В современном многонациональном мегаполисе, каким стала Москва, каждое учебное учреждения сталкивается с проблемой межнационального общения и разноязычия. Ведутся разработки модели интеркультурного воспитания, приобщения детей к мировым культурным ценностям. Особого внимания требует формирование основ толерантного мировоззрения и поведения, неразрывно связанное с нравственно-патриотическим воспитанием. Проблемой в обучении и воспитании детей стало и двуязычие некоторых наших воспитанников, а иногда в одной семье взрослые общаются на трех и более языках.
Анифа МУСУКАЕВА,заведующая детским садом №827
Таким образом, одним из наиболее актуальных аспектов данной проблемы стала разработка принципов, форм и методов управления дошкольным учреждением, соответствующих условиям полинационального и полиязычного состава педагогов и воспитанников. При этом необходимо учитывать и полноценно отразить особенности российского учреждения, его принадлежность к столичной московской системе образования. Все это находит свое отражение в практике детского сада №827.
Система работы в этом направлении включает в себя в первую очередь направленность на полинациональный коллектив педагогов и сотрудников детского сада. Благодаря целенаправленной работе в учреждении создана обстановка психологического комфорта, взаимопонимания и взаимоуважения.
Работа с педагогами включает в себя такие формы, как: анкетирование, обсуждение публикаций, деловые игры и тренинги, разработка и защита педагогических проектов, обсуждение проблемы на «круглых столах», самообразование и др.
Для воспитания у детей основ толерантного мировоззрения и поведения необходимо донести до сознания каждого педагога идеи толерантного мировоззрения, преодолеть предубеждения и негативные установки в вопросах межнационального общения; привлечь родителей воспитанников к ознакомлению детей с различными этнокультурными и языковыми традициями; воспитать у детей положительно-эмоциональное восприятие других этнокультурных традиций средствами игры, искусства, обогащения предметно-развивающей среды.
Решение этих задач осуществляется параллельно в нескольких направлениях: изучение современных взглядов на проблемы межнационального общения; сбор и анализ мнений по данному вопросу со стороны педагогов и родителей в данном дошкольном учреждении; планирование ознакомления детей с этнокультурными и языковыми традициями народов, представители которых есть среди воспитанников детского сада; обобщение полученного опыта, составление брошюр, видеофильмов и других демонстрационных материалов.
В учреждении разработана система ознакомления детей с этнокультурными и языковыми традициями разных народов, включающая в себя знакомство с природными особенностями страны или региона, литературой, искусством, народно-прикладным творчеством, встречи с носителями языка и культуры, самостоятельную продуктивную деятельность детей: рисование, лепку, аппликацию и конструирование.
Опыт показал, что наиболее интересны для детей знакомство с этнокультурными традициями народа через его носителей и, более того, через ребенка, который посещает этот детский сад. Конечно, большую помощь здесь оказывают родители. Они помогают в оформлении мини-выставок народного декоративно-прикладного искусства, приносят детские книги с национальными сказками, тематические сувениры, художественные альбомы. Наиболее активные помогают в установлении сотрудничества с культурно-этническими центрами, участвуют в театрализованных играх, в музыкально-игровых досугах. Значительная часть семей приняла участие в реализации совместного детско-родительского проекта «Моя Родина – моя семья». Папы, мамы, бабушки, дедушки и другие родственники взялись за карандаши и кисти и вместе с детьми нарисовали свою Родину, свой дом, свою семью. Выставка очень понравилась детям, вызвала положительные эмоции у взрослых.
Результативности этой работы способствует и то, что в шаговой доступности от детского сада расположены Московский дом национальностей, Выставочный зал Союза художников РФ, где часто проходят выставки народов России. Нужно отметить, что сотрудники выставочного зала с большой теплотой относятся к маленьким посетителям. Они охотно рассказывают им об экспозиции, о художниках, о способах изготовления предметов народно-прикладного искусства. Такое сотрудничество ценно для нас и тем, что реально способствует осуществлению проекта «Детский сад – открытая система», а кроме того, позволяет формировать у детей ценностную ориентацию в мире искусства на истинно художественных образцах.
Весь опыт работы постоянно обобщается и оформляется в соответствии с современными информационными технологиями. В детском саду имеется достаточно оснащенная материально-техническая база, а сотрудники постоянно овладевают современными цифровыми технологиями. На сегодняшний день создано несколько брошюр и видеофильмов. Таким образом, можно смело сказать, что проведение такой работы на базе дошкольного учреждения может существенно повлиять на решение задач интеркультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Комментарии