Люди соревнуются между собой уже давно и в разных сферах. Олимпийские игры – в Древней Греции, в Средние века – разнообразные турниры, состязания. В начале ХХ столетия в мировой практике заявил о себе международный конкурс в области науки, искусства, политики. Премия имени Альфреда Нобеля с тех пор символ инноваций, открытий, наивысших достижений в науке и творчестве. Лучших музыкантов мира с 1958 года начал выявлять конкурс имени П.И.Чайковского. Спустя 32 года будет дан старт конкурсу всесоюзного масштаба – «Учитель года СССР». Как и музыкальный, но в своем профессиональном сообществе, он станет самым авторитетным. Корни признания – в главных идеях конкурса. Востребованной для общества потребности открытия ярких имен в образовании, которые задают новые импульсы в педагогическом творчестве. Время показало, что стратегия, сформулированная журналистами «УГ» 28 лет назад, оправдала себя. Первое Положение о конкурсе «Учитель года», опубликованное в газете в декабре 1989 года, заложилo основу конкурсного движения, в котором главной стратегической линией стал поиск талантливых педагогов и разных способов распространения их инновационного опыта.
С тех пор именно этот конкурс не заканчивается фанфарами и наградами. У него нет громкого финального аккорда. Но есть послевкусие. Развитие и продолжение в разных формах профессионального общения – на форумах и слетах, семинарах и в сетевом взаимодействии педагогов, на страницах профессиональных изданий. Он щедро дарит свои плоды главному человеку в образовании – ребенку. После конкурса, возвращаясь в школу с новым осмыслением своего опыта и опыта коллег, с яркими эмоциями и впечатлениями, экс-конкурсант уже не может учить детей по-старому. Учитель начинает глубже и точнее понимать свое предназначение, чаще задавая себе вопрос: почему и для чего он пришел в профессию, зачем входит в класс, к чему ведет своих воспитанников, какие смыслы и ценности закладывает в их головы и души? А если он обладает умением передать этот багаж своим коллегам, внести что-то новое в их практику, ярко и убедительно показать то, что умеет делать лучше других, эффекты конкурса возрастают, а учитель-конкурсант выполняет тем самым главную свою миссию.Довелось за многие годы увидеть немало «до и после» конкурсных акций, принять в них участие в качестве соорганизатора. Некоторые проекты уже можно отнести к системным с точки зрения концептуальности, масштаба и уровня проведения, продолжительности по времени существования. Пермский форум «Все звезды в гости к нам» из числа таковых. Ему пять лет. Небольшой, но все же юбилей. Авторская идея проста и гениальна. После подведения итогов финала Всероссийского конкурса в октябре, когда становятся известны имена пяти победителей и пятнадцати лауреатов, практически сразу, не откладывая задумку на потом, устроители из Перми приглашают этих новых звезд к себе, предоставляя им ни мало ни много Органный зал краевой Пермской филармонии для демонстрации педагогического мастерства. Сцену, на которой выступают выдающиеся музыканты, исполнители, в том числе победители Международного конкурcа им. П.И.Чайковского. Знаковое совпадение. Случайное? Скорее закономерное. На одной площадке сошлись, хотя и опосредованно, два разных конкурса, прославляющих его величество Талант. И в искусстве, и в педагогике.Талантливый педагог, согласитесь, больше исключение, чем правило. Моцарты в массовой профессии все-таки редкость. Да и в большом искусстве такое явление штучное, особенное, из ряда вон выходящее. Но искать и открывать таланты в педагогике, чем, собственно, и занимается конкурс, необходимо. И обнаружив таковых, беречь как национальное достояние, не позволяя ярким индивидуальностям уйти в тень. Природное дарование талантливых педагогов плюс накопленный ими за многие годы бесценный багаж знаний, эрудиции, опыта – мощный, порой скрытый ресурс развития конкурсного движения. Их роль как лекторов, публично выступающих на сцене перед большой аудиторией во время представления своих мастер-классов, бесед с журналистами, с представителями власти, почти миссионерская. Они тем самым помогают своим коллегам расти профессионально, а их просветительская, общественная активность работает на повышение авторитета и престижа учительского труда. Именно такие победители задают высокую планку, удерживают ее уже на новом уровне, когда оценивают мастерство новых конкурсантов. Потому и базовое ядро в жюри всероссийского финала многие годы составляют мэтры, победители 90-х и те, кто уже в новом времени и веке оказался в числе лидеров. Время показало, что наши «пеликаны»-победители и есть фундамент, гарантия объективности экспертизы! И Моцартов в педагогике точнее и быстрее замечают именно они. Природная интуиция, высокий профессионализм и позитивные человеческие качества, как правило, присущие такой категории экспертов-личностей, не позволяют им перекрыть дорогу новым звездам, не заметить талант, что, к сожалению, случается на конкурсе, когда важные и титулованные судьи со стороны, казалось бы, правильно выполняя теоретические предписания, не всегда видят за баллами личность учителя, не отталкиваются от ценностно-смысловых, перспективных задач конкурса как такового. Критериальные требования и процедуры необходимы и важны! Их абсолютизация и обюрокрачивание опасны и вредны!Конечно, чужой успех не всем в радость, и разделить его может только успешная, по-настоящему одаренная, позитивная личность. Валентина Красносельских, автор идеи и главный организатор форума «Все звезды в гости к нам», именно такой человек! У директора пермской школы с углубленным изучением отдельных гуманитарных предметов №2, одной из лучших в городе, точно нет «комплекса Сальери». Когда-то, участвуя в конкурсе, став в городском победителем, а в краевом лишь лауреатом, она не обиделась на весь мир, на жюри. А так часто бывает! Просто полюбила конкурс всей душой и сделала его частью своей управленческой технологии. Сумела, к примеру, практически весь коллектив вдохновить на участие в разных профессиональных состязаниях. Два учителя под ее чутким взором и добрым крылом стали лауреатами Всероссийского конкурса: Дмитрий Поносов в 2009 году, Роман Азманов в 2014-м. Оба теперь работают директорами в других образовательных учреждениях города. Подготовила хорошие кадры и отпустила в свободное плавание. Кстати, как раз в тот год, когда Валентина Леонидовна приехала на всероссийский финал в Москву, сопровождая своего учителя истории Дмитрия Поносова, появились у творческого человека грандиозные планы: «А не замахнуться ли нам на?..» Мечта пригласить звездных учителей в свою школу сбылась. Пять лет назад родился форум, он стал одним из приоритетных проектов в городском образовании, был поддержан краевым министерством. Команда Красносельских ежегодно созывала, по сути, российские съезды конкурсных учителей, а мы, «Учительская газета», всегда были рядом и помогали им в этом. О чем, что приятно отметить, не забыли сказать на форуме, приветствуя его участников, министр образования Пермского края Раиса Кассина и глава города Владимир Самойлов. Интересный факт. Пермский край вошел в число лидеров рейтинга субъектов РФ по количеству участников регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России». Произошло, заметила Раиса Алексеевна, включение конкурса в обычную, ежедневную школьную жизнь, он органично вошел в саму систему образования региона. Важную роль в этом сыграл и пермский форум педагогов «Все звезды – в гости к нам», возможность заряжаться уже многие годы талантом конкурсных педагогов из разных регионов, многому научиться у победителей всероссийского финала.В самом деле, талант никуда не спрячешь. Талантливый человек талантлив во всем. В 2016 году, когда «Учительская газета» объявила новый конкурс «Успешная школа», Валентина Красносельских и ее команда, не раздумывая, приняли участие в нем. Школа №2 города Перми одержала победу, вошла в число лучших. Своих коллег-лидеров она также пригласила на весенний пермский форум. Приехали команды из Иркутской, Оренбургской, Ульяновской, Свердловской, Новосибирской областей, Камчатского края, Чеченской и Мордовской республик. Добавим к ним регионы, откуда родом учителя-победители: Москва, Санкт-Петербург, Брянская, Московская, Волгоградская, Ульяновская области, три края: Краснодарский, Красноярский, Пермский. Какая география! Вот оно – единое образовательное пространство мастерства и творчества. Так неожиданно, а скорее закономерно встретились на юбилейном форуме в Перми два конкурса – «Учитель года России» и «Успешная школа». И оба детища «УГ», с разницей в возрасте 27 лет!На круглом столе, посвященном молодому конкурсу «Успешная школа», его участники и победители, показав фрагменты презентаций, с которыми они выступали в Москве, поделились впечатлениями о нем, еще раз вернулись к теме успешности в образовании. Формула, казалось бы, проста: успешный ребенок – успешный учитель – счастливые родители! Но как прийти к этому, как школе подняться по лестнице успеха? Что сделать, для того чтобы ученик получал удовольствие от учебы? И что считать главным результатом работы успешной школы?Основной вывод заключается в том, что степень успешности школы не должна определяться только формальными показателями, которые, как правило, прописаны в нормативных документах. Это качество кадров и их квалификация, востребованность основного и дополнительного образования, безопасная среда, здоровьесберегающая направленность, материально-техническая оснащенность и др. Нужно иметь в виду и такие слагаемые успеха, как сотрудничество школы с выпускниками, их жизненное самоопределение. Педагоги говорили и о том, что школа должна подумать о механизмах разноуровневой обратной связи со всеми участниками образовательного процесса. А разве командное взаимодействие в учебной и внеучебной работе, совместные проекты детей и взрослых, участие в профессиональных конкурсах, сетевые контакты с социальными партнерами, открытость школы местному сообществу, выход за рамки школьного здания и двора (как информационная, так и социальная открытость) не есть прямой путь к успешности и успеху? И все-таки пространство педагогики достоинства, уважения и общая доброжелательность во всем и ко всем, особенно в отношении к детям с ограниченными возможностями, главный критерий. Без этого все суждения об успешности школы неконструктивны и бессмысленны.Какие уроки извлекли для себя устроители форума? Как создается программа, меняется ли год от года? Став частью большого городского проекта «Образование за гранью стереотипов», форум следует принципу привносить каждый раз что-то новое, оригинальное и полезное для педагогов Пермского края. Переменная часть в программе – новые имена, победители всероссийского финала предыдущего года, а неизменная, теперь почти обязательная, – ежегодные выступления Артура Зарубы и Олега Парамонова, победителей из тех самых 90-х, чье не только педагогическое, но и музыкально-поэтическое творчество не осталось не замеченным педагогическим сообществом Перми, города, известного своими культурными традициями. Примерно так же было 15 лет назад в Тюменской области. Тогда руководитель областного образования Ольга Ройтблат, теперь ректор Тюменского института развития образования, народный учитель России, доктор педагогических наук, обратив внимание на уникальный феномен именно этих педагогов, запустила мощный проект под названием «Педагогические марафоны». Началось с большого образовательного форума. Впечатляющий сюжет: на сцене за партами в роли учеников Шалва Амонашвили, Александр Асмолов, Петр Положевец, Евгений Ямбург, довелось и мне оказаться рядом. Мастер-класс проводят Артур Заруба, Олег Парамонов, Михаил Нянковский, Екатерина Филиппова – примы конкурса 90-х! Тысячный зал филармонии рукоплещет педагогам, аплодирует стоя. Подобный масштаб и уровень организации форумов с конкурсной тематикой повторится, пожалуй, только спустя десять лет в Перми, хотя этому примеру тюменцев последовали другие регионы страны, сейчас такие встречи проводятся в разных вариантах и форматах.Главный принцип подбора, что и на пермском форуме, – участие победителей разных лет и поколений – оправдал себя. В том и изюминка, подмечают пермяки, что такие форумы дают целостное представление о том, что есть конкурс и в чем его ценность. Перед нами его история! На сцену друг за другом выходят победители разных лет, зрелая и молодая плеяда звездных учителей, и у них есть чему поучиться, что перенять, чем вдохновиться. Можно увидеть много общего, но в то же время и различного в их педагогике. В подходах, взглядах, в стилистике речи, уровне ораторского искусства, в манере подачи опыта, степени мастерства. Взять на вооружение, например, то, что показали на своих мастер-классах учитель музыки Артур Заруба – «Математика… Музыка», химик Евгений Ковалев – «По стопам великого закона», учитель начальных классов Татьяна Бернгард – «Система оценивания учителя», биолог Максим Рыжов – «Скарификация интереса, или Разбудить семена», филолог Олег Парамонов – «Теперь моя пора», информатик Антон Лагутин – «Нескучный урок», Ольга Корчагина и Мария Руденко – «Пермская школа XXI века – пространство выбора». Тянется рука описать каждый из них, но представлю выступления двух молодых учителей – филолога из Краснодарского края Александра Шагалова и историка из Ульяновской области Ришата Калимуллина. Показалось, что в разных предметных областях, темах, в поднятых проблемах, способах подачи технологий они были близки концептуально, размышляя о прошлом, о настоящем, о вечных ценностях…Показывая мастер-класс «: к вопросу о форме и содержании», Александр Шагалов, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, стремился удивить, заинтересовать аудиторию, и ему это удалось, ведь речь шла о стихах, которые не пишутся, а рисуются. И это тексты не только в виде треугольников, крестов, квадратов и кругов… Мгновение – и на экране стали сменять друг друга стихи французского поэта Гийома Аполлинера в виде лошадей, цветов, автомобиля, сердца, милого женского портрета, Эйфелевой башни, фонтана. Для чего все это? Что это – тонкое искусство или просто игра? Что в таких стихах выходит на первый план – форма или содержание? В попытке ответить на этот вопрос и заключалась суть мастер-класса.Учитель рассказывает залу, что обычно фигурные стихи связывают с авангардом и авангардным движением XX века. В сознании большинства людей это вполне устоявшееся мнение, сложно причислить к авангардистам (в современном понимании этого слова) Симеона Полоцкого (1629-1680) или Гавриила Державина (1743-1816). Однако у Полоцкого есть тексты в виде звезды, а у Державина – стихотворение в виде пирамиды. Получается, что семена авангарда XX века были заложены гораздо раньше, более того, они уже были в Античности. Древнегреческий поэт Симмий Родосский писал стихотворения в форме яйца, подкрепляя выбранную форму соответствующим содержанием. Не ставят ли эти факты перед нами сложнейший вопрос: что в поэзии (и шире – в искусстве) считать классическим руслом (а отнести фигурные стихи к этому руслу довольно сложно) и что авангардом? Если в авангарде форма зачастую превышает содержание, и важно в большей степени не о чем, а как, то в классическом русле поэзии наблюдается гармония формы и содержания, и нельзя ли, опираясь на этот факт, причислить многие фигурные стихи, где необычная форма расположения текста тесно связана с содержанием, к классическому руслу поэзии?Показав яркие примеры фигурных стихов от Античности и древнерусской литературы до наших дней, Александр Михайлович переходит к гениальному, по его мнению, стихотворению Андрея Вознесенского. Этот текст является полной гармонией формы и содержания и представляет собой записанное по кругу всего одно слово: ТЬМА или МАТЬ (как посмотреть). Если вы захотите прочитать это стихотворение, то нужно выбрать одно из слов, например слово МАТЬ, и повторять его много раз, постепенно ускоряя темп, еще быстрее, очень быстро, медленнее, еще медленнее, затем останавливаясь. В середине вашего прочтения (при самом быстром темпе) вы услышите слово ТЬМА. И наоборот. Начав со слова ТЬМА, в середине вы услышите слово МАТЬ. По мнению Шагалова, с чем трудно не согласиться, это очень глубокое философское стихотворение. Слово МАТЬ символизирует рождение, жизнь, а ТЬМА – смерть. Становится понятно, почему автор выбрал форму круга: рождение и смерть – это вечный круговорот: за рождением следует смерть, а за смертью – рождение, но остановимся на рождении, жизни.Форма и содержание, а также их соотношение – это одни из главных критериев, которыми должен руководствоваться не только художник (в широком смысле этого слова), но и учитель на своих уроках. К такому выводу приходит Александр Шагалов и вызывает шквал аплодисментов в зале.А где бы вы в этом предложении поставили запятую? Решению этого вопроса посвятил свой мастер-класс лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, учитель истории из села Новая Малыкла Ульяновской области Ришат Калимуллин.Старый добрый вопрос «Зачем учить географию, если есть извозчики?» становится вдруг неожиданно актуальным. В самом деле, зачем? Зачем знать, столицей чего является город Антананариву и какова длина Нила с притоками? Не помните? Сейчас нагуглим. Сколько будет квадратный корень из «пи»? Нет проблем! Когда была Грюнвальдская битва? Легко! Куча цифр, прежде необходимых для запоминания, нагугливается на раз-два! Формула Герона? Возьмите из «Википедии». Формула объема усеченной пирамиды? Есть на сайте «Формулы и расчеты онлайн».Вы уже ужаснулись открывающейся картине мира? Инженеры, проектирующие космические корабли, отчаянно гуглят формулу закона Гука. Нейрохирург, отложив скальпель, судорожно ищет в Интернете, в каком месте перекрыть артерию. Но давайте остановимся. Можно ли помнить все? Нужно ли помнить все? Обязан ли инженер помнить все формулы? Нет, конечно. Он всегда может их найти в справочнике. Врачу не зазорно пролистать справочник «Vidal», чтобы ознакомиться с противопоказаниями нового препарата. Инженеру нет проблем посмотреть нужные коэффициенты в справочнике.И вот тут мы подходим к принципиальному моменту. То, что человек может найти какой-то факт, просто его загуглив на смартфоне, еще ни о чем не говорит. Помимо того что он должен знать, что и где найти, очень важно уметь проанализировать информацию на предмет достоверности. Без развитой информационной культуры в этом случае никак. Ришат Радикович прямо на сцене провел «сеанс с разоблачением», показав, как на своих занятиях учит отличать правду от мистификаций и мифов, наводнивших Интернет и социальные сети. Вместе с залом были составлены приемы, позволяющие отличать факт от фейка, а фокус-группа в это время успешно проверяла информацию из Всемирной сети, пользуясь инструктивной картой. Только так можно «запустить моторчик ученика в правильном направлении», только так можно научить наших детей отличать зерна от плевел в современном информационном обществе. Ришат Калимуллин вспоминает слова, которые по этому поводу сказал Александр Друзь, известный игрок и интеллектуал: «Если ребенок приходит к тебе с вопросом, надо стараться отвечать, а не отправлять его погуглить в Интернет. Если не знаете ответа, идите и погуглите вместе с ребенком. Надо в детстве формировать подход к получению информации и в детстве же надо учить детей пользоваться информацией». Только развитая информационная культура позволит нашим детям не поддаваться на попытки навязать нашему обществу лживые знания и ценности. Таков ключевой посыл учителя.ПермьСветлана ЯКИМОВА, Пермь:- Такой форум взрывает, вдохновляет, мотивирует! Браво, коллеги! Форум всегда новый, всегда интересный! Мастер-классы на высочайшем уровне! Всем коллективом нашей школы – в конкурс!Татьяна КУЗЬМИНА, г. Верещагино, Пермский край:- Спасибо «Учительской газете», что в прошлом году родился конкурс «Успешная школа» и мы смогли ознакомиться с опытом победителей этого первого конкурса! Грозный, Камчатка, Мордовия, Иркутск – здорово, что есть такие школы!Асия БОБРОВА, Березники, Пермский край:- Замечательно, что наш профессиональный конкурс позволяет выявить таких удивительных педагогов! Это молодость и будущее педагогики! Светлана БЕЖЕНЦЕВА, Октябрьский район, пос. Сарс, Пермский край:- Все – молодые и опытные педагоги, лауреаты и победители конкурса «Учитель года России», – произвели огромное впечатление новизной идей, креативностью и самобытностью. Понимаешь, что конкурс «Учитель года России» – мощный стимул для развития педагогов.
Комментарии