Наша школа №1314 более 20 лет занималась проектной деятельностью, это было заложено даже в ее исходном названии «Проектный колледж». Сейчас обучение проектной деятельности (основам) продолжается в рамках образовательного комплекса №2090, подразделение №2 школы №2090 стало победителем в номинации «Социализация через проектную деятельность».
Основные цели, которые поставлены в нашей модели организации проектной деятельности в школе:- развитие таких базовых проектных способностей, как целеполагание, выработка проектного замысла для решения проблемной ситуации, способности к социальному действию и рефлексии;- создание в проектной деятельности условий для применения учащимися метапредметных способностей, в данном варианте осуществляется реализация ФГОСов нового поколения;- первичное решение вопроса профессионального самоопределения;- формирование универсальных навыков по организации профессиональной деятельности.Сама модель имеет ступенчатую организацию для разных уровней обучения. В начальной школе педагоги строят работу по развитию базовых мыследеятельностных способностей и прививают групповые формы коммуникации, к окончанию начальной школы учащиеся привыкают работать в командах и не боятся «открытых» ситуаций. Таким образом, к 5-му классу они подходят готовыми для осуществления проектных дел. Для 5-7-х классов организуют группы, которые осуществляют, как мы называем, «проектные дела». По-настоящему назвать проектами эту форму мы считаем преждевременным, но тем не менее определенную «проектность» учащиеся среднего звена там осваивают. Проектность в нашем понимании означает, что учащиеся – участники проектных дел получают опыт и проживают определенный целостный фрагмент деятельности, где есть интересная для их возраста предметная область, они замысливают получение продукта с определенными характеристиками, этот продукт имеет своего реального потребителя, то есть социально востребован. Форма «проектного дела» также требует от участников самоорганизации при выполнении поставленных задач, кооперации действий в группе, коммуникации при организации совместных усилий, планировании работы. Специфично, что для «проектного дела» общий замысел и предполагаемый результат в этой ступени держатся в первую очередь на руководителе-педагоге. За три года учащиеся проходят через систему и серию проектных дел, это может быть создание истории класса, керамического изделия, видеофильма, практическая работа с биологическим материалом. У детей вырабатывают, формируют базовые проектные способности, реализующиеся в этапах проектной деятельности: замысел – реализация (изготовление материального продукта) – рефлексия. Для 8-го класса модель проектной работы ориентирована на соответствующие антропологическому возрасту моменты переосмысления себя и своего отношения к миру, она выражена в развернутом и организуемом ознакомлении с представлением о проектировании, с образцами проектной деятельности и имеющимися в школе проектами и получении локального опыта проектирования при выполнении мини-проекта. Это осуществляется в специальном курсе «Введение в проектную деятельность», где идет работа над замыслом ученика как индивидуальная, так и в небольшой группе (2-3 человека), выстраиваемая от первоначальных вопросов «Какую задачу они видят, что хотят получить?» до основных норм деятельности проектирования. Результаты деятельности мини-проектов представляют на школьном фестивале проектов.Основное содержание проектной деятельности для учащихся старших классов (с 9-го по 11-й) состоит в том, чтобы старшеклассники получили опыт действий в проекте по полному циклу: от проблемного осмысления ситуации, через выработку сложного замысла, требующего для своей реализации выхода в реальную кооперацию не только с позициями, которые могут быть найдены в школьном круге, но и через обращение к специалистам из предметной области (или обращение к профессионалам – экспертам, если проблема имеет межпредметный характер) к реализационной части, содержащей в себе социальное действие. Форма работы организована так: все учащиеся, руководители всех проектов и прошлых участников «встречаются» в сентябре на сессии по запуску проектов. Перед учащимися представляют проекты, развертывают проблемные направления. Участники распределяются временно по разным проектным группам на время сессии и разбираются с проблемным содержанием своих будущих проектов, определяются в них, вырабатывают цели, определяют форму продукта и план своих действий, определяют промежуточные результаты и необходимые общественные события по ходу реализации своего проекта. Такая проектная сессия строится на основе технологии организационно-деятельностных игр. В середине учебного года (конец января – начало февраля) мы проводим проектную сессию по промежуточным результатам работы проектов. В ней также принимают участие восьмиклассники, они учатся понимать и анализировать чужие проекты, встраиваются в коммуникацию по содержанию проектов, проводят первоначальную ориентировку и набирают материал для самоопределения.В конце учебного года, в мае, мы проводим заключительную проектную сессию, на которой предъявляют полученные результаты, рассматривают сложности, которые были при работе над проектами, в рефлексии выявляют приобретения, выработанные в процессе работы над проектом проектные компетенции и способности, производят также выявление и диагностику индивидуальных образовательных результатов участников проектов. Между этими сессиями в каждом проекте происходят еженедельные двухчасовые проектные встречи для реализации поставленных целей и задач, корректировки совместных действий, осмысления получаемых результатов и трудностей.Чего позволяет достичь наша модель?Наша модель дает широкие возможности социализации: по одной линии учащиеся старших классов включаются в наукоемкие проекты, которые выходят за границы школьных программ, по другой – они получают специальные знания и навыки в профессионально ориентированных проектах; в третьих они имеют возможность выстраивать социальные действия в проектах, ориентированных на само школьное сообщество. Кроме многоступенчатости проектов школьники также имеют возможность заявления и реализации собственной проектной инициативы, индивидуальной или группой, что становится существенным мотивирующим моментом. В модели организации проектной работы значимое место занимает осуществление диагностики для отслеживания как предметного и профессионального, так и образовательного результатов. Наши проекты предоставляют возможность реализовывать те метапредметные способности, которые вырабатывают на введенных курсах. В нашей модели мы, таким образом, осуществляем замыкание метапредметов и проектов по требованию ФГОСов.Какие мы имеем общие результаты?- С точки зрения социализации участники проектов получают практическое, деятельностное понимание устройства социальной среды; осознание собственных оснований и смысла деятельностного включения в социальную среду; пробы для профессионального самоопределения.- С точки зрения проектной деятельности ребята осваивают основные понятия и представления о проектной деятельности, получают собственный опыт осуществления полного цикла проектной деятельности, приобретают опыт изменения социальной среды для реализации проектного замысла (опыт сверхсоциализации). В качестве образовательного результата «на выходе» мы имеем: – применение способностей, приобретенных на метапредметных курсах, в ситуациях работы над собственным проектом. – через обучение в деятельности освоение структуры проектного типа деятельности (цикл жизни проекта): анализ проблемной ситуации и выдвижение идей, постановка целей и самоопределение, реализация, рефлексия, последующий анализ ситуации. Особо следует отметить те возможности, которые предоставляют ИТ-технологии для проектной работы: возможность получения обратной связи; осознания социальной значимости собственного проекта; определения соответствия осуществляемого проекта с современными контекстами и направлениями, вызовами. ИТ-технологии также позволяют осуществлять интерактивное взаимодействие удаленных участников проекта и облегчают как получение необходимой информации, так и последующее представление проекта. Интернет предоставляет возможности гибкого планирования графика работы проектантов: распределения работы внутри проекта и укрепления межличностных связей внутри проекта и с внешними кооперантами. Общие требования для инновирования данной модели – это:- наличие заинтересованного лица с полномочиями заместителя директора по проектной работе, способного организовать реализацию этой модели в школе и удерживающего общее проектное и образовательное пространство;- проведение регулярных семинаров по проектной деятельности для педагогов и администрации; – введение в преподавание традиционных предметов особых технологий, позволяющих развивать метапредметные способности мышления, схематизации, проблематизации, понимания, коммуникации и рефлексии.Наша модель ориентирована на работу именно с нормами проектной деятельности, с теми способностями, которые специфичны именно для проектной деятельности; она обеспечивает включенность всех учащихся начиная со среднего звена и до 11-го класса в проектную работу; наша модель выстроена как система, связывающая проектную работу и освоение метапредметов.Естественно, дети включаются в проектную деятельность с разными стартовыми возможностями и различной мотивацией, мы с этим работаем, особо обращая внимание на то, чтобы участие ребенка в проекте выстраивалось в зоне его ближайшего развития. Общий путь может лежать от отдельного осмысленного в общей идее проекта задания, до уровня соруководителя проекта и организации собственной проектной деятельности. Руководитель проекта должен обладать организаторской компетенцией, уметь создать экспертное поле, иметь опыт осуществления своего проекта (замысел – реализация – рефлексия), очень желательно, чтобы он мог удерживать один из фокусов проекта на уровне эксперта.Степан КАНОВ, заместитель руководителя структурного подразделения №2 школы №2090 по инновационной деятельности; Алиса ЖИЛИНСКАЯ, руководитель проекта «Игры по развитию способностей»;Елизавета КУРАПИНА, выпускница школы, соруководитель проекта «Космические лучи»
Комментарии