search
main
0

Мобильный семинар. Открылись новые горизонты

В конце прошлого года в Красноярске состоялся мобильный семинар «Активные и интерактивные методы преподавания в гражданском образовании», организаторами которого выступили Благотворительный фонд «Сивитас», Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, Красноярская региональная молодежная общественная организация «Сотрудничество на местном уровне», Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования.

Группа участников состояла из 25 человек – представителей 10 регионов: Алтайского, Красноярского краев; Иркутской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей; республик Алтай, Хакасия, Чувашия. Это люди, рекомендованные для участия региональными представителями Красноярской региональной молодежной общественной организации Центр сотрудничества на местном уровне (КРМОО).

Эта некоммерческая организация первая в России начала развивать общественно ориентированное

образование, разработала модель общественно активной школы, которую предложила школам как механизм повышения гражданской активности на местном уровне, автор 21 публикации и ряда статей по этой теме. Основные виды деятельности: координация работы общественно активных школ, тренинги/семинары, консультации, издательская деятельность, инициирование добровольческих действий.

Семинар прошел динамично, увлекательно и эффективно. Об этом можно судить по отзывам участников (из анкет):

Самые яркие положительные впечатления о тренерах и организаторах, хочется отметить свободный контакт тренеров и участников, комфортные условия.

Очень полезны были практические разработки занятий в группах с использованием активных и интерактивных методик.

Открылись новые горизонты – хочется реализовывать новые методы в работе, поделиться с коллегами.

В последний день семинара участники межрегиональной группы разработали ряд занятий.

Тема «Права ребенка в семье».

8-й класс

Авторы: А.Лазарева, А.Журавлева, О.Тарасенко, Е.Кайдалова, М.Нохрина.

Цели и задачи: в результате проведения занятия учащиеся смогут:

Дать определения понятиям: «права ребенка», «обязанности родителей», «семейное право», «Конвенция о правах ребенка».

Охарактеризовать права ребенка.

Использовать жизненные ситуации для анализа прав ребенка.

Знать, что существует несколько разновидностей прав ребенка.

Обсуждать проблему и общаться в группах по заданной теме.

Высказывать свое отношение к проблеме нарушения прав ребенка в семье.

Краткое описание идеи занятия

Значимость и актуальность темы «Права ребенка в семье» заключаются в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, так как он, обладая всеми основными правами и свободами человека, требует по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительней, «заботливей», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.

Основные понятия: права человека; права ребенка; права и обязанности родителей; семейное право.

Ход урока

Мотивация.

Жизненная ситуация. Крики двухдневного малыша привлекли внимание на Курском вокзале в Москве. Девочка, одетая в теплые вещи, лежала в картонной коробке на улице перед входом в вокзал. В коробке нашли записку: «Пожалуйста, позаботьтесь обо мне».

Вопросы к учащимся:

1) Как вы думаете, какие права девочки в данной ситуации нарушены?

2) Кто, по вашему мнению, должен позаботиться о девочке?

Составление кластера «Права ребенка»

Ответьте, пожалуйста, какие права детей вы знаете? Чем отличаются эти права от прав взрослого человека? (Вопрос ставится после составления кластера.) Какие из указанных прав ребенка реализуются в семье? (Право на имя, право на воспитание родителями в семье, на свободное выражение мнений, защиту от физического насилия, право на образование и т.д.)

Интерактивные упражнения

Работа в малых группах (15-20 мин.) Метод – «мозаика». Учащиеся получают цветные карточки, составляют мозаику, на оборотной стороне которой прочитывают право ребенка. Группы рассаживаются по местам. На столах – рабочие листы с приложениями (рабочие листы – выдержки и извлечения из нормативно-правовых актов: «Конституция РФ», ст. 20, 38, 43, 39, «Семейный кодекс», «Конвенция о правах ребенка», приложения – описание выполнения групповой работы).

Каждая группа работает над иллюстрацией указанного права. Демонстрация результатов работы группы и определение представленного права другими группами.

Одновременно с работой группы 1-2 ученика (художники) выполняют задание: «Изобразить права ребенка и их нарушения в рисунках».

Закрепление

Определите, какие права ребенка отражены в рисунках наших художников (анализ и обсуждение).

Даже сказки рассказывают нам о правах детей. Давайте попробуем ответить на вопросы сказочников.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Какое право нарушила ведьма?

Сказка «Гуси-лебеди». Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?

Сказка «Буратино». Были ли нарушены какие-либо права Тортиллы, когда Буратино получил от нее золотой ключик?

Сказка «Мороз Иванович». Рукодельница и ленивица пробыли у Мороза Ивановича одинаковое количество дней, но вознаграждение получили разное. Было ли нарушено какое-либо право?

Сказка «О царе Салтане». В чем вина ткачихи, поварихи, сватьи бабы Бабарихи в отношении царицы?

Рефлексия

«О чем мы сегодня говорили на уроке?»

Результат подведения итогов выразите в виде фразы-лозунга, показывающего ваше отношение к теме.

Тема «Защита прав потребителей». 10-11-е классы

Авторы: В.Шинкарук, Е.Кудашова.

Задачи: Познакомиться с ситуациями ущемления прав потребителей, с Законом «О защите потребителей», со схемой действий в ситуациях ущемления прав потребителей.

Приобрести навыки выступления перед аудиторией, осознать права потребителей, проанализировать реальные ситуации ущемления прав потребителей, отработать навыки работы с текстом.

Учащиеся пишут на стикерах ответ на вопрос: «В каких ситуациях вы выступаете в роли потребителя?» Затем наклеивают стикеры на доску.

Ожидаемый результат: осознание многообразия сфер действия законодательства о защите прав потребителей.

Игровая ситуация

Участникам предлагается обыграть ситуации нарушения прав потребителя.

Три игровые ситуации: в сфере оказания услуг; некачественный товар; возврат качественного товара.

Обсуждение с классом

Какие ситуации были обыграны?

В чем, по вашему мнению, нарушения прав потребителя?

В чем, по вашему мнению, был не прав покупатель?

Мини-лекция

Основные понятия: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, стандарт, недостаток товара.

Категория «права потребителя»

Схема 1. «Защита прав потребителей в сфере оказания услуг» (алгоритм действия).

Схема 2. «Как действовать в случае, если вы купили некачественный товар»

Схема 3. «Как действовать, если вы купили качественный товар, но он вам не понравился».

Беседа с детьми по вопросам:

С какими реальными ситуациями в области прав потребителей и их нарушениями вы, ваши родители, знакомые встречались?

Как обычно действуют потребители, когда их права нарушаются?

Как вы думаете, чего не хватает в указанных схемах, чтобы суметь отстоять свои права? (Вывод – знание конкретных статей закона.)

Работа с текстом документа

Найдите в Законе «О защите прав потребителей» ссылки на статьи, которые подтверждают схемы действия для каждого блока.

Мини-презентация

Каждая группа на своей схеме обозначает статьи для каждого блока.

Резюме

Что вы узнали нового?

Закончите предложение «Однажды я (родители, знакомые)…(пример нарушения) поступили следующим образом…» Теперь, основываясь на статье…, я буду…(описание действий).

Тема «Роль СМИ в формировании общественного сознания».

8-11-е классы

Авторы: Л.Вилисова, Е.Тайлакова, Н.Чистякова, О.Маматова, Е.Бойкова, Н.Ерохина.

Цели и задачи: формирование критического отношения обучающихся к информации, получаемой из СМИ.

В результате проведения занятия обучающиеся смогут: закрепить основные понятия: общественное сознание, СМИ; аргументированно отстаивать собственное мнение; задуматься над проблемой разностороннего влияния СМИ на сознание человека; развивать навыки критического и дивергентного мышления.

Рефлексия: корректировка отношения обучающихся к данной проблеме как к личностно значимой.

Задание №1

Проанализируйте телевизионную программу, отметьте:

а) познавательные программы – синим цветом;

б) информационные программы – красным цветом;

в) развлекательные программы – зеленым цветом.

Заполните таблицу, отмечая количество программ знаком (галочки).

Посчитайте количество знаков в каждой колонке.

Познавательные программы (синий цвет); информационные программы (красный цвет); развлекательные программы (зеленый цвет).

Прикрепите данное количество цветных фишек на соответствующие зоны диаграммы на доске.

Задание №2

Прочитайте (просмотрите) газетные статьи, разложенные на ваших столах.

Решите: какие эмоции (негативные или позитивные) вызывает эта статья.

Отметьте в таблице положительные эмоции знаком «+», отрицательные эмоции знаком «-».

Подведите итоги в группе (посчитайте количество «+» и «-»).

Перенесите данное количество «смайликов» (J, L)

Статьи в газетах и журналах, вызывающие положительные эмоции «+»; статьи в газетах и журналах, вызывающие отрицательные эмоции «-»

Краткое описание идеи занятия:

Через анализ СМИ показать прямую взаимосвязь между содержанием информации, получаемой из СМИ, и изменением внутреннего мира человека.

Основные понятия: общественное сознание, СМИ.

Притча о Соломоне

Давным-давно, на Востоке, жил один из мудрейших людей – царь Соломон. Однажды хитрец задумал обмануть царя. Поймав в руки бабочку и зажав ее в ладони, хитрец решил обратиться к Соломону, спросив: «Что у меня в руках? Живое или мертвое?» Если царь ответит «живое», то я сожму ладони. Если ответит «мертвое», то я разожму руки, и бабочка улетит. Так думал хитрец. Пришел хитрец к Соломону и задал царю свой вопрос. Соломон поднял глаза и ответил: «Все в твоих руках».

Формы и методы:

Анализ притчи и вывод к ней

Аргументация своей личной оценки – проблемы, через народные пословицы.

Моделирование сознание друга; групповая работа над проблемными заданиями №1,2.

Формирование сознания «друга» средствами СМИ.

Составление индивидуальной программы (групповой) просмотра ТV-программы на неделю.

Ожидаемые результаты

Самоактуализация цели и определение направления работы.

Составление.

Осознанный выбор источников получения информации.

Формы контроля и оценивания

Контроль и оценивание деятельности учащихся осуществляются экспертной группой старшеклассников на основании таблицы «Критерии оценивания в гражданском образовании», составленной А.Н.Иоффе.

Внеклассное занятие:

«Я и мой двор». 8-й класс

Авторы: С.Васильева, Л.Казакова, Н.Савельева, Т.Якутенок, П.Свадьбин.

Цели и задачи: познакомить учащихся с такими понятиями, как культура двора, добровольчество, толерантность, комитет территориального самоуправления; продолжить формирование навыков работы в группе, научить определять круг проблем и искать пути их решения; пробудить интерес у каждого подростка к проблемам собственного двора.

Основные понятия (словарь):

культура двора, толерантность, (К)ТОС, добровольчество.

Ход занятия

Учитель на доске записывает слово «двор». Просит учащихся сказать, какие ассоциации вызывает это слово. (Приглашает к доске двух помощников, дает им разные мелки. Они записывают предложения класса: чистый, зеленый, шумный, собаки, машины…)

Учитель: «Посмотрите, как и чем наполнен наш двор. А есть ли проблемы? Я предлагаю вам разойтись по группам, в которых мы рассмотрим задания».

Работа в группах

Прием деления на группы «Мозаика».

I этап.

1. Распределение ролей в группе («мечтатель», «критик», «реалист»). На заранее подготовленных листочках написаны инструкции для учащихся, работающих в группах. Каждой группе выдаются проблемные задания.

Карточки для распределения ролей:

Функции «Мечтателя» – давать идеи, в том числе и несбыточные.

Функции «Критика» – подвергать сомнению все идеи мечтателя.

Функции «Реалиста» – выбирать важное из предложений «Мечтателя» и «Критика» и принимать рациональные решения.

Примечание. Каждый участник группы в основном старается придерживаться своей роли, но может выступать с любой позиции.

Карточки с проблемными ситуациями:

Ситуация № 1. Вы живете в доме, в подъезде которого часто собирается группа подростков из соседних домов, которые вымогают деньги, мусорят, жгут содержимое почтовых ящиков и т.д. Что бы вы могли предпринять для изменения ситуации?

Ситуация № 2. В вашем подъезде живет мальчик-инвалид (колясочник). С ним никто из детей и подростков не общается. Возможно, необходимо что-то предпринять?

Ситуация № 3. В соседних дворах есть оборудованные игровые детские площадки. А в вашем дворе площадки нет. Возможно ли что-то сделать для игр малышей и подростков?

Ситуация № 4. Вы неожиданно попали на дворовый праздник Масленицы в соседнем микрорайоне. Вас поразила дружеская атмосфера участников праздника. От товарища вы узнали, что в их дворе есть и другие традиции. Нужны ли традиции в вашем дворе? А если нужны, то какие и как их организовать?

Ситуация № 5. Ваш дворик облюбовали владельцы собак для выгула своих животных. Это доставляет неудобство вам и вашим соседям, вызывает опасения. Как можно решить эту проблему?

Проверка выполненных заданий.

Выявление наиболее характерных проблем и пути их решения.

II этап

1. Презентация консультантов (председатель КТОСа, участковый милиционер, педагог по месту жительства, социальный педагог, правозащитник).

Задание группам: Пройти по представителям-консультантам различных организаций для оптимального решения ранее обозначенных проблем. Получить как можно больше рекомендаций.

Методика «Паутинка». Учитель подводит итоги классного часа. Учащиеся должны самостоятельно прийти к выводу о том, что через коммуникативность, отзывчивость, неравнодушие можно и нужно решать проблемы своего двора.

Методика «Синквейн».

Возможно домашнее задание:

1. Изобразить свой двор в рисунке

2. Написать рассказ о своем дворе

3. Исследовать проблемы двора, объединившись в малые группы.

Продолжением цикла классных часов могут быть:

1. «Двор моей мечты» (создание проекта)

2. Создание малых групп (общественных организаций) по решению дворовых проблем.

Хочется верить, что и участники, и ведущие семинара увезли с собой позитивные впечатления об этом замечательном мероприятии, а также славном городе Красноярске. Есть надежда на то, что участники семинара будут способствовать развитию гражданского образования в 10 регионах России, представителями которых они являются.

Елена НАСОНОВА, КРМОО Центр «Сотрудничество», Красноярск

: корректировка отношения обучающихся к данной проблеме как к личностно значимой.:«Я и мой двор».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте