search
main
0

Модель организации трудового воспитания в школе.

Структура: летняя творческая мастерская, проектная деятельность, участие в творческих конкурсах, воспитательный модуль «Труд», кружки внеурочной деятельности, летний лагерь труда и отдыха, реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе, реализации программы социализации и воспитания учеников основной школы.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

1. Праздники-игры по теме труда.

2. Экскурсии на производственные предприятия с привлечением родителей.

3. Встречи, беседы с родителями, с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами.

4. Совместные социальные проекты с родителями.

Пути реализации модуля «Труд»:

– участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора;

– субботники по благоустройству школьной территории;

– работа кружков;

– участие в воспитательном модуле «Труд»

– участие в олимпиадах, НОУ.

Планируемые результаты:

– ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду;

– элементарные представления о различных профессиях;

– первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

– ответственное отношение каждого ребёнка к образовательному процессу;

– осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

– потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Кружок внеурочной деятельности  «Мир профессий»

Работа по профориентации очень специфична. Особенность заключается в том, что в 5-7 классах  ставится цель подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации. Экскурсии, беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры   играют важную роль в профессиональной ориентации школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, шоу, конкурсы) поможет создать у школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт мир профессий.

Кружок внеурочной деятельности «Твори добро»

Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере трудовой волонтерской деятельности, создать условия для овладения способами деятельности, сделать детей активными участниками общественной жизни школы и поселка. Воспитание таких нравственных качеств как милосердие, сострадание в рамках выполнения социально-значимых проектов.

Социально-значимая трудовая  добровольческая деятельность организована для обучающихся 5-7 классов.

Программа кружка рассчитана на 34 часа в неделю в каждом классе и  реализуется в форме интенсивов.

Программа состоит из трех относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности и направлен на решение следующих педагогических задач:

– воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к труду,

– понимание необходимости знаний для развития личности, их роль в жизни, труде, творчестве;

– осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

– умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

Кружок внеурочной деятельности «Школа – мой дом»

В основных направлениях ФГОС начального общего образования особое значение придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Используя широкие возможности общественно-полезного труда, следует прививать младшим школьникам необходимые в жизни навыки самообслуживания, приемы ручной работы с различными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьных дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.

Главным направлением общественно полезного труда являются работы, имеющие общественно полезную значимость – для своей школы, класса, по охране природы, самообслуживание.

Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает специальные трудовые занятия на территории школы в форме интенсивов в каникулярное время.

Осенью (осенние каникулы) дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках, совершают прогулки в парк и, в процессе экскурсии, наблюдают за трудом людей осенью, участвуют в экологических акциях.

Зимой (зимние каникулы) школьники работают с разными материалами: изготавливают игрушки для детского сада, рассказывают о том, какую помощь они оказывают родителям дома, зимующим птицам, изготавливают кормушки.

Весной (весенние каникулы) учащиеся совершают экскурсии на предприятия, делают скворечники, узнают о профессии родителей, читают книги о труде, выполняют работу на цветочных клумбах. Участвуют в исследовательском проекте «Школьная клумба», выращивают рассаду цветов, наблюдают за её ростом, высаживают на участок.

Лето (летние каникулы) – работы на пришкольном участке, операции «Чистый двор» и другие, знакомство с трудовой деятельностью людей летом.

Летний лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием «Эколог»

В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием «Эколог» мероприятия  направлены на воспитание трудовой деятельности подростков, приобретение опыта социальных отношений, самостоятельности.

Направление деятельности программы:

– благоустройство школьной территории;

– декоративное цветоводство;

– ландшафтный дизайн.

Ученики работают в первой половине дня. Они занимаются благоустройством школьной территории, клумб, закладывают и  оформляют альпийскую горку. Мероприятия второй половины дня направлены на воспитание здорового образа жизни.

Летняя творческая площадка «Город мастеров»

Программа творческой площадки «Город мастеров» по декоративно- прикладному  творчеству реализуется в летний период.

В рамках программы «Город мастеров» изучаются смежные предметные области (изобразительное искусство, технология, история), осваиваются различные виды и техники.

Программа знакомит со следующими направлениями декоративно–прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

– развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;

– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению школьников в жизни;

– формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;

– освоению современных видов декоративно-прикладного искусства;

– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания, коллективной работы;

– знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, историей изготовления кукол, народными традициями в данных областях искусства.

Проектная деятельность

Социальный проект «Школьный двор как экосистема»

Цель проекта: содействие улучшению экологической обстановки в посёлке с помощью благоустройства и озеленения территории школьного двора.

Социальный проект «Школьная клумба» (экспериментально-исследовательский проект по выращиванию рассады петуньи, уходу за ней, высаживанию на школьную клумбу, уходу за цветами).

Цель проекта: воспитывать активную социально-значимую  позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через исследовательскую и практическую деятельность – выращивание рассады для школьных клумб и уход за цветами.

Другие материалы модели – в прикрепленных файлах.

Людмила Кузема, заместитель директора по воспитательной работе средней школы №3 поселка Кубанский Новопокровского района

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте