Одним из условий создания в школе целостной системы, обеспечивающей формирование новых жизненных установок личности, является формирование в коллективе педагогов и обучающихся гражданской ответственности и правового сознания, инициативности, самостоятельности, толерантности. На сегодняшний день не общество с помощью образования передает молодому поколению свои знания и традиции, а школа пытается предложить обществу новый опыт социального взаимодействия. Разобраться в создавшейся ситуации, определиться в направлениях обществоведческого воспитания помог педагогам города Новомосковска и района Тульской области мобильный семинар «Активные методы преподавания в гражданском образовании и активная школа». Организаторами семинара стали: Партнерство Сивитас-Россия, Благотворительный фонд «Сивитас», Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Федеральная академия повышения квалификации и подготовки работников образования, Комитет по образованию Новомосковской муниципальной администрации, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Информационно-методический центр», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей «Школа менеджеров». В семинаре приняли участие 52 сельских учителя разных предметов.
Беседа с элементами «мозгового штурма». . .1. . Обсуждение вопроса значимости патриотизма в жизни людей в разных странах, в разные периоды истории. Могут быть приведены и литературные сюжеты. Выход на проблему: нужен ли патриотизм современной России?3. . Каждой группе дается задание (см. ). Проанализировав предложенные документы, группа кратко формулирует ответы на вопросы на листе ватмана в форме тезисов, таблицы, структурно-логической схемы и т.д.5. . Беседа с классом.6. . Предложить учащимся написать синквейн, используя слова «патриотизм», «Отечество», «гражданственность».
Рассматривались темы «Анализ текстов гимнов», «Сравнительный анализ ценностей ведущих цивилизаций», «Проблемы оценки качества преподавания общественных дисциплин», «Основные понятия гражданского образования», «Стратегия преподавания. Лекция и компьютерная презентация», «Предвыборные технологии», «Политические партии», «Участие в выборах. Свободное голосование или обязательное участие в выборах».
Участники семинара имели возможность в течение трех дней практически реализовать полученные навыки. Они разработали модели занятий. Они составлены с использованием активных и интерактивных методов: «мозговой штурм», работа в малых группах, дискуссии и др. Слушатели смогли оценить универсальность интерактивных методик преподавания, воспользоваться новыми учебно-методическими пособиями, которые получили на семинаре.
Слушатели выразили единодушное мнение о том, что семинар задуман и осуществлен высокопрофессионально. Практическая ценность материалов и полученного опыта несомненна, но важнее всего оптимистический настрой и доброжелательная атмосфера. Были высказаны пожелания. «Подобные семинары должны проходить систематически! Необходимо привлекать учителей экономики, литературы, иностранного языка. Гражданственность нельзя воспитать лишь на истории или обществознании, необходимо составление интегрированных уроков, новой системы межпредметных курсов». «Этот семинар – начало сотрудничества учителей истории и обществознания города и района по пропаганде демократических ценностей, привлечению в воспитание гражданственности других учителей и родителей. Если есть такие люди, как А.Н.Иоффе, О.В.Кишенкова, которые готовы ездить по России, работать по 12 часов в сутки, то гражданскому обществу быть!»
Опыт проведения семинара, методические разработки занятий, компьютерные презентации будут использованы методической службой города и района как модель работы с педагогическими работниками, войдут в методическую «копилку».
Занятия, которые были подготовлены в ходе семинара.
Тема «Демократия – проблема выбора». 11-й класс
Авторы: С.Терехова, О.Лялякин, Т.Ерменева, В.Раткина, Г.Стародубова.
Цели и задачи
В результате проведения занятия учащиеся смогут: расширить представление о демократии как о виде политического режима; выявить отрицательные и положительные характеристики демократии; продолжить формирование умений и навыков работы с документами, участия в дискуссии; выработать определенную позицию по отношению к демократии как политическому режиму.
Основные понятия: демократия, тоталитаризм, авторитаризм, компромисс, консенсус.
Ход занятия
Мотивация
Учащимся предлагается несколько высказываний по поводу демократии.
«Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных»
У.Черчилль
«Демократия- это когда люди управляют людьми во благо людей»
А.Линкольн
«Демократия – право делать неправильный выбор»
Д.Патрик
«Демократия – всего лишь мечта, как Аркадия, Санта-Клаус и рай»
Г.Менкен
Какие еще политические режимы, кроме демократии, вы знаете?
Как авторы относятся к демократии?
Почему столь двойственное отношение к демократии?
Постановка проблемы
Группы получают комплект документов для определения положительных и отрицательных свойств демократии. (Приложение №1)
Две группы определяют положительные стороны демократии, другие две работают над отрицательными чертами демократии.
Обсуждение результатов работы групп
Демократия: плюсы, минусы.
Каждая группа по очереди высказывает по одному доводу, защищая свою позицию.
Члены всех групп имеют право присоединяться, меняя свое личное мнение, к группе, аргументы которой наиболее убедительны.
Подведение итогов
1. При победе по количеству присоединившихся учащихся любая из защищаемых позиций достигнута все-таки демократическим путем.
2. Вывод по результатам, полученным на доске.
Рефлексия
Закончите предложение:
1. Я против…
2. Я хочу…
3. Моя позиция по рассмотренной проблеме заключается в том, что…
4. После сегодняшнего урока я точно знаю…
Тексты для работы в группах по минусам демократии
Текст 1. Свобода и равенство
Н.Бердяев (1874-1948) – русский религиозный философ, с 1922 г. – в вынужденной эмиграции.
Французская революция совершенно смешивала равенство со свободой. Весь XIX век разбивал иллюзии естественной гармонии, он жизненно раскрыл непримиримые противоречия и антагонизмы. Обнаружилось, что равенство несет с собой опасность самой страшной тирании. Обнаружилось, что свобода нисколько не гарантирует от экономического рабства. Отвлеченные начала свободы и равенства не создают никакого совершенного общества, не гарантируют прав человека. Между свободой и равенством существует не гармония, а непримиримый антагонизм. Вся политическая и социальная история XIX века есть драма этого столкновения свободы и равенства. И мечта о гармоническом сочетании свободы и равенства есть неосуществимая рационалистическая утопия. Никогда не может быть замирения между притязаниями личности и притязаниями общества, между волей к свободе и волей к равенству… Всегда будет столкновение безудержного стремления к свободе с безудержным стремлением к равенству. Жажда равенства всегда будет самой страшной опасностью для человеческой свободы. Воля к равенству будет восставать против прав человека и против прав Бога…
Свобода и равенство несовместимы. Свобода есть прежде всего право на неравенство. Равенство есть прежде всего посягательство на свободу, ограничение свободы. Свобода живого существа, а не математической точки, осуществляется в качественном различении, в возвышении, в праве увеличивать объем и ценность своей жизни. Свобода связана с качественным содержанием жизни. Равенство же направлено против всякого качественного различия и качественного содержания жизни, против всякого права на возвышение.
Текст 2. Свобода и демократия
И.Ильин (1882-1954) – русский философ, правовед, публицист.
Народ должен разуметь свободу, нуждаться в ней, ценить ее, уметь пользоваться ею и бороться за нее. Все это вместе должно быть обозначено как искусство свободы. Нет его – и демократия обречена.
Дело в том, что свобода совсем не состоит в «развязании» граждан или в «разнуздании» народа, но в замене внешней связанности, идущей «сверху»,- внутренней самосвязью, самодисциплиной. Свободный народ сам знает свои права, сам держит себя в пределах чести и закона; он знает, для чего ему дается свобода: он наполняет ее верной творческой инициативой – в религии, в самоуправлении, в хозяйстве, в общении, в науке и в искусстве. Он не пойдет за негодяями, соблазняющими его «вседозволенностью», но заставит их замолчать. Он не позволит тоталитаристам отнять у него свободу, но сумеет отстоять ее.
Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией.
Если он воспримет свободу как вседозволенность и начнет злоупотреблять ею (попирать все законы, вторгаться в чужие жилища, грабить чужое имущество, убивать своих действительных или мнимых врагов, разрушать, жечь и громить), то настанет анархия, которая сначала поведет страну и государство к гибели, а потом сменится тиранией,- иногда своей, внутренней; иногда иностранной, завоевательной.
Если же он не поймет, на что ему нужна свобода, и не сумеет ею воспользоваться, то он отдаст ее любому авантюристу за обещания частного или классового прибытка.
Текст 3
Н.Бухарин «Теория пролетарской диктатуры» (1919 г.)
Демократия, поскольку мы подразумеваем под этим словом определенный политический строй, была до сих пор одной из форм – самой утонченной формой господства буржуазии. В чем состояла основная предпосылка демократического устройства? В наличии ряда фикций, которые чрезвычайно ловко использовались для систематического обмана масс. Основной такой фикцией было понятие «общенародной воли», «нации», «целого». Вся система демократических учреждений покоится на «общенародности». Нетрудно понять классовый смысл «общенародных» норм. Понятно, что в действительности есть классы с противоположными непримиримыми интересами; понятно, что ни о какой «общенародной» воле, которая объединяла бы и рабочих, и капиталистов, в действительности нет и речи. Но буржуазии нужна, ей необходима фикция «общенационального». Буржуазия – правящее меньшинство. Но как раз потому, что она – меньшинство, ей приходится, чтобы держать массы в повиновении, говорить от имени «всей нации», ибо она не может открыто говорить от имени кучки. Таким образом возникает фетиш общенародной воли, и буржуазия выступает как нация, как «страна», а буржуазная государственная организация – как общее всем «отечество»…
Текст 4
А.Пятигорский. Избранные труды
История XX века показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана несвободными людьми… Свобода становится все более и более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению… Идеал «абсолютно частной жизни» может обернуться на пороге XXI века новым тоталитаризмом… В своем развитии индивидуум зависит от этого коллективизма и исходит из него. Он – первичен, индивидуум – вторичен…
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает, следовательно, человеческое существо как первичное и основное, а общественный коллективизм (и особенно государство), складывающийся из отдельных людей, – как вторичное. Таким образом, для коммунизма развитие и свобода отдельной личности подчинены коллективистскому пониманию человеческого общества, а государство и коммунистическое общество в своем всемогуществе и суверенности являются для него абсолютной и высшей мерой всех ценностей, в том числе ценностей нравственных и духовных вообще. Отсюда – такая склонность к безоглядному жертвованию индивидом во имя государства и общества.
Тексты для работы в группах по плюсам демократии
К.Ясперс «Куда движется ФРГ?»
Демократия означает самовоспитание и информирование народа. Он учится думать, он знает, что происходит, он выносит суждения. Демократия постоянно способствует процессу просвещения народа. Олигархия партий, напротив, означает пренебрежение к народу. Она склоняется к тому, чтобы лишить народ информации. Пусть уж он лучше остается темным. Народу не нужно знать цели, которые ставит перед собой олигархия, если они вообще есть у нее. Вместо этого ему можно преподносить возбуждающие фразы, общие выражения, замысловатые требования морального характера и тому подобное. Народ постоянно находится в состоянии пассивности под влиянием своих привычек, эмоций, своих непроверенных случайных мнений…
Народ созревает для демократии в процессе собственной политической активности. Поэтому предпосылкой демократии являются понимание народом необходимости его широкого участия в политической жизни и его действительное участие в ней, а также доверие к народу – не к такому, каков он есть, а к такому, каким он может стать.
Л.Мизес «Либерализм в классической традиции»
Демократия – это такая форма политического устройства, которая позволяет адаптировать правительства к желаниям управляемых без насильственной борьбы. Если в демократическом государстве правительство более не проводит ту политику, которой хотело бы большинство населения, не нужно никакой гражданской войны, чтобы посадить в кабинеты тех, кто желает работать так, чтобы удовлетворять большинство. Путем выборов и парламентских соглашений перемена правительства происходит гладко – без трений, насилия и кровопролития.
Р.Дарендорф «Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе»
Чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Странам со сложным этническим или каким-либо еще составом населения придется, вероятно, заниматься в ближайшее время не демократизацией, а проблемами территориальной целостности и поддержанием законности и порядка…
Демократия – вещь неудержимая. Правда, есть в ней один практический недостаток. Странам, вставшим на путь свободы, кажется, что демократия (т. е. партии, выборы и парламенты) укажет им, куда идти дальше. Даже сторонники активных действий полагают, что для этого надо просто послушать, что говорят, причем послушать всех желающих… Но… демократия – не просто многообразие взглядов, не просто форум, где всякое мнение имеет хождение; демократия – это система правления. Ее цель – обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней мере на старте; и демократия должна давать возможность править. Парламент, будучи трибуной свободного выражения мнений, есть все же прежде всего институт политической власти, который должен ведь как-то реагировать на предложения правительства или уж выдвигать собственные инициативы…
Вопреки буквальному значению слова действующая демократия не «правление народа»; такого на свете просто не бывает. Демократия – это правительство, избираемое народом, а если необходимо -то народом и смещаемое; кроме того, демократия – это правительство со своим собственным курсом…
Э.Бенеш «Демократия сегодня и завтра»
Коммунизм, исходя из философии материализма, в своих принципиальных тезисах о государстве антииндивидуалистичен. Основной идеей и основой сознания каждой отдельной личности должно быть, согласно его представлениям, сознание государственного и общественного коллективизма, а не индивидуальное сознание. Общественный (и государственный) коллективизм следует рассматривать как основной и главный элемент социального существования. В своей деятельности, в своем сосуществовании и в своем развитии индивидуум зависит от этого коллективизма и исходит из него. Он – первичен, индивидуум – вторичен…
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает, следовательно, человеческое существо как первичное и основное, а общественный коллективизм (и особенно государство), складывающийся из отдельных людей, – как вторичное. Таким образом, для коммунизма развитие и свобода отдельной личности подчинены коллективистскому пониманию человеческого общества, а государство и коммунистическое общество в своем всемогуществе и суверенности являются для него абсолютной и высшей мерой всех ценностей.
Текст 5
К.Каутский «От демократии к государственному рабству»
Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится ее власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем более становится тяжеловесной и формалистичной; тем больше в ней увеличивается коррупция и узость. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии – правительством – централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, т.е. парламента, – все это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удается добиться введения этих политических установлений. Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, марки, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.
Тема «Семья в современном обществе». 8-й класс
Авторы: Ирина Макаричева, Надежда Шелкоплясова, Ирина Капчукова, Ольга Косторова, Игорь Лазарев, Наталья Марченко, Дмитрий Власов, Елена Чубукина.
В результате проведения занятия учащиеся смогут: дать определение понятию «семья»; определить значимость семьи для государства и личности; определить место семьи в современном обществе; рассмотреть ситуации, приводящие к конфликтам в семье; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии; работать в группе.
Вспомните известные вам пословицы и поговорки о семье.
Что дает семья человеку и государству?
Методом «мозгового штурма» учащиеся заполняют таблицу в одном столбце: «Что семья дает человеку?» в другом – «Что семья дает государству?».
Вывод: семья – важнейший социальный институт.
Семья – группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие потребности.
Работа в группах
Деление на группы в соответствии с предпочтениями учащихся к предложенным высказываниям:
«Когда женщина неправа, первым делом нужно, попросить у нее прощения». Круассе
«Жену люби, как душу, а тряси, как грушу». Русская пословица
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому». С.Брандт «Корабль дураков».
Проанализируйте предложенные материалы и определите, какие конфликты могут возникнуть в этих ситуациях, в чем особенности проявления этих конфликтов. Предложите ваш путь разрешения данного конфликта. (см. Приложение).
Вывод: в семье главное – не избегать конфликтов, а вовремя и правильно их разрешать.
Беседа. Роль семьи в современном обществе.
Насколько сильно изменилась семья с течением времени?
Изменились ли поводы к семейным конфликтам?
Изменились ли проблемы семьи?
Изменилась ли значимость семьи в современном обществе по сравнению с предшествующей эпохой?
Задание №1
Рассмотрите предложенные репродукции:
Пукирев «Неравный брак»
Петров-Водкин «Тревога»
Рембрандт «Возвращение блудного сына»
Предположите, на почве чего могли возникнуть конфликты в этих семьях.
Каковы, на ваш взгляд, особенности проявления конфликта, предложите пути решения конфликта.
Задание №2
Проанализируйте предложенные бытовые зарисовки (зарисовки выберете самостоятельно), на почве чего могут возникнуть конфликты в семьях.
Задание №3
В известной сказке С.Михалкова «Праздник непослушания» родители покинули город, предоставив детей самим себе.
Предположите, следствием каких конфликтов могла стать подобная реакция родителей, какой бы вы предложили способ решения данного конфликта.
Тема «Процесс социализации. Социализация в условиях г.Новомосковска».
10-й класс
Авторы: Т.Ершова, Л.Колесник, И.Маничева, Т.Морозова, О.Папюнина.
В результате занятия учащиеся смогут: расширить понятие о взаимодействии человека и общества, понятие социализации личности. Задуматься о своем месте в обществе. Определить круг проблем, связанных с социализацией подростка в местных условиях. Развивать умение работы в группах. Продолжить формирование умений и навыков участия в дискуссии.
Предложено высказывание: «Мир – это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд. Смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».
У.Теккерей «Ярмарка тщеславия»
В чем смысл приведенного высказывания?
Беседа с элементами «мозгового штурма». Постановка проблемы
Понятие: социализация личности. Все приведенные ассоциации записываются на доске.
Назовите основные социальные институты.
Как они влияют на процесс социализации?
Инсценировка «Бабушки-старушки». В процессе инсценировки происходит обсуждение проблем подростков, в частности, их оторванность от общества.
Какой общественный институт оказывает наибольшее влияние на процесс социализации подростков?
Назовите основные общие проблемы взрослых и детей в современных условиях жизни.
Одно из определений социализации «Социализация – это процесс, посредством которого индивидом осваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование. собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности» (Фролов С.С.)
В зависимости от того, какой институт кажется наиболее влиятельным, происходит деление на группы.
Просмотр видеосюжета, в котором наиболее точно отражены проблемы социализации.
Группам предлагается рассмотреть проблемы, указать причины возникновения и возможные последствия их развития.
1) Проблемы социализации населения в современных условиях.
2) Проблемы социализации в г.Новомосковске.
3) Проблемы социализации в моей семье, школе.
Каждая группа выписывает полученные проблемы на доску.
Подведение итогов. Обсуждение результатов работы групп.
Каким образом можно решить проблему социализации молодежи?
Вывод: воспитан – не значит социализирован.
Дискуссия
В чем особенности социализации населения г. Новомосковска?
Какие пути решения проблемы вы видите?
На какие группы можно разделить факторы, влияющие на формирование личности человека?
Опишите процесс формирования личности в результате группового опыта?
Что представляет собой процесс социализации личности?
Тема «Человек и его Отечество. Патриотизм». 10-11-е классы
Авторы: А.Грибанова, Т.Воробьева, Е.Енина, Е.Соболева, А.Тюкавкин, В.Гончарова, В.Эсаулова, И.Ларина, И.Зотова, А.Лобова, Н.Теплышова.
Формирование неравнодушного отношения к проблемам, судьбе своей Родины: воспитание гражданской позиции; расширение представления учащихся о таких понятиях, как «патриотизм», «гражданственность».
1. Постановка проблемы. Обсуждение вопроса значимости патриотизма в жизни людей в разных странах, в разные периоды истории. Могут быть приведены и литературные сюжеты. Выход на проблему: нужен ли патриотизм современной России?
2. Разделение на группы. Методом «мозгового штурма» учащиеся раскрывают содержание понятия «патриотизм». Затем каждый учащийся выбирает для себя то определение, которое ему кажется ближе. По итогам этого мини-социологического опроса формируются 4 группы.
3. Работа в группах. Каждой группе дается задание (см. Приложение). Проанализировав предложенные документы, группа кратко формулирует ответы на вопросы на листе ватмана в форме тезисов, таблицы, структурно-логической схемы и т.д.
4. Выступление групп. Представители групп зачитывают вопрос и обосновывают свой ответ. Учащиеся из других групп могут дополнять предложенные варианты ответов.
5. Подведение итогов. Беседа с классом.
Является ли патриотизм нравственной характеристикой человека?
Есть ли различие между патриотизмом и гражданственностью?
Нужен ли патриотизм в современной России?
Можно ли проявлять патриотизм в повседневной жизни?
6. Рефлексия. Предложить учащимся написать синквейн, используя слова «патриотизм», «Отечество», «гражданственность».
7. Домашнее задание. Написать эссе на одну из предложенных тем.
«Не спрашивай, что страна может сделать для тебя; спроси, что можешь ты сделать для своей страны» (Дж. Кеннеди).
«Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов «(Ш. Монтескье).
Приложения
Каковы истоки патриотизма? Нужно ли критиковать свое Отечество?
А.Шопенгауэр «Основы морали»
Кто идет на смерть за свое отечество, тот стал свободен от заблуждения, ограничивающего существование одною собственной личностью: он распространяет свое собственное существо на своих соотечественников, в которых будет жить дальше, и даже на грядущие их поколения, для которых он действует, причем он смотрит на смерть, как на мигание глаз, которое не прерывает зрения.
Тот, кому все другие постоянно представлялись как не-Я, который, в сущности, считал истинно реальной одну свою личность, а на других, напротив, смотрел, собственно, как на фантомы, за коими признавал лишь относительное существование, поскольку они могли быть средством для его целей или противодействовать последним, так что между его личностью и всем тем не-Я оставалась неизмеримая разница, глубокая бездна.
А.Шишков «Рассуждение о любви к Отечеству»
Что такое Отечество? Страна, где мы родились; колыбель, в которой мы взлелеяны; гнездо, в котором согреты и воспитаны; воздух, которым дышали; земля, где лежат кости отцов наших и куда мы сами ляжем…
Отними у нас слепоту видеть в любимом человеке совершенство, дай нам глаза посреди самого сильнейшего пламени нашего усматривать в нем некоторые недостатки, некоторые пороки; возбуди в нас желание сличать их с преимуществами других людей: ум начнет рассуждать, сердце холодеть, и вскоре человек сей, ни с кем прежде несравненный, сделается для нас не один на свете, но равен со всеми, а потом и хуже других. Так точно Отечество. Когда мы начнем находить в нем многие пред другими землями недостатки, когда станут увеселять нас чужие обряды, чужой язык, чужие игры, обворожая и прельщая воображение наше правдивой русской пословицей: там хорошо, где нас нет, и то хорошо, что не носит в себе отечественного имени, тогда при всех наших правилах, при всех добрых расположениях и намерениях будет в душу и образ мыслей наших нечувствительно вкрадываться предпочтение к другим и, следовательно, уничижение к самим себе.
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать истинный патриот? Следует ли сравнивать свою страну с другими странами? Может ли такое сравнение повредить формированию патриотических чувств?
Тот же текст, что и в задании № 1
А.С.Шишков «Рассуждение о любви к Отечеству»
Как понимали патриотизм в античности? Всегда ли человек должен отдавать жизнь за свое Отечество? Как соотносятся патриотизм и национализм?
Г.Гегель «Философия права»
Под патриотизмом часто понимают лишь готовность к чрезвычайным жертвам и поступкам. Но по существу он представляет собой умонастроение, которое в обычном состоянии и обычных жизненных условиях привыкло знать государство как субстанциальную основу и цель. Это сознание, сохраняющееся в обычной жизни и при всех обстоятельствах, и есть то, что становится основой для готовности к чрезвычайному напряжению…
Речь Перикла перед афинскими гражданами (V в. до н.э.)
Обычаи у нас в государстве не заемные: мы не подражаем другим, а сами подаем пример. Называется наш строй народовластием, потому что держится не на меньшинстве, а на большинстве народа. Закон дает нам всем равные возможности, а уважение воздается каждому по его заслугам. В общих делах мы друг другу помогаем, а в частных не мешаем; выше всего для нас законы, и неписанные законы выше писанных. Город наш велик, стекается в него все и отовсюду, и радоваться нашему достатку мы умеем лучше, чем кто-либо. Город наш всегда для всех открыт, ибо мы не боимся, что враги могут что-то подсмотреть и во зло нам использовать: на войне сильны мы не тайною подготовкою, а открытою отвагою. На опасности мы легко идем по природной нашей храбрости, не томя себя заранее тяжкими лишениями, как наши противники, а в бою бываем ничуть их не малодушнее.
Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без расслабленности; богатством мы не хвастаем на словах, а пользуемся для дела; и в бедности у нас не постыдно признаться, а постыдно не выбиваться из нее трудом. Мы стараемся сами обдумать и обсудить наши действия, чтоб не браться за нужное дело, не уяснив его заранее в речах; и сознательность делает нас сильными, тогда как других, наоборот, бездумье делает отважными, а раздумье нерешительными. А друзей мы приобретаем услугами, и не столько из расчета, сколько по свободному доверию. Государство наше по праву может зваться школой Эллады, ибо только в нем каждый может найти свое дело по душе и по плечу и тем достичь независимости и благополучия.
В.С.Соловьев «Оправдание добра» (1897 г.)
Если сам народ видит свое настоящее благо в благе всеобщем, то как же патриотизм может ставить благо своего народа как что-то отдельное и противоположное всему другому? Очевидно, это не будет то нравственное идеальное благо, которого желает сам народ, и мнимый патриотизм окажется в противоречии не с чужими, а со своим собственным народом в его лучших стремлениях. Но существует же, однако, национальная вражда и противоборство? Существует, конечно, как некогда существовало повсюду людоедство, – существует как зоологический факт, осужденный лучшим человеческим сознанием самих народов. Возведенный в отвлеченное начало, этот зоологический факт тяготеет над жизнью народов, затемняя ее смысл и подавляя ее вдохновение.
Задание №4
Насколько, на ваш взгляд, любовь к Отечеству зависит от достатка человека? Как вы понимаете словосочетание «достойный гражданин»? Каково, на ваш взгляд, соотношение индивидуализма и коллективизма в гражданине?
Г.Мабли «О законодательстве, или принципы законов»
Я не страшусь того, что общность имуществ сделает граждан равнодушными к судьбе государства. Чем меньше люди заняты своим богатством, своей роскошью и своими наслаждениями, тем более они заинтересованы в общественном благе; они как бы забывают себя и любят только законы – опыт подтверждает это, а разум подтверждает опыт. Если у меня нет никакой собственности и я получаю от правительства все, в чем я нуждаюсь, будьте уверены, что я буду любить свое отечество, ибо я ему буду обязан всем. Не будем строить себе иллюзий: собственность разделяет нас на два класса – богатых и бедных. Первые всегда предпочтут свою собственность собственности государства, а вторые никогда не будут любить правительство и законы, допускающие, чтобы они были несчастны.
Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»
Не может сын глядеть спокойно / На горе матери родной, / Не будет гражданин достойный / К отчизне холоден душой.
Аристотель «Государство» (IV в. до н.э.)
Гражданин, говорим мы, находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение: один из них гребет, другой правит рулем, третий состоит помощником рулевого, четвертый носит какое-либо иное соответствующее наименование, все же, очевидно, наиболее точное определение добродетели каждого из них в отдельности будет подходить только к нему одному, но какое-либо общее определение будет приложимо в равной степени ко всем; ведь благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам: хотя они и неодинаковы, все же их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй.
Валентина САДКОВА, Андрей ИОФФЕ
Комментарии