search
main
0

Модель общества. Менять надо не систему, а отношения внутри нее

Екатерина СИБИРЦЕВА в образовательной системе Екатеринбурга человек известный. Она успешно руководила одной из самых рейтинговых гимназий областного центра, так называемой девяткой, в которой в свое время сама училась. А с января 2016 года возглавила Департамент образования администрации города Екатеринбурга.

– Екатерина Александровна, как вы считаете, многое ли зависит от личности руководителя подобного уровня? Или он просто проводник той линии, которую задает администрация? – Конечно, от личности руководителя зависит многое, но в реальности это не всегда так. Деятельность чиновника ограничена нормативными рамками, и бывает, по-человечески ты хочешь помочь, но понимаешь, что нарушение закона в любом случае недопустимо. Что я имею в виду? Например, ситуации, связанные с зачислением в школы. К нам обращается дедушка, который один воспитывает внука. Он не знал, что в школу нужно записываться заранее. В ближайшей мест нет, придется возить ребенка в отдаленную. Или мама просит определить младшего сына в то же учебное заведение, где учится ее старший. Запросы справедливы. Однако удовлетворить их не всегда оказывается возможным. – Вы сразу обозначили несколько проблем: порядок зачисления в школы, несовершенство законодательства, недостаток школьных мест. Строим-строим, и все не хватает. – Во всем надо видеть позитив. Екатеринбург – одна из немногих территорий в России, которая испытывает демографический подъем. Ликвидация возникшего дефицита мест – важнейшая задача Департамента образования. В 2016 году была разработана муниципальная программа по созданию новых школьных мест. Уже построено несколько объектов: 39-я французская гимназия, школа-сад в микрорайоне Мичуринский, школа №23, которая в этом году получает дополнительное здание и увеличивает вместимость почти на тысячу человек. За два года создано более 4 тысяч мест. Однако этого мало. Планы у нас амбициозные – до 2025 года создать около 70 тысяч школьных мест. Здесь учитывается и строительство, и реконструкция, и капитальный ремонт. Хорошо, что нас слышат не только на местном уровне, программа финансируется из средств муниципалитета, субъекта и Федерации, так как Екатеринбург является наиболее напряженной точкой в данном отношении. – Некоторые родители, чтобы зачислить ребенка в школу, которая им нравится, оформляют временную прописку. В последние годы это стало распространенным явлением…- Родители более пристрастно, чем раньше, относятся к качеству образования. Лично я не люблю термин «элитные школы», но есть некое общественное мнение, которое не всегда формируется на объективных основаниях. Так вот, реализация программы, о которой я рассказала, позволит качественную современную школу приблизить к месту проживания любого ребенка. И тогда ситуация с временными прописками исчезнет сама собой. Но пока она существует, хотелось бы отрегулировать нормативную базу зачисления. Временная регистрация при определении ребенка в учебное заведение сегодня приравнивается к постоянной, и это создает ряд трудностей. – Если закон вступает в противоречие с интересами человека, возможно, он требует корректировки? – Нужны изменения на уровне федерального и регионального законодательства. Однако законотворчество не является функцией чиновников: мы законы выполняем, а не принимаем. Подать же сигнал мы можем, что и делаем. Я доложила статистику по набору в первые классы в 2017 году депутатам городской Думы, высказала и обосновала свою позицию, которая в данном отношении абсолютно четкая: сначала зачисление в школы детей с постоянной пропиской, а в оставшийся период на оставшиеся места – с временной и не по прописке. Кроме того, мы предложили ввести дополнительные льготы для социально незащищенных категорий граждан и для детей, старшие братья и сестры которых учатся в данной образовательной организации.- Вы в нашем разговоре актуализировали тему помощи конкретному человеку. Казалось бы, основная задача чиновника не в этом. – Таков мой личный приоритет, был и остается. Может, звучит пафосно, но для меня это истина: мы существуем для людей. С моей точки зрения, мы должны менять не саму систему – у нас хорошая, проверенная временем система образования, – а отношение к ней и отношения в ней. Отношения должны быть более уважительными и доверительными: между педагогами и учащимися, педагогами и родителями, родителями и администрацией. В современной школе не может быть места окрику, давлению. Каждому приятно, когда ему улыбаются. Мы должны слышать друг друга и помогать друг другу. В школах, где выстроены доброжелательные отношения, отлажен механизм диалога всех участников образовательного процесса, редко возникают недоразумения. Школа больна теми же болезнями, которыми страдает общество. Массовая система не может быть на голову выше тех, кто ее составляет. Однако списывать проблемы образования на проблемы общества тоже неверно. Мы должны стремиться быть лучше и подавать пример. – Что вы можете назвать конкретным результатом деятельности департамента за два последних года? – Прежде всего то, с чего мы начали разговор. Программа увеличения количества школьных мест есть результат системной работы администрации города и подведомственных учреждений из разных отраслей. Определена очередность, сформированы и находятся в работе технические задания, проекты согласуются с руководителями образовательных учреждений. Мы стремимся к тому, чтобы директора школ подключались не на этапе строительства, а еще при проектировании. Именно так была возведена 39-я гимназия, и в результате мы получили чрезвычайно эффективное школьное пространство, где работает каждый квадратный метр. Создана комфортная внутренняя среда, в каждом кабинете действует климат-контроль, современная система рекуперации тепла позволяет экономить около миллиона рублей в год! Перечень совместных строительных и образовательных инноваций можно продолжать.Успешно развивается система конкурсов. Екатеринбург – один из немногих муниципалитетов, где существует 13 (!) различных профессиональных конкурсов для учителей. Участие в них дает не только возможность «поякать», показать себя. На этапе подготовки проводится колоссальная, в том числе рефлексивная, работа, которая может стоить нескольких курсов повышения квалификации. Хорошие результаты имеют и наши директора. В прошлом году три руководителя из Екатеринбурга стали финалистами Всероссийского конкурса «Директор школы», в этом году девять человек вошли в первую сотню. Я вижу в них рост мотивации к самосовершенствованию. Уже год веду собственный проект «Директорский клуб». Это неформальное общение администрации и руководителей школ на площадках наших социальных партнеров – в вузах, Ельцин-центре, областной филармонии. Благодаря активной позиции директоров школа становится открытым учреждением, интегрированным в культурное пространство города. – Возможно ли совместить индивидуальный подход к ученику и массовую школу? – Это сложно делать в массовой школе, но необходимо. Более 140 тысяч детей обучаются в настоящий момент в школах Екатеринбурга, и хорошая массовая школа сегодня для нас является приоритетом. На это направлена программа строительства новых зданий, которые создадут современные условия для большинства детей; этому способствует и нормативная база, которая позволяет сегодня в большей степени, чем раньше, реализовать индивидуальные образовательные потребности ребенка. Повышает возможности для самоопределения и система ресурсных центров, когда наряду с базовыми школами имеется несколько учреждений с набором детей в пятый класс. «Началку» удобно пройти возле дома, а затем дети с повышенными образовательными потребностями могут продолжить обучение в специальных условиях. Екатеринбур

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте