search
main
0

Мода на слова. Готовиться к ЕГЭ по русскому языку можно интересно и ярко

В начале каждого учебного года старшеклассники, учителя-предметники и родители внимательно следят за появлением новых пособий, которые помогут успешно подготовиться к выпускным экзаменам. Интерес вызывают те издания, которые составлены с учетом особенностей и требований единого государственного экзамена. Таким пособием, несомненно, является сборник И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой «ЕГЭ 2018. Русский язык. 38 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ», выпущенный издательством «Экзамен». Сборник тестовых заданий с нетерпением ждут выпускники 2018 года и учителя русского языка, так как он составлен с учетом произошедших в КИМах изменений.

Важно, что авторы заданий – ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ. Ими составлены 38 вариантов типовых тестов, которые помогут эффективно организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Каждый вариант соответствует структуре КИМов ЕГЭ и включает 25 заданий с выбором ответа и 1 задание открытого типа с развернутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. В пособии представлены инструкция по выполнению работы и образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов. Это поможет выпускникам научиться правильно оформлять ответы и избежать технических и психологических трудностей на экзамене.В конце пособия имеются ответы ко всем заданиям, а также развернутый комментарий к ответам 36‑го варианта, что является несомненным достоинством данного издания. Комментируя ответы, авторы тестов напомнили орфографические и пунктуационные правила, грамматические и лексические нормы, основные языковые средства художественной выразительности. Составители сборника тестов перечислили основные понятия лексикологии, которые необходимо повторить для успешной сдачи экзамена, например контекстные синонимы и антонимы, фразеологический оборот, архаизмы, историзмы, неологизмы, профессионализмы, термины, диалектизмы. Важно, что составители пособия указали словари, которые помогут школьникам успешно подготовиться к экзамену по русскому языку: «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические нормы» под ред. Р.И.Аванесова, «Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В.Львова, «Словарь паронимов русского языка» Ю.А.Бельчикова, М.С.Панюшевой, «Школьный поэтический словарь» А.П.Квятковского.В экзаменационную работу включено новое задание (№20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка. Подготовка к выполнению именно этого задания актуальна для выпускников 2018 года. Тестовое задание 20 формулируется следующим образом: «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово». В комментариях к выполнению указанного задания авторы пособия объясняют, что такое лексическая ошибка, приводят примеры нарушения лексической сочетаемости: «глубокий вечер», «играть значение», «своя автобиография». Составители сборника объясняют разницу между тавтологией и плеоназмом, а также дают школьникам рекомендации, как избежать лексических ошибок в речи. Данное издание содержит богатый материал для тренировки. Например, не все ученики легко находят лексическую ошибку в таких предложениях, как:«В рамках празднования 57‑й годовщины полета Юрия Гагарина в космос будет организована экспозиция, посвященная первому космонавту Земли, истории развития отечественной космонавтики, современным научно-техническим достижениям и будущим перспективам развития ракетно-космической промышленности»или:«В 1912 году Мария Бакунина начала читать лекции по химии в Политехнической школе, нарушив обычную традицию, согласно которой преподавание химических наук было прерогативой мужчин, а в 1921 году она заняла пост президента неаполитанского отделения Итальянского химического общества».Несомненным достоинством издания являются интересные для анализа и написания сочинения тексты. Задание 26 (сочинение) открытого типа с развернутым ответом предполагает написание собственного высказывания на основе представленных текстов. Большую часть составляют фрагменты не изучающихся в школе произведений известных российских и советских писателей, таких как Владимир Тендряков, Федор Абрамов, Борис Васильев, Булат Окуджава, Фазиль Искандер. В текстах затрагиваются различные темы, имеющие отношение к каждому человеку, – например, нравственного выбора, истинного героизма, отношения к матери, взаимосвязи человека и природы. Думается, рассуждение о проблемах, поставленных авторами художественных текстов, не только найдет эмоциональный отклик у детей, но и послужит мотивации школьников к чтению.Например, с большой долей вероятности интерес у читателей вызовет рассказанная Сергеем Георгиевым история телефонного знакомства старого боевого летчика, живущего в одиночестве, и неравнодушного мальчика Алеши. В представленном для анализа фрагменте текста рассказывается о начале их взаимоотношений:«Жил старый летчик не очень далеко, остановок шесть на автобусе. Когда Алеша подошел к его дому, он задумался. Ведь старый летчик до сих пор думает, что каждый день разговаривает со своим внуком. Может быть, узнав правду, он даже разговаривать не захочет!»Георгиев поднимает важную проблему внимательного отношения к пожилым людям, к ветеранам Великой Отечественной войны.Могут заинтересовать ребят и размышления героя повести Владимира Тендрякова Василия Васильевича о роли учителя в жизни ребенка:«Нет от природы дурных людей, есть дурные воспитатели! Мы, учителя, не справляемся с воспитанием, даем брак… Согласен! Подписываюсь! Но!.. Ведь в школе ученик проводит всего каких-нибудь шесть часов в сутки, остальные восемнадцать часов – дома! Законно спросить: чье влияние сильней на ребенка? Нас, учителей? Или вас, родителей?..»В пособии использованы также фрагменты публицистических текстов как известных старшеклассникам авторов, например Дмитрия Лихачева, Юрия Нагибина, Юрия Казакова, так и современных писателей и публицистов, таких как Фрида Вигдорова, Юрий Вяземский, Ирина Левонтина, Евгений Богат, Борис Пивоваров. Например, учитель и магистр богословия Борис Пивоваров активно привлекает читателя к обсуждению проблемы экологии языка:«Представьте, дорогие друзья, что кто-либо из вас идет по улице в чистой, опрятной, новой одежде. И вдруг кто-то по неосторожности или намеренно обдаст вас грязью. Ваша одежда вдруг примет совсем другой вид, и вы сами почувствуете себя по-другому. Неужели вам сразу же не захочется омыть свое лицо и руки, очистить свою одежду от этой грязи?! Но и душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. Одежда души каждого человека обдается скверной, когда человек слышит сквернословие».И, конечно, школьникам будут близки такие актуальные проблемы, как зависимость от гаджетов, воздействие на человека рекламы или медиасреды. Думается, они непременно вызовут непосредственный отклик у детей, и мы увидим интересные рассуждения на эти темы.Так, лингвист Ирина Левонтина задается вопросами: «Кто провоцирует изменение моды на слова? Где находится творческая лаборатория языка?» И рассуждает: «Конечно, писатели работают над языком и сейчас, но более эффективно воздействуют на него совсем другие люди. Из сферы рекламы. Книжки современный человек может и не читать, а от рекламы не уйдешь, причем какой-нибудь простенький слоган, повторяясь много-много-много раз, добирается до самого подсознания». Автор приводит в пример слова «шопинг» и «гламур», ставшие частью не только нашего языка, но и жизни. Есть над чем поразмышлять, правда?А экономист и социолог, декан факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Елена Вартанова, вовлекая читателя в диалог, предлагает поразмышлять об особенностях «человека медийного»:«Мы не можем без телефонов, компьютеров, телевизоров – словом, цифровых гаджетов, и, главное, мы не можем жить без самой информации. Если человека оторвать от смартфона, сможет ли он через два дня ощущать себя нормальным человеком? Но можно поставить вопрос и несколько иначе: сможет ли он потерять за эти два дня свою зависимость от медийной среды?»Думаю, дети с удовольствием захотят высказать свое мнение по этому поводу. И таких интересных тем в пособии много. Как учитель русского языка и литературы, замечу: что ни текст – то повод задуматься, а некоторые способны и сильно затронуть чувства, то есть дать пищу не только уму, но и сердцу ребенка. И это, конечно, радует.В конце пособия дана полная информация о текстах, включающая как перечень проблем, так и примеры позиции автора.Сборник адресован учителям – для подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку – и старшеклассникам – для самоподготовки и самоконтроля.Учителя русского языка могут использовать данное пособие как на уроках, например, при организации систематического повторения, так и для составления домашних заданий. Например, при повторении темы «Грамматические ошибки» можно использовать задания №6, 7, проверяющие владение морфологическими и синтаксическими нормами. В комментариях к 36‑му варианту теста приведены разнообразные примеры ошибок в морфологии, например в употреблении форм существительных и прилагательных, правильного образования и употребления некоторых личных форм глагола, причастий и деепричастий, употребления наречий в сравнительной степени. Также подробно рассматриваются в комментарии различные виды синтаксических норм, а именно нормы построения словосочетаний, простых осложненных и сложных предложений, предложений с прямой и косвенной речью. При подготовке тестов авторами пособия использованы разные формулировки заданий, что позволяет избежать банального натаскивания на ЕГЭ и помогает старшеклассникам углубить знания о грамматических нормах русского языка.Этот сборник тестов удобно использовать для организации индивидуальных занятий со старшеклассниками или для дифференциации домашних заданий. Можно пользоваться пособием и в классе на занятиях по подготовке к ЕГЭ – при условии, когда экземпляр книги есть у каждого ученика. 38 различных тестов, представленных в данном издании, позволят учителю разбирать по одному варианту в неделю в течение всего учебного года. Еще больше возможностей даст расширенный сборник заданий «ЕГЭ 2018. Русский язык. 50 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ» И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой. Данное пособие можно смело использовать для проведения тренировочных и диагностических работ по индивидуальным вариантам.Но особую ценность рассматриваемое нами пособие представляет для выпускников, так как оно позволяет подготовиться к экзамену самостоятельно, в «собственном темпе», без привлечения репетиторов. Самоконтроль возможен благодаря ответам, опубликованным в конце сборника. Любой ученик, решая тестовые задания, может увидеть пробелы в собственных знаниях и понять, какие темы требуют дополнительного изучения или повторения.Несомненно, пособие И.П.Ва­силье­вых, Ю.Н.Гостевой «ЕГЭ 2018. Русский язык. 38 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ» вызовет интерес у педагогов, учеников и родителей. Искренне надеюсь, что предлагаемое издание поможет выпускникам успешно подготовиться к весьма непростому экзамену по русскому языку и что они будут гордиться своими результатами. ​Ирина ФИЛИППОВА, учитель русского языка и литературы новгородской гимназии №4, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2013, победитель конкурсного отбора лучших учителей РФ 2009, 2016 годов, Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте