На базе Рязанского областного института развития образования состоялся семинар-тренинг. Проводили его тренеры: К. Уланов, директор социально-экономического лицея г.Пенза, А.Ивонина, заведующая учебно-методическим кабинетом общественных дисциплин РИРО, Л.Мостяева, доцент кафедры общественных и экономических дисциплин и социальной политики РИРО. Научно-методическую поддержку, финансирование обеспечивали: Российско-американское партнерство CIVITAS, Рязанский областной институт развития образования, муниципальные органы управления образованием Рязанской области. Семинар был посвящен актуальной проблеме «Выбор в демократическом обществе». Была также возможность более глубокого знакомства с интерактивными методами.
Первый день работы был посвящен решению проблем: определение ожиданий участников от предстоящего семинара; создание рабочей атмосферы; сплочение группы; создание положительной мотивации к участию в работе тренинга; знакомство с интерактивными методами и актуализацией знаний слушателей по проблеме «Выборы в демократическом обществе»; обсуждение вопросов оценивания результатов работы учащихся в ходе использования интерактивных методик. Самые активные обсуждения проводились по итогам занятия А.Ивониной, на котором и шла речь об оценивании в ходе использования интерактивных методов обучения.
В качестве положительных моментов участники семинара отметили: высокий профессиональный уровень тренеров; использование К.Улановым современных информационных технологий в ходе проведения лекции с элементами интерактива; разнообразие форм и методов работы; возможность обмена мнениями с участниками семинара.
Запоминающимся моментом второго дня стало проведение К.Улановым ролевой игры «Выборы президента». Слушатели попробовали себя в различных ролях: доверенных лиц кандидата, кандидата в президенты, имиджмейкеров, представителей политических партий и общественных движений. Ролевая игра позволила как бы изнутри увидеть «кухню» выборов. Задуматься о важности анализа предвыборных программ кандидатов в органы власти и способах обучения учащихся приемам аналитической деятельности (на примере политических документов). Большой интерес вызвало и занятие в интерактивном режиме по теме «Политическое манипулирование». Особенно привлекательным для педагогов стало задание по определению приемов манипулирования на примере местных СМИ. Как отметили педагоги, этот элемент должен обязательно использоваться каждым учителем-граждановедом.
Третий день отличался наибольшей интенсивностью и плотностью, поскольку проводилась вся практическая часть работы участников семинара, они разработали и презентовали версии уроков по теме «Выборы в демократическом обществе».
По итогам работы семинара-тренинга был проведен «круглый стол», на котором предложено высказаться всем поочередно, начиная свои выступления следующими словами:
1) Этот семинар-тренинг был для меня полезным, потому что научил…
2) К сожалению, на семинаре мне не удалось…
3) Теперь, вернувшись в школу, я смогу…
По каждой части обсуждения нужно было назвать только одно положение, которое было самым важным для педагога.
По 1-му вопросу были высказаны такие мнения: «Этот семинар-тренинг был для меня полезным, потому что научил…»:
проводить оценивание работы в интерактиве;
организации семинара-тренинга;
проведению лекции с элементами интерактива (ее четкость, логика);
использованию информационных технологий;
созданию атмосферы семинара (взаимопонимание);
работе в малых группах;
новой форме ведения семинара-тренинга: овладение интерактивом через участие в нем;
рефлексии, подведению промежуточных итогов, подведению итогов всего мероприятия;
содержанию по важной теме «Выборы в демократическом обществе»;
грамотному проведению ролевой игры, социологического опроса;
использованию содержания темы для организации школьного самоуправления;
подсказал идею о том, что нужно защищаться от политического манипулирования («не хочу быть марионеткой»);
«К сожалению, на семинаре мне не удалось…»: познакомиться с сотрудниками областной избирательной комиссии; получить побольше местного материала, связанного с темой «Выборы».
«Теперь, вернувшись в школу, я смогу…»: провести занятия по данной теме; больше работать в интерактиве; проводить ролевые игры; обсуждать проблемы оценивания в интерактиве со своими коллегами; переписать свой тематический план по обществознанию на текущий год; работать более эффективно, на результат; сделать жизнь детей более интересной; работать на уроке со СМИ; смело выйти на аттестацию на квалификационную категорию; обсудить с учащимися своего класса «Классный билль о правах».
Занятия, разработанные участниками семинара
Группа 1
Тема «Портрет кандидата» (урок для учащихся 11-х классов)
Состав группы: Т.Курышкина, Л.Абдулина, С.Шадрина, Э.Белолапоткова, Н.Везломцева, Н.Кулакова, А.Афонина, Г.Никулова.
Цели: создать обобщенный образ кандидата в органы власти; определить критерии, по которым мы выбираем своих представителей во власть; научиться ориентироваться в потоке предвыборной информации; выяснить, что предопределяет успех кандидата на выборах.
Что определяет успех кандидата во власть на выборах?
Эпиграф:
Народ достоин того правителя, которого он выбирает.
Основные понятия: самовыдвижение, кандидат, выборы, избирательная программа, имиджмейкер, электорат.
Учащиеся составляют портрет кандидата, все составляющие портрета (словесные характеристики), находят свое место на схеме «Наш кандидат».
Учащиеся отвечают на вопрос: «Что определяет успех кандидата на выборах?»; отвечают на следующие вопросы: «Как мы оцениваем человека во власти к концу срока пребывания на том или ином посту?» и «Какой критерий оценивания кандидата нами упускается в предвыборный период?» (Учащиеся ведут речь о предвыборной платформе: что именно предлагается, насколько реализуемо, чем подкрепляется тот или иной лозунг и т.д.).
Учащиеся кратко называют те знания и умения, которые они приобрели на данном уроке.
Задания группам:
Назовите качества кандидата, идущего во власть, которые вы учитываете, с точки зрения:
1-й группы – самовыдвиженца;
2-й группы – кандидата от общественной организации;
3-й группы – избирателей.
Итогом работы группы должны стать обобщенные образы будущего победителя на выборах: человека, выдвинувшего самого себя, кандидата от общественной организации; «идеального» кандидата для избирателей.
В ходе презентации на доске появляется схема «Наш кандидат» (в центре схемы – человек, вокруг которого стрелки к пустым графам; эти графы заполняются после выступления каждой группы указанными ими требованиями и характеристиками идеального кандидата).
Вопрос: скажите, какие требования мы с вами учли в этом портрете?
Ожидаемый результат: участники семинара (школьники), как правило, назовут характеристики, связанные с личностью кандидата.
Учитель обращает внимание учащихся, на то, что до выборов для нас это имеет большое значение и задает вопрос: как мы будем оценивать эту личность к концу срока пребывания у власти?
Ожидаемый результат: школьники отмечают, что в предвыборной кампании избиратели упускают из виду проблемы, связанные с предвыборной платформой кандидата во власть.
Ученики делают вывод, что этот документ должен привлекать не меньше нашего внимания, нежели личность кандидата.
Группа 2
Тема «Идти ли на выборы?» (организованная дискуссия для учащихся 9-х классов, проводится по итогам изучения темы: «Выборы в демократическом обществе»)
Состав группы: В.Тукало, Л.Качурова, А.Никитина, Е.Попова, О.Алексеева, Е.Дрожжина, Т.Тютчева, А.Леваков, О.Аксенова.
Цели: учащиеся должны понимать, насколько важно участвовать в выборах; оценивать «плюсы» и «минусы» пассивного и активного отношения к выборам.
Основные понятия: кандидат, выборы, избирательная программа, активная гражданская позиция.
Учащиеся узнают о том, каково было участие жителей региона в последней избирательной кампании и как это повлияло на общий итог выборов. Определяется главный вопрос урока: «Идти ли на выборы?» Подростки подбирают все возможные аргументы в защиту заданной позиции.
Ученики определяют по каждому выступлению группы, какие качества позволяют нам занять ту или иную позицию в отношении выборов. Они делают личностный выбор, какими бы они хотели быть и к какой позиции (по отношению к демократическим выборам) в связи с этим им необходимо примкнуть. «Перечисляют аргументы, которые они могли бы использовать в дискуссии с избирателями в пользу позиции «Участвовать в выборах».
Привести все возможные аргументы в защиту позиции:
1-я группа – «Всегда хожу на выборы»;
2-я группа – «Не хожу на выборы»;
3-я группа – «Хожу на выборы, но голосую против всех».
В конце создаются плакаты, озаглавленные соответствующим образом, на них маркером записываются все найденные группой аргументы.
Ожидаемые результаты:
Первая группа может назвать такие аргументы: от меня может зависеть, состоится ли голосование сейчас или придется вновь тратить народные деньги на проведение повторной избирательной кампании (проблема достижения некоторой квоты участия в выборах); поскольку я гражданин России, это не только мое право, но и обязанность участвовать в жизни страны; мне интересна сама процедура выборов; я иду на выборы за компанию и др.;
Вторая группа: от меня ничего не зависит; «голос единицы тоньше писка»; выборы проводятся нечестно, я не верю в объективность результатов; я постоянно занят, а на выборы ходят те, кому нечем заняться и др.;
Третья группа: не верю в обещания кандидатов; не верю в честность избирательной процедуры и др.
В ходе презентации группы вывешивают результаты совместного рассмотрения на доску. Поочередно выходят спикеры от групп и представляют результаты работы. В это время все отвечают на вопрос, какие качества личности могут быть присущи людям, отстаивающим такую позицию.
Затем обсуждаются личностные характеристики групп населения, придерживающихся той или иной позиции.
по позиции «Всегда хожу на выборы»: оптимист, активный гражданин, законопослушный, патриот; социально адаптированная личность; интересующийся политической жизнью страны;
по позиции «Не хожу на выборы»: неверие в собственные силы; безразличие; пессимизм и скептицизм; неверие в соблюдение закона и т.д.;
по позиции «Хожу на выборы, но голосую против всех»: неверие в справедливость; пессимизм и скептицизм и т.д.
Вопрос ко всем: скажите, к какому типу людей вам хотелось бы принадлежать? Учитель не просит высказать свое мнение вслух, а предлагает написать ответ на листочке, без указания своих имен (анонимно) и «проголосовать» за свою принадлежность к тому или иному типу людей. Результаты обрабатываются в течение 1-2 мин., и объявляется общий вывод. Как правило, большинство желает идентифицировать себя с активной личностью, обладающей гражданской позицией, ответственной перед обществом и государством.
Ожидаемый результат: подростки делают вывод о важности и необходимости участия в выборах.
Группа 3
Тема «СМИ в предвыборной кампании».
Повторительно-обобщающий урок в 10-11-х классах
Состав группы: Л.Разина, Е.Воробьева, С.Звездин, Л.Веретенникова, И.Лысова, С.Можарова, В.Скильдеев, А.Акиндинов, Л.Кривчикова.
Форма урока: ролевая игра.
Цели: уточнить понятия СМИ; определить роль СМИ в предвыборной кампании; сформулировать основные требования (социальный заказ) СМИ в предвыборной кампании.
Ход урока:
Весь класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание обсудить, какова роль СМИ в обществе с точки зрения: журналистов; представителей органов государственной власти; пенсионеров; подростков и молодежи; родителей.
6-я группа получает задание: подготовить анкету (опросный лист) для проведения социологического исследования по теме «Общество и СМИ».
Проведение социологического опроса, обработка и опубликование данных.
Ролевая игра: «Я и СМИ».
1) Выделяется группа экспертов, которая будет выступать в роли консультантов и «контролеров» на маршруте каждой группы.
2) Формируются 4 группы.
3) Группы выбирают командира (лидера) и получают маршрутные листы, в которых указана очередность прохождения станций для данной группы и временные рамки пребывания на каждой станции (не более 6 мин.).
4) Объявляется общий старт игре.
5) Учитель следит за работой станций, регулирует (если необходимо) передвижение групп.
6) Подводится общий итог игры. Эксперты объявляют результаты по каждой группе.
Описание станций:
Официальная. На станции учащиеся получают вопросы, связанные со знанием законодательства, регулирующего деятельность СМИ (например, Федеральный закон «О рекламе», статьи законов, определяющие деятельность СМИ в предвыборный период и др.).
Публичная. Работа на станции предполагает знание современных политических партий в России, особенностей их деятельности, лидеров и т.д. Группы получают задания практического плана: выступить от имени лидера… партии и представить взгляды партии на… проблему.
Наглядная. Группе предлагается под заданную инструкцию составить предвыборный плакат на листовку кандидата во власть.
Социологическая. Предполагает знание и умение проводить социологический опрос. Задания группам в виде кратких вопросов (например: какова цель социологических опросов; назовите основные этапы социологического исследования; и т.д.).
Газетная. Предлагается 1-2 газеты, из которых нужно подобрать информацию, иллюстрирующую задание: как кандидат относится к здоровому образу жизни; ценностные установки кандидата; взгляды кандидата на социальные вопросы жизни общества; планы в экономике и т.д.
Данную информацию необходимо представить в кратком виде (в виде тезисов в течение 1-2 мин.).
Примерные критерии для оценки работы групп:
1) умение организовать ответ (логика ответа);
2) наличие выводов;
3) наличие аргументов;
4) научная корректность;
5) умение определять причинно-следственные связи.
Группа 4
Тема «Политические права». 10-й класс
Состав группы: Г.Епихина, Е.Клюева, Г.Жигулина, Е.Моисеева, М.Петренко, Л.Попова, Т.Прокудина, Г.Сафонова, Г.Филимонова.
Цели: получить представления о политических правах и свободах человека и гражданина; понять важность умения защищать свои права; научиться уважать права другого человека; уметь взаимодействовать в группе.
Обеспечение урока: Конституция РФ; Всеобщая декларация прав человека; бумага, маркеры, скотч, «ящик» для голосования, бюллетени, таблица «Политические права» (на ватмане) и «Дерево решений» (4 шт.).
1. Мозговой штурм. Обсуждение вопроса «Что такое политические права? Какие права сюда следует отнести?» – 5-7 мин.
Результаты работы учащихся фиксируются на доске. Затем соотносятся с определением понятия «политические права».
2. Работа в группах с последующей презентацией результатов – до 15 мин.
Весь класс делится на 4 группы. Каждая получает задание: подготовить все возможные ответы на вопрос: «Для чего человеку нужны политические права?».
3. Работа с документами – до 10 мин.
Работа продолжается по группам. Задание: из предложенных документов (см.оборудование) выпишете номера статей, отражающих политические права граждан. В чем состоит то или иное политическое право?
4. Игра «Прими решение» с использованием таблицы «Дерево решений».
Группы получают задание: необходимо ответить: в стране с какой системой однопартийной или многопартийной вы хотели бы жить. Для этого определите все «за» и «против» каждой из описанных в тексте систем (учащиеся получают краткие описания обеих систем).
В конце занятия проводится референдум с тайным голосованием по поводу однопартийной или многопартийной политической системы жизни общества.
Людмила МОСТЯЕВА, кандидат исторических наук, Рязань
подростки делают вывод о важности и необходимости участия в выборах.
Комментарии