Тотальный диктант-2019 состоялся на шести континентах 13 апреля. Его писали в городах и селах, на антарктических станциях и в эстонских лесах, а также высоко над землей ‒ в самолетах трех рейсов, связавших Владивосток и Новосибирск, Новосибирск и Санкт-Петербург, Москву и Верону. О том, как проверяются работы участников и какие ошибки характерны для этого года, рассказали организаторы образовательной акции на пресс-конференции в ТАСС 15 апреля.
Диктант в цифрах и фактах
236 284 человека написали ТД в 2019 году. Это на 10 тысяч больше, чем в 2018 году;
186 150 написали ТД в России, из них: 19 355 ‒ в Москве, 11 500 ‒ в Санкт-Петербурге и 7 295 ‒ в Новосибирске;
127 человек проверили грамотность на борту самолета;
25 человек написали ТД на российских антарктических станциях;
23 682 человека написали диктант за рубежом;
21 432 человека написали ТД онлайн в ходе четырех трансляции из разных часовых зон.
‒ В России количество участников во многих городах выросло, ‒ прокомментировала данные руководитель проекта Ольга Ребковец. ‒ Мы связываем этот рост с тем, что накануне «Тотального диктанта» у нас состоялось грандиозное промо-мероприятие ‒ автопробег из Владивостока, который передавал статус столицы акции, в Таллин. Мы проехали 27 регионов, в каждом из которых провели просветительские мероприятия, научно-популярные лекции и встречи с командами.
Автором текста Тотального диктанта в этом году был писатель, литературовед Павел Басинский. Он подготовил четыре фрагмента для разных географических зон, посвященные сюжетам отечественной классики – трагедии «Моцарт и Сальери» А. Пушкина, поэме «Мертвые души» Н. Гоголя, пьесе «На дне» М. Горького и творчеству Л. Толстого. По традиции автор текста прочитал его в столице акции. Впоследствии, многие учителя благодарили автора за то, что тексты были посвящены произведениям художественной литературы, в том числе из школьной программы, и говорили, что теперь будут использовать их на своих уроках.
‒ На мой взгляд, все очень хорошо прошло. Я диктовал в Центре русской культуры, там был трехъярусный зал, и все балконы второго и третьего этажей были заняты. Мне сказали, что выступления квнщиков не собирают столько людей, я очень загордился, ‒ рассказал писатель. ‒ Это не моя заслуга, а заслуга организаторов. Удивительно, как все организовывается. Я только там задумался, как это – по всему миру даже просто раздать бумагу и ручки, а потом все проверять? Потрясающая, конечно, акция. Вообще атмосфера в Таллине была очень хорошей, благоприятной.
Координатор проекта в Таллине Яна Калинистова рассказала о том, что в Эстонии диктант проходил не только в столице, но и других городах страны. Были организованы три большие – по тысяче человек – площадки и маленькие, например, в лесу у костра. В самом Таллине одна из площадок находилась в средневековой башне старого города.
Рекордное количество площадок в этом году открылось на родине Тотального диктанта в Новосибирске и близлежащих поселках – 76. Ажиотажа акции прибавили «звездные диктаторы»: журналист Владимир Познер, музыкант Андрей Макаревич и писатель Дмитрий Быков.
– Город традиционно живет Тотальным диктантом, – отметил координатор проекта Андрей Поздняков. – Это напоминает первомайские праздники: в субботу дружные колонны направляются к площадкам написания. Планку мы не уронили.
Как Васька Пепел поймал клеща…
Многие из работ участников уже прошли двойную проверку. В Новосибирске, например, уже проверена большая часть текстов. Как рассказала Наталья Кошкарева, профессор, завкафедрой общего и русского языкознания Новосибирского госуниверситета, главный научный сотрудник Института филологии Сибирского отделения РАН, вторая часть диктанта оказалась довольно сложной, поэтому отличников меньше, чем в прошлом году.
– К сожалению, ошибки были допущены в таких тривиальных местах, о которых мы даже не подозревали, – констатировала она. – Например, было предложение: «Все вокруг меняется, а Коробочка все так же живет по старинке». «Так же», которое в этом случае надо было написать раздельно, подавляющее большинство участников написали слитно.
Встречались и другие ошибки, связанные, по словам эксперта, с тем, что некоторые реалии уходят из нашей жизни, например, корабельный дуб, из которого когда-то изготавливались парусники. В тексте была фраза \”обшит корабельным дубом», которую многие передали как «облит карамельным дубом». Были ошибки, связанные с незнанием имен собственных. Так, трагедия «Моцарт и Сальери» превратилась в «Моцарт и Савелий». Во второй части, посвященной «Мертвым душам», вместо Плюшкина появился Клюшкин.
Владимир Пахомов, главный редактор портала \”Грамота.ру\”, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, рассказал об ошибках участников московской акции. Он заявил, что расхожее мнение о том, что «в России две беды – «-тся» и «-ться» – не оправдывается: в предложении «Он попадается на удочку» ошибок было не так много.
– Сложности вызвало слово «обаяние». Были даже работы, в которых из-за этого срывалась пятерка. Видимо, смешивались слова «обаяние» и «обоняние», которые пишутся по-разному, и это была частая ошибка, – рассказал он.
Также немало хлопот доставили пишущим «Василисин муж», которого многие написали со строчной буквы, и «земля», которую, наоборот, писали с большой, несмотря на то, что в слове не было высокого смысла или астрономического термина. В некоторых работах Васька Пепел поймал не «леща», а «клеща». Наконец, кое-кто считает, что события пьесы Горького вели не к «трагической», а к «тропической» развязке.
– Весна и мысли о предстоящем отпуске отвлекали кого-то из пишущих, – предположил Владимир Пахомов.
Елена Арутюнова, заместитель главного редактора портала \”Грамота.ру\”, старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, рассказала, что в Москве проверкой работ занимаются 522 волонтера, среди них филологи, учителя, корректоры, редакторы, отличники и хорошисты Тотального диктанта. Они работают под руководством экспертов, в которую входят представители учебных заведений, Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, справочных служб, портала \”Грамота.ру\”, а также Орфографической комиссии РАН. Дважды проверены уже 7800 работ.
– Практически все работы проверены хотя бы один раз. У нас уже почти две тысячи кандидатов на \”отлично\”, и эти работы будут перепроверять в течение недели филологи-эксперты, – добавила Елена Арутюнова.
В этом году участники из Москвы и Новосибирска смогут не только узнать свою оценку и ошибки, но и увидеть проверенную работу в отсканированном виде. О результатах большинство участников узнают после 17 апреля, в Москве из-за наплыва желающих проверка займет больше времени, но организаторы обещают, что до 27 апреля свои оценки узнают и москвичи.
В ближайшее время для всех желающих на портале https://totaldict.ru пройдут онлайн-разборы текстов диктанта:
16 апреля в 19.00 – 4-я часть,
18 апреля в 20.00 – 3-я часть,
19 апреля в 17.00 – 2-я часть,
22 апреля в 14.00 – 1-я часть.
Тем временем, организаторы уже работают над следующим Тотальным диктантом и ждут всех любителей русского языка 4 апреля 2020 года.
Мнения:
Наталья Кошкарева, профессор, завкафедрой общего и русского языкознания Новосибирского госуниверситета, главный научный сотрудник Института филологии Сибирского отделения РАН:
– Если одним словом описать «Тотальный диктант», то это честность. Представьте, на школьных экзаменах учителя ловят списывающих учеников, преподаватели в университете высматривают, не пользуется ли кто-то шпаргалками. Я уже не говорю про ЕГЭ, где борьба против списывания поставлена на технологическую основу. У всех наших участников в кармане есть мобильное устройство, и как пишутся слова «по старинке» и «авантюрист» можно подглядеть очень легко, и никто не запрещает этого делать. Но никто на Тотальном диктанте этого не делает, потому что все приходят проверить себя, и образовательная сила акции в том и состоит, что все делается не ради того, чтобы получить галочку или оценку, а чтобы повысить уровень грамотности и узнать что-то новое о русском языке.
Анатолий Вассерман, журналист, публицист, многократный победитель интеллектуальных телеигр (читал ТД в Москве):
– От самого текста я поначалу ожидал большего. Я думал, что блестящий литературовед учинит очень глубокий разбор. Но потом понял, что это все-таки совершенно иной жанр, и для диктанта нужен текст достаточно простой, чтобы его можно было понять на лету Лично я последнюю ошибку в диктанте сделал где-то в пятом классе. Потом накопилась критическая масса прочитанных грамотных текстов. Есть такое выражение \”врожденная грамотность\”. На самом деле она, конечно, не врожденная, она накапливается благодаря чтению грамотных текстов, вы просто запоминаете, как выглядит правильное написание слова. В этом плане страшным ударом по грамотности стал массовый отказ от корректоров в крупных изданиях. Электронные средства проверки текста совершенно не заменяют проверку грамотным носителем языка. К сожалению, большая часть нынешних ошибок – это следствие резкого ухудшения дела проверки грамотности в издательствах и СМИ, и боюсь, что восстановление такой проверки нам не заменят никакие диктанты. Тем не менее, я очень рад, что есть столько желающих проверить себя.
Елизавета Арзамасова, актриса (читала ТД на борту рейса Москва – Верона):
– Для пассажиров это был сюрприз. Экипаж был подготовлен и всячески нам помогал с технической точки зрения. Люди восприняли эту инициативу с радостью, с интересном, и было очень нежно наблюдать за тем, как они пишут этот диктант. Кто-то подошел к написанию с полной ответственностью, с желанием проверить себя, но были и замечательные пары, например, молодой человек и девушка – и он украдкой списывал у нее, это было так мило. Все были в замечательном настроении. Проблема моего поколения – мы редко пишем от руки, но не потому что не хотим, а потому что нет необходимости. И еще – потеря индивидуальности почерка, а ведь почерк так много говорит о человеке, это такая важная характеристика личности. Я читаю письма своих родителей, бабушки, и жалею, что эта традиция сходит на нет. Хорошо, что у нас есть Тотальный диктант, но хочется, чтобы были и другие события, которые бы подразумевали написание письма или какого-либо текста от руки.
Комментарии