В городе Чебоксары (Республика Чувашия) прошел мобильный семинар для преподавателей республики на базе клуба «Эткер». В нем участвовали 30 преподавателей из разных районов республики. Это учителя истории, обществознания, экономики и права, заместители директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе, преподаватели института образования (ЧРИО) и другие. Проводили занятия Андрей Иоффе и Сергей Лосев. Тему выбрали актуальную: проблемы гражданского образования в современной России. В качестве основных ее составляющих названы следующие: недостаточное методическое обеспечение, низкий уровень правовой и политической культуры, отсутствие понимания региональных руководителей, ограниченное количество часов.
группам (5 мин.): написать эссе по выбору., которые должны быть рассмотрены на уроке.3. : определение с помощью тестов собственных лидерских качеств.Во вступительном слове учитель объявляет тему, обращает внимание на доске: «Казнить нельзя помиловать». Перед учениками третьей группы ставится задача: поставить знаки препинания в конце урока в соответствии со своей позицией. дискуссии и задания:
Деятельность органов государственной власти. Отношения власти и граждан. Гарантии прав и свобод человека. Стандарты образования. Отсутствие интереса у учащихся. Соотношение знаниевого и активного компонента. Отрицательное влияние СМИ на воспитание. Нехватка современной компьютерной техники. Противоречие между
содержанием курса и содержанием ЕГЭ. Отсутствие определенности в базисных учебных планах – федеральном и региональном и другие вопросы.
За три дня слушатели побывали в роли учеников, а также смогли подготовить собственные занятия с использованием активных и интерактивных методов. По традиции слушатели поделились своими впечатлениями: легкость и в то же время продуманность семинара; насыщенность информацией; большая открытость, доброжелательность.
Осталось ощущение того, что я иду в ногу с временем, что у меня накопился опыт работы и им можно делиться. Мне лично каждый такой семинар дает новый импульс творить, жить, работать.
Умение организаторов быстро создать рабочую ситуацию, доброжелательное отношение к слушателям. Понравился высокий уровень работоспособности коллег.
Представляем занятия, которые были подготовлены участниками семинара.
Тема «Участие личности в гражданском обществе»
Авторы: Т. Дмитриева, Г. Долгова, М. Белкова, Е. Кожевникова, А. Вишнева, Н. Петрова.
Цели и задачи
В ходе занятия учащиеся смогут:
познакомиться с понятием «гражданское общество» и определить факторы, влияющие на активную гражданскую позицию;
обменяться мнениями в ходе работы в малой группе, продемонстрировать умения анализировать документ, отвечать на вопросы, делать выводы, грамотно строить собственное выступление;
развить навыки социальной переписки, социологического опроса и социального проектирования.
Эпиграф:
«Не спрашивай, что может страна сделать для тебя; спроси, что ты можешь сделать для страны». (Дж. Кеннеди)
Ход урока
1. Знакомство учащихся с термином «гражданское общество» по учебнику. Работа с документом «Русская правда», 1821 г., П. Пестель (стр. 48, Книга ресурсов).
П. Пестель, «Русская правда» (1821 г.)
Разделение государства на правительство и народ
Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в отдельности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или действия. Действия сии разделяются на общие и частные. Общим действием называется то, которое касается всего общества, а следовательно, и производится от лица всего общества. Частным – то, которое составляет занятия и упражнения каждого члена в особенности. Избрание средств для достижения сказанной цели и действие, сообразное с сим избранием, ведет к разделению членов гражданского общества на повелевающих и повинующихся. Действие от лица всего общества составляет обязанность первых; действие от лица частных членов предоставляется вторым. Когда гражданское общество получает название государства, тогда повелевающие получают название правительства, а повинующиеся – название народа. Из сего явствует, что главные или первоначальные составные части каждого государства суть правительство и народ.
Совпадает ли авторское понимание термина «гражданское общество» с принятым сегодня в политологии? Почему?
Как соотносятся, с точки зрения автора, гражданское общество и государство?
Какую цель, с вашей точки зрения, имеет гражданское общество? Как понимает эту цель П. Пестель?
Какие примеры общих и частных действий вы могли бы привести из своей повседневной жизни?
Представление результатов социологического опроса «Устраивает ли вас уровень жизни в стране и каким образом вы можете повлиять на сложившуюся ситуацию?» Предполагаемый вывод: «В России и в нашем городе гражданское общество развито слабо».
Мозговой штурм. В чем причина пассивности граждан? Предполагаемый вывод: «Нет навыков взаимодействия личности с властью».
Беседа с классом: «Где мы можем получить навыки активного взаимодействия граждан с властью?».
Составляем схему:
с рождения: семья, положительный пример родителей;
6-17 лет – школа, органы школьного самоуправления;
с 18 лет – участие в деятельности партий, объединений и организаций.
Работа с документом «Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе», 1990 г., Р. Дарендорф.
Р.Дарендорф: Фактически гражданское общество – общий знаменатель демократии и эффективной рыночной экономики. В идеале гражданских обществ никто не строит, они развиваются самостоятельно. У возникающих же сегодня демократий нет ни времени, ни средств, чтобы ждать, пока все это случится само собой. Необходима какая-то намеренность, необходимо строить независимые организации и институты как промежуточное звено между правительством и индивидом. В этом процессе велика была бы роль ряда фондов.
Непременной составляющей гражданского общества являются и независимые интеллектуалы. Свободная страна нуждается в критиках, не повязанных структурами власти. В переходный период, наверное, у власти и должны встать интеллектуалы, но мы поверим в прочность институтов гражданского общества только тогда, когда эти люди вернутся к письменным столам.
Конечно, гражданское общество всегда остается чем-то незавершенным; и это правильно, ибо его суть в открытости, в свободе. Но так или иначе началу быть: центральный тезис моей статьи в том, что самым существенным и стратегически важным для новых демократий является создание предпосылок гражданского общества.
Вопросы
Как автор относится к формированию гражданского общества?
Что входит в основные составляющие гражданского общества? Приведите примеры этих элементов из политической жизни России или зарубежных стран.
Согласны ли вы с утверждением, что свободная страна нуждается в критиках? Почему?
Как вы понимаете утверждение, что гражданское общество всегда остается незавершенным? Согласны ли вы с автором?
Какие предпосылки создания гражданского общества вы можете назвать?
Работа в группах. Социальная переписка.
Обращение к директору школы: какие проблемы являются главными?
Как можно их решить?
Обращение к главе администрации: основные проблемы городской жизни и пути их решения.
Обращение к президенту: важнейшие проблемы страны и пути их решения.
Домашнее задание
Подготовить мини-социальный проект, который должен содержать:
название проекта, его цель, социальнуя значимость, твое личное участие, кто может тебе в этом помочь, какие ресурсы для этого необходимы.
Синквейн. Рефлексия. Ключевые слова: «Гражданское общество». Занятие может быть проведено с учащимися 8-9-х классов по учебнику Володиной; с учащимися 11-го класса в курсе обществознания; во внеурочное время, на неделе правоведения с дополнениями.
Продолжением занятия может быть выбор конкретного социального проекта и реализация его через школьное самоуправление.
Тема «Гражданское общество: проблемы и перспективы».
(1-2 урока)
Авторы: А. Лазарева, Т. Викторова, Е. Потапова, Е. Шарипова, Л. Григорьева.
Цель: в конце урока учащиеся смогут:
назвать основные характеристики гражданского общества;
рассмотреть этапы его становления;
познакомиться с его структурой;
обсудить направления формирования гражданского общества;
объяснить взаимосвязь правового государства и гражданского общества;
видеть этапы и трудности становления гражданского общества в России;
совершенствовать навыки работы с документами, навыки групповой работы.
Стратегия: сочетание активных и интерактивных методов.
Метод опережающего задания «Повторить тему «Государство и гражданское общество».
Условия появления и существования гражданского общества.
Гражданское общество и его основные черты.
Элементы гражданского общества.
Взаимосвязь государства и гражданского общества.
Мотивация. Рассказать притчу «О необходимости взаимопомощи в обществе».
Одного человека очень волновало, что такое ад и рай. Мудрец, к которому он подошел с этим вопросом, взял его за руку и повел темными переулками во дворец. Они вошли в большой зал. Народу там было видимо-невидимо, бедные и богатые, в лохмотьях и дорогих шелковых одеяниях. Посреди зала на огне стоял огромный котел, в нем кипел суп, от которого шел приятный запах. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и глубоко запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. У каждого в руке была ложка длиной с человека. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка, а остальная часть ложки была железной и нестерпимо горячей от супа. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Мудрец сказал: «Вот это – ад!»
После долгих странствий они вошли в другой зал. Тут также было много людей, стоял такой же котел с супом, да и ложки были абсолютно такими же. Но люди были сытыми и довольными. Они подходили к котлу парами – один окунал ложку и кормил другого, а как только насыщался тот, они менялись местами. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то другая пара сразу же помогала своими ложками. Мудрец сказал своему спутнику: «А вот это – рай».
Беседа по притче:
Чем отличаются эти группы людей?
Каким образом можно добиться установления рая?
Если с применением силы, то какое это будет государство?
А если не регулировать отношения, дать полную свободу?
А какой бы путь вы предложили (путь договора).
Что ждет от общества обычный человек? (В зависимости от ответов на этот вопрос дети распределяются на группы).
Все распределились по группам (5-6 групп).
Вопросы группам (5 мин.)
1. Возможно ли создание таких условий только силами органов власти и управления?
2. Каковы предпосылки создания гражданского общества?
3. Каковы основные черты гражданского общества?
Давайте попробуем определить элементы государства и гражданского общества (рисуется схема на доске с помощью учеников).
Распределение заданий для работы в группах. Учитель называет пять цветов, каждый из которых обозначает элемент гражданского общества:
зеленый – профсоюзы;
синий – экологическое общество;
салатовый – союз предпринимателей;
красный – семья;
желтый – независимые СМИ.
Каждая выбирает цвет и получает задание на листочках.
В зависимости от характера объединения ответить на вопросы:
Каковы цели?
Каковы направления деятельности?
Что мешает организации плодотворно работать?
Затем дается задание на определение взаимосвязи государства и гражданского общества.
Вопрос к классу: Возможно ли становление гражданского общества в современной России?
Что для этого необходимо? (Для ответа можно использовать текст Конституции РФ).
На доске чертится схема: «Направления формирования гражданского общества в России»:
многообразие форм собственности;
развитие местного самоуправления;
повышение роли общественных формирований.
Заключительная часть урока.
Оценка работы в группах.
Формулировка выводов урока.
Домашнее задание: написать эссе по выбору.
«Гражданское общество есть как бы молекулярная общественная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластическое гибкое целое». С. Франк
«Мужество подвергается испытанию, когда мы в меньшинстве; терпимость – когда мы в большинстве». Р. Сокман
«Если вы в меньшинстве – говорите; если в большинстве – голосуйте». Р. Шерман
Найдите примеры проявления гражданской позиции в реальной жизни.
Гражданское общество – самостоятельные и независимые от государства области жизни человека, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов.
Основные черты гражданского общества:
политический плюрализм;
добровольность участия граждан;
общественная активность граждан;
справедливые законы, отстаивающие права человека.
Вывод. Таким образом, гражданское общество и государство отличаются элементами, функциями, направлениями деятельности. В России существует проблема становления гражданского общества, но при сознательной и активной деятельности граждан возможно создание такого общества.
Тема «Повторительно-обобщающий урок по теме «Демократия». «Демократия и общество». 11-й класс
Авторы: Л. Воробьева, Е. Григорьева, А. Григорьев, В. Кириллов, В. Коновалов, Л. Тохтиева.
Демократия – в современном политическом языке одно из самых распространенных многозначных понятий. Демократия – форма организации политической власти, основанной на признании народного суверенитета, приоритета прав и свобод личности.
«Человек не всегда готов к демократии, ибо он существо противоречивое… Не только отдельные люди, но и целые народы не могут нормально существовать без твердой, авторитарной власти, ограничивающей эгоистические устремления и агрессивные инстинкты и защищающей человека «от самого себя».
Цели: учащиеся исследуют и уясняют понятие «демократия»;
выявляют проблемы развития демократии в современном обществе;
развивают навыки коллективного участия в дискуссии;
учатся ставить проблему и решать ее.
1-й этап. «Мозговой штурм»: назвать наиболее важные принципы демократии. Ими могут быть:
Признание народа источником власти.
Равноправие граждан, гарантии прав личности.
Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении.
Выборность основных органов государства и т.д.
2-й этап. Разделить класс на группы.
По принципу «сторонники» Платона, Руссо, Джефферсона, Горбачева.
Каждая группа выделяет своих представителей, которые будут являться экспертами.
3-й этап. Определение критериев деятельности групп. Каждая команда называет один критерий, наиболее важный с их точки зрения. Ими могут быть:
обоснованность;
доступность;
оригинальность;
актуальность и т.д.
Возможна организация группы «журналистов» и «тайм-спикера».
4-й этап. Выполнение задания.
Задание группам. Определить, насколько успешно применение демократических принципов в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни современного общества на протяжении ХХ века. Время выполнения задания – 10 минут. Каждая команда при этом может выдвинуть три обоснованных тезиса в защиту своей точки зрения. Время на защиту тезисов – 4 минуты.
Тезисы фиксируются членами своих групп в тетрадях и учителем на доске.
Учащиеся могут использовать литературу:
«Россия и мир в ХХ столетии». Л. Алексашкина, А. Данилова, Л. Косулина.
«Мир в ХХ веке». О. Сороко-Цюпа, В. Смирнов, А. Строганов.
«Демократия: государство и общество». Н. Воскресенская, Н. Давлетина.
«Человек и общество». Под редакцией Л. Боголюбова, А. Лазебникова.
Словари, хрестоматии и пр. материалы.
Конституция РФ и пр.
5-й этап. Эксперты подводят итоги выступлений по выбранным критериям. Время выступления – 4 минуты.
Если есть группа «журналистов», ей предоставляется слово для репортажа – 2 минуты.
Подведение итогов урока учителем. Возможны выводы:
Демократия – способ организации всей жизни общества, распространяется на все сферы общественной жизни.
Эссе на тему: «Демократия худшая из всех политических систем, но лучшей не дано». Н.А.Бердяев.
Тема «Лидерство».
Цель: Определить значение и влияние лидера на жизнь общества.
Задачи: В ходе урока учащиеся смогут:
1. Дать определение понятия «лидер».
2. Выявить качества, которыми должен обладать лидер.
3. Раскрыть роль лидера в жизни общества.
Методы: «мозговой штурм», дискуссия.
План урока
Лидер, его качества.
Роль лидера в обществе.
Взаимная ответственность лидера и общества.
Вопросы, которые должны быть рассмотрены на уроке.
Кого мы называем лидером?
Какими качествами он должен обладать?
Какова роль лидера в обществе?
Какие требования должны предъявляться лидеру?
Ответственно ли общество за своего лидера?
Определение понятия лидера. Учитель предлагает каждому желающему дать свое собственное определение этого понятия. Все определения записываются на доске. Затем учитель предлагает всем выбрать одно из них, которое наиболее верно отражает значение этого понятия. Каждый озвучивает свой выбор. Учитель отмечает количество повторений каждого определения, таким образом определяется рейтинг каждого понятия. Затем учитель предлагает учащимся объединиться по выбранным определениям в группы, таким образом формируются группы.
Вариант деления на группы по стилю руководства лидера: авторитарный, демократический, пассивный.
Задание: группы должны описать характер этого стиля.
Группы получают задание сформулировать качества, необходимые лидеру.
Самостоятельная работа (5 минут).
Выступление представителей группы (по 1 минуте).
Каждая команда делегирует по 1 человеку. Учитель назначает их членами жюри.
Задание группам: определить критерии оценки выступлений команд. По 1 критерию от команды (2 минуты).
Учитель дает задание командам ответить на следующие вопросы:
1. Почему общество нуждается в лидерах?
2. Какими способами лидер может влиять на общество?
3. Ответственно ли общество за своего лидера?
Аргументируйте свою точку зрения.
Самостоятельная работа групп (5-7 минут).
Выступление команд (до 2 минут).
Выступление членов жюри. Определение победителя (5 минут).
Подведение итогов урока. Выводы (5 минут).
Домашнее задание: определение с помощью тестов собственных лидерских качеств.
Урок направлен на формирование у учащихся понимания роли лидерства на жизнь общества; они должны прийти к пониманию ответственности лидера за судьбу общества, а также к пониманию ответственности общества за выбор лидера; на формирование у них лидерских качеств, активной гражданской позиции.
Тема «Нужна ли России
смертная казнь?»
Авторы: Е. Вотякова, Е. Константинова, Е. Пустовалова, Е. Егорова, А. Смирнов.
Цели: в результате занятия учащиеся смогут: научиться формулировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать, уметь его аргументировать; слышать и слушать другого человека, уважать иное мнение; анализировать факты и информацию при работе с документами; применять полученные знания на практике; расширить свои знания о правах человека.
Форма урока: итоговая дискуссия.
Основные понятия: естественные права человека; преступление; наказание; гуманизм; толерантность.
Оборудование:
Конституция РФ, А. Иоффе «Методические материалы по гражданскому образованию». М., 2003, Всеобщая декларация прав человека, Уголовный кодекс РФ, ст. 43., В. Голубчик, Н. Тверская «Человек и смерть: поиски смысла». М. 1994.
До начала урока ученики делятся на 3 группы:
Сторонники смертной казни.
Сторонники сохранения смертной казни.
«Присяжные заседатели» – эксперты.
Каждая получает пакет документов, список рекомендуемой литературы:
Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. В 2 книгах. Кн. 1 (С.И.Володина).
Практикум по курсу «Основы правовых знаний». Пособие для уч-ся 8-9 кл.
Конституция РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Во вступительном слове учитель объявляет тему, обращает внимание на доске: «Казнить нельзя помиловать». Перед учениками третьей группы ставится задача: поставить знаки препинания в конце урока в соответствии со своей позицией. Вопросы дискуссии и задания:
Сформулировать окончание фразы: «Смертная казнь – это…».
Подобрать аргументы в защиту своей позиции.
Может ли цель оправдывать средства?
Первая и вторая группы получают от учителя пакет документов.
Первая (сторонники смертной казни) – статья А. Шопенгауэра «Идеи этики», статья И. Подыногина «Почему бы их не казнить?» из книги А. Иоффе «Методические рекомендации по гражданскому образованию», стихотворение Ф. Сологуба «Нюрнбергский палач», Уголовный кодекс, ст. 43, Конституция РФ, ст. 20, Всеобщая декларация прав человека, ст. 3, А. Иоффе, О. Кишенкова «Методическое пособие…» ст. 249-251.
Вторая (противники смертной казни): статья П. Кропоткина «Наказание смертной казнью», остальные материалы как у 1-й группы.
Мини-сочинение на тему «Смог бы я изменить свою позицию по вопросу о необходимости смертной казни».
Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук
Комментарии