search
main
0

Модель для сборки. ИКТ в подготовке учителя начальных классов

Качественные изменения в современном обществе указывают на объективную потребность совершенствования профессиональной подготовки специалистов, формирования мотивации к получению и усвоению новых знаний, использования инновационных технологий в их профессиональной деятельности. Очевиден тот факт, что в этих условиях к профессиональной подготовке выпускников педагогических колледжей должны предъявляться качественно иные требования. Прежде всего это касается готовности молодых специалистов к организации и сопровождению образовательного процесса средствами ИКТ.

Совершенно очевидно, что дальнейшая трансформация начального образования будет связана со все более широким использованием средств ИКТ для развития познавательных способностей младших школьников. Однако в этом случае необходимым условием обучения должна стать высокая профессиональная готовность учителя начальной школы к применению средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Формирование этой готовности по меркам сегодняшнего дня должно входить в инвариант подготовки учителей начальных классов.

Структуру подготовки педагогов в области компьютерных технологий удобно выстраивать на основе понимания того, где и как учитель будет использовать компьютер в своей профессиональной деятельности. Можно выделить три основных случая такого применения:

дома, при подготовке к уроку и решении других задач профессиональной деятельности;

на «обычном» уроке (то есть по любому предмету);

на уроке информатики.

Задачи, стоящие перед домашним использованием компьютера, следует объединить в три группы в соответствии с компьютерными программами, с помощью которых эти задачи решаются.

Первая группа – это издательская деятельность учителя: подготовка наглядных пособий, индивидуальных карточек, опорных схем и так далее.

Вторая группа связана с математическими расчетами и организацией баз данных. Сюда также можно отнести ведение электронного журнала и статистики успеваемости, хранение анкетных данных учеников, создание каталога методической литературы.

Третья группа задач формируется вокруг сети «Интернет»: это поиск методических материалов и переписка с коллегами.

При использовании компьютера на уроке выделяются и сильно отличаются друг от друга две организационные ситуации:

использование одного компьютера как демонстрационного средства;

работа каждого ученика за своим компьютером.

В первом случае для учителя актуально владеть компьютерными программами для создания собственных презентаций, а также знать специальные тематические программы демонстрационного характера по конкретным предметам. Во втором – круг используемых программ очень широк и связан с различными содержательно-методическими возможностями использования компьютера. Перечислим некоторые из них:

специальные тематические программы по определенным предметам (компьютерные учебники, тренажеры, мультимедиапрограммы);

обычные программы-редакторы (Word, PowerPaint и другие) или специальные проектные среды для организации проектной деятельности учеников;

программы, обеспечивающие работу компьютера с другими техническими средствами (сканером, цифровым фото, микрофоном и так далее), для организации проектно-издательской деятельности;

работа в сети «Интернет» для поиска информации.

Когда говорят об ИКТ, то в первую очередь имеют в виду технологии, основанные на использовании компьютера. Между тем у «информатизации» учебного процесса есть еще один очень интересный аспект – это использование теоретических знаний и интеллектуальных умений, которые студенты получают на занятиях по предметам и в частных методиках.

Приведу два примера подобного рода. Первый – это использование современных информационных подходов к табличному моделированию при работе с текстовыми математическими задачами. Второй – применение информационного взгляда на понятие алгоритма при обсуждении принципов решения орфографических задач. Все эти проблемы находятся в зоне внимания наших методистов и нашли отражение в их выступлениях на межколледжных конференциях, а также в учебно-исследовательских работах студентов педколледжа.

Модель использования информационных технологий, к которой мы готовим студентов, должна быть создана прежде всего в самом учреждении. Поэтому мы стремимся построить образовательную среду, в которой активно используются компьютерные технологии, например, в домашней работе студентов. Соответственно компьютер используется не только на уроках, но и в других областях, прежде всего в учебно-исследовательской деятельности студентов – для поиска информации, для подготовки текста, схем, обработки статистических данных. В последнее время становится нормой создание компьютерных презентаций, гармонично включенных в публичные выступления, например, при защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Приобретаемый студентами опыт монологической речи с компьютерной поддержкой должен помочь им свободнее использовать компьютер в различных ситуациях будущей профессиональной деятельности.

Но чтобы сформировать у будущего педагога культуру комплексного использования информационных технологий, мы должны воспитывать нынешнего студента в информационно насыщенной среде, сформированной с использованием средств ИКТ. А для этого сами преподаватели колледжа должны ежедневно демонстрировать мастерство владения интернет-технологиями. И если студенты годы своего обучения проведут в рамках единого информационного пространства колледжа, если современные компьютерные технологии станут неотъемлемой частью их обучения, если все преподаватели будут активно использовать информационные технологии в обучающей и воспитательной деятельности, несомненно, этот опыт выпускники перенесут и в свою педагогическую деятельность. Такая модель организации образовательного процесса станет для них естественной.

Ульяна СКОРОПУПОВА, преподаватель информатики педагогического колледжа №18 «Митино»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте