Фраза, наполненная для Ирины особым смыслом: «Незрячий от слова «не зря». Или вот эта, нам, здоровым, кажущаяся труднопостижимой: «Инвалид счастлив не когда просит подачки, а когда начинает приносить пользу окружающим». Ирина ведет дневник. Записывает мысли, зацепившие при чтении. Книгу «Смотри шире» Ирине подарил ее автор Олег Колпащиков. Олегу чуть за 40 лет. В 21 год он ослеп. В лихие 90-е в окно спортзала, где он занимался с друзьями, кинули гранату. Олег был ближе всех к взрыву…
Майя- Самое обидное, что все равно придется жить хорошо. – Слово «обидное» Колпащиков произносит с беззащитной улыбкой. И тут же – беспощадно: – У нас нет выбора. Либо мы живем хорошо, либо мы на конкретной помойке. Я не больной – я просто не вижу.Колпащиков научился (именно научился!) быть счастливым. И учит этому других незрячих. Возглавляет в Екатеринбурге социальный проект «Белая трость». Организовал другой – «Паруса духа». И под парусами яхт отправляет в кругосветные плавания людей с ограниченными физическими, но не с ограниченными духовными возможностями.- Это парадоксально, но я – зрячая, вполне благополучная, угадавшая свою профессию женщина – учусь оптимизму у своих учеников. И у таких исполинов духа, как Олег Колпащиков, – говорит Ирина.Ирина Яковлевна Анисимова учит играть на фортепиано незрячих и слабовидящих детей в 12-й школе имени С.С.Прокофьева – одной из лучших музыкальных школ Екатеринбурга. Это школа категории премиум. Базовая площадка городского абонемента «Открой для себя мир искусства».Все началось без малого десять лет назад с позднего телефонного звонка. Ирине звонила подруга с просьбой послушать способную девочку Майю. Майя, уточнила подруга, не видит от рождения. Занимается музыкой с домашним педагогом. Ни в одну музыкальную школу города Майю не берут: мы, говорят, таких не учим…Но и в Ирининой школе не было незрячих учеников. Спасибо директору школы, заслуженному работнику культуры РФ Александру Михайлову. Александр Михайлович рискнул. Взяли Майю. По сути, с Майи Пуресевой началось целое направление в педагогической деятельности екатеринбургской детской музыкальной школы №12 имени С.С.Прокофьева.- Поначалу было трудно в общении. – Ирина глубоко вздыхает, заново переживая прошлое. – Но со временем грань «зрячий – незрячий» стерлась. За инструментом я требую с незрячих учеников такого же результата, как и с остальных.На городском фестивале «Музыкальный калейдоскоп» для одаренных детей Майя Пуресева завоевала вторую премию! Это была первая в Екатеринбурге незрячая девочка, добившаяся таких результатов в соревновании с обычными детьми! Про «тонны» грамот и дипломов на конкурсах и фестивалях для детей с ограниченными физическими возможностями и не говорю.Сейчас Майе 26 лет. После окончания музыкальной школы она на общих основаниях поступила на филологический факультет Уральского федерального университета (УрФУ). Стала переводчиком с английского. Затем окончила магистратуру Уральского педагогического университета (УрГПУ). Сейчас она учитель английского языка в Центре дистанционного преподавания «Ресурс» и методист электронного читального зала в областной библиотеке для слепых.На базе библиотеки первая незрячая ученица Ирины Яковлевны Анисимовой по методикам своего педагога организовала музыкальный лекторий «Популярная музыка», открыла музыкально-литературную гостиную «У рояля». Майя и сама поет, и детям аккомпанирует. Анисимова со своими новыми учениками частые и желанные гости этой гостиной.НастяПять лет назад в Екатеринбурге прошел Второй Международный конгресс людей с ограниченными возможностями «Без малого нет целого. Найди свой самоцвет!».В нем приняли участие 350 человек – дети и взрослые из России, Германии, Швеции, Сербии, Австрии, Норвегии, Латвии, Казахстана и других стран.Ирина выступала с докладом. Делилась опытом работы с незрячими пианистами.Открытием форума стало выступление еще одной ученицы Ирины Анисимовой – Насти Мильчаковой – единственной незрячей пианистки, выступившей в гала-концерте на закрытии конгресса. Зал аплодировал Насте стоя.- С Настей было труднее, чем с Майей, – признается Ирина. – Поначалу Настя воспринимала в штыки мои замечания: «Почему я должна делать так, как вы сказали, Ирина Яковлевна? Может быть, я хочу по-другому!»Чтобы лучше понять учениц, Ирина стала играть с закрытыми глазами и нашла, что это очень полезно для любого музыканта.Сейчас вместе с подругой Майей Настя выступает на вечерах «Музыкальной гостиной» в областной библиотеке. Ее записи звучат на интернет-радио «Наша звезда», радио «Акварель», в аудиожурнале «Люди, события, творчество…».ВасилисаВасилиса пятая в семье, где шестеро детей. У всех детей стеклянная посуда, и у Василисы тоже. Не пластиковая, чтобы не разбила, а стеклянная. Идет в туалет или в ванную комнату – включает свет. «Зачем? – спрашивают Василису. – Ты ведь все равно не видишь!» Отвечает: «Так надо!»- Уникальная девочка! – восклицает Ирина. – Василиса Карпенко поразила меня при первой же встрече. Когда мы познакомились, Василисе было семь лет. Сейчас ей 11. У нее фантастический слух! Все мелодии подбирает мгновенно. Услышала – и тут же играет, причем сразу с гармонией. И не важно, это мелодия Таривердиева или песенка Винни Пуха из мультфильма. Великолепно читает стихи, прозу. А как поет! Очень артистична.У Василисы есть «цирковой номер». Она играет пьесу двумя руками, а потом закидывает на клавиатуру левую ногу и пальцами ноги играет на басовых нотах партию контрабаса. Объясняет: «Пальцев рук не хватает. Для полноты гармонии добавляю пальцы ноги». То есть это не понты. Это осознанная необходимость донести музыку в полном ее объеме. Так, как слышит ее Василиса.Уникальные способности Василисы (вот парадокс!) поначалу очень затрудняли ее же музыкальное образование. Ирина долго не могла поставить ученице правильную технику игры на фортепиано. Василиса просто не признавала никаких правил. Привыкла все схватывать на лету. «На подборе», как говорят музыканты. Словом, на уроках Анисимовой Василиса больше развлекалась, чем серьезно работала.- Я никогда не повышаю голос на учеников, – уточняет Ирина Яковлевна. – Если вижу, что ребенок не настроен сегодня работать, спокойно говорю: «Не хочешь заниматься, урок закончен. Я тебя отпускаю домой». Как правило, это срабатывает.Василиса обладает сверхъестественной чуткостью. Играет, скажем, «Времена года» Чайковского. Педагог слушает, сидя в кресле. Что-то не так… Анисимова, ничего не говоря, поднимает бровь. Василиса тут же останавливается. Поворачивает голову:- Что не так, Ирина Яковлевна?- А ты подумай. И сама назови свои ошибки…Ученица их исправляет.Ирина возила ученицу на музыкальный конкурс-фестиваль для детей с ограниченными физическими возможностями в Санкт-Петербург, где Василиса получила Первую премию. После концерта в филармонии гуляли по Невскому, и Василиса (от первой нотки до последней) пропела концерт Моцарта, который они только что прослушали. Точь-в-точь!Мама Василисы как-то спросила дочь, хотела бы она видеть, как все? Василиса ответила: «Мама, я не знаю, что такое видеть». А Ирине Яковлевне уточнила это признание: «Бог дал мне такие способности и возможности! Не уверена, что я хотела бы от них отказаться, став зрячей…»Помимо игры на фортепиано Василиса (но уже в школе искусств в своем поселке Северском, где живет) учится играть на флейте, занимается вокалом, берет уроки художественного слова.- Такие дети, как Василиса, должны быть максимально загружены, – говорит ее мама. – Чем меньше у них свободного времени, тем радостнее им жить.Одно перечисление наград этой уникальной девочки займет внушительный абзац, но это необходимо сделать. Два года подряд Василиса побеждала в Санкт-Петербурге на Международном творческом фестивале для детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу» и в конкурсе «Золотая осень» среди обычных детей в Венгрии.Становилась лауреатом третьей степени (фортепиано) Международного фестиваля-конкурса детских, юношеских, молодежных и взрослых творческих коллективов и исполнителей в рамках проекта «Адмиралтейская звезда» для обычных детей. Здесь же получила Гран-при в конкурсе чтецов и вокалистов. В родном Екатеринбурге стала лауреатом конкурса «Чарующие звуки» среди обычных детей (флейта).Была Василиса и королевой конкурса для детей с ограниченными возможностями «Творчество без границ» в Таганроге. Как вокалистка стала лауреатом конкурса «Аврора соло» среди обычных одаренных детей……Мама и Василиса отдыхали на Кипре. В одном из православных храмов им предсказали, что через пару-тройку лет Василиса прозреет…Екатеринбург
Комментарии