов естественного цикла, проанализированы понятия «компетенция», «компетентность», «математическая компетентность», описана важность применения производной в физике, геометрии, экономике, приведены примеры задач, развивающих математическую компетентность старших школьников, освещаются вопросы цифровизации и геймификации образования современных дошкольников, описывается эффективность научно-исследовательского подхода к изучению английской многозначной лексики и фразеологии как компонента дисциплины «Иностранный язык» (английский) в технических вузах, проанализировано применение в преподавании фармацевтических дисциплин таких методов, как персонализированный кейс-метод с получением обратной связи, составление интеллектуальных карт, составление опорного конспекта, решение и составление логических задач.

Помимо этого разработана эскизная модель программно-методического комплекса (ПМК), являющегося элементом единой информационной среды кафедры, учитывающая специфику решаемых задач и методик применительно к техническому военному вузу, описываются меры по повышению психологической грамотности и развитию навыков самопомощи среди школьников путем введения специализированного курса в образовательную программу, представлена методическая разработка урока по финансовой грамотности.

Участие педагога в работе научно-практических конференций, на которых рассматриваются теоретические и практические вопросы педагогики, носит выраженный позитивный характер: способствует развитию и совершенствованию навыков научно-исследовательской работы, повышает профессиональный уровень, корректирует или формирует собственный, индивидуальный стиль общения с аудиторией, а также позволяет приобрести и закрепить опыт эффективного и корректного участия в научной дискуссии, побуждает к творческой переработке учебно-методического материала с учетом актуальных научных достижений, способствует развитию профессиональных компетенций и информационной компетентности.

Виктория БЕЛЕВЦОВА, начальник отдела координации и планирования научно-исследовательской деятельности МГОК;
Маргарита САБИТОВА, методист МГОК;
Наталья ДУДИНА, Инна РОДИОНОВА, педагоги-психологи МГОК

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте