В конце прошлого года в небольшом шахтерском городке Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области проходил мобильный семинар «Активные и интерактивные методы преподавания в гражданском образовании» при поддержке Международного партнерства «СИВИТАС-Россия», Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Красноярской региональной молодежной общественной организации Центр «Сотрудничество на местном уровне», Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого Кемеровской области и Научно-методического центра Управления образования администрации г. Ленинск-Кузнецкого. Семинар проводили тренеры Международного партнерства «СИВИТАС-Россия» Людмила Мостяева, преподаватель Рязанского областного института развития образования, и Светлана Ветрова, учитель истории, обществознания и права школы №20 г. Орла, адвокат. В последний день семинара участники разработали ряд уроков.
начинается с «ребенка»: что вы испытывали во время общения с вашими «семьями»? Затем в обсуждении участвуют сами «семьи». Вопрос ведущего: «Кто из вас во время встречи с ребенком воспользовался сводом «10 золотых правил»? Почему?»Подведение итогов встречи. Вновь обратить внимание участников на 10 золотых правил, которые они сами разработали. .
Внеклассное занятие на тему «Символы молодежи России»
(ролевая игра «Слет лидеров молодежных организаций» для обучающихся 10-11-х классов)
Разработчики: Л. Селиверстова, И. Брызгалова, Е. Руденко, Е. Худяшова, М. Попова.
Цель. В результате занятия обучающиеся могут создать проект единого символа молодежи России, проект эмблемы объединенной молодежной организации.
Задачи: 1. Сформировать навыки группового сотрудничества.
2. Способствовать определению собственной позиции по отношению к молодежным проблемам и личным ценностным установкам.
3. Содействовать развитию навыков самопрезентации, презентации результатов групповой работы.
Содержание
1. Мотивационная часть. Просмотр рекламного ролика «Кто идет за «Клинским»?» с последующим обсуждением.
Многие утверждают, что символом современной молодежи в России является пиво. Между тем хорошо известно, что любой символ несет информационную нагрузку. Какую же информацию несет такой символ?
Вы знаете о том, что на сегодня не существует единой всероссийской молодежной организации?
Как вы думаете, хорошо это или плохо?
Кто считает, что создание такого рода организации сегодня необходимо?
Какие направления деятельности должны быть у единой всероссийской организации?
Как вы относитесь к тому, чтобы стать первыми разработчиками символа для единой всероссийской молодежной организации?
2. Информационная часть. Работа с понятийным аппаратом. Знакомство с образцами эмблем различных организаций, обсуждение их достоинств и недостатков, определение основных элементов эмблем и их обусловленности.
3. Работа в группах.
Все участники делятся на группы, получают инструкцию относительно выполнения задания, работы с рейтинговым листом, цели работы: разработка и принятие общей эмблемы как результата работы во время занятия.
В течение 10 минут группам необходимо разработать проект эмблемы молодежного объединения или молодежной организации. В течение 3 минут проходит общая защита проектов, голосование по группам.
Подведение итогов голосования (результат оформляется на доске).
Обсуждение сильных и слабых сторон, поиск «точек соприкосновения».
Создание проекта единого символа молодежного объединения.
Оформляется на доске художником.
Представление эмблемы ведущим.
4. Групповая рефлексия.
Выделите, пожалуйста, те ценности, которые, по вашему мнению, отражены в проекте.
Как вы можете оценить эффективность нашего занятия?
Участники отмечают ++, —, замечания и пожелания.
Задание каждой группе
1. Определите основные направления работы организации.
2. Выделите ценностные основы для членов и сторонников вашей организации.
3. Постарайтесь отразить все это в вашем проекте эмблемы.
Тема «Конфликт – неэффективное общение»
Разработчики: О. Тарасенко, С. Аврова, Н. Захарова, Т. Вегнер, Т. Косюк.
Цель. Создать собственные представления о конфликте, сформировать умение объяснять источник конфликта.
1. Упражнение «Комплименты».
2. Разработка и утверждение «Правил поведения на занятии». Форма работы – «Мозговой штурм».
3. Игра «Прорвись в круг». Групповая рефлексия: каждый участник формирует отношение к происходившему, отвечая на вопросы (Что чувствовали во время упражнения? Каким образом удалось прорваться в круг? Что этому помогало, что мешало?)
4. Групповое принятие решения по вопросу: что может возникнуть в результате агрессивного поведения в отношениях между людьми? Почему возникает конфликт? (Мозговой штурм).
5. Упражнение «Конфликт». Словесные ассоциации со словом «конфликт». (Форма работы: «Мозговой штурм» или «Модерация»).
6. Информационный блок «Определение конфликта».
7. Упражнение «Айсберг». Вопрос группе: как вы думаете, конфликт – это «хорошо» или «плохо»?
Кто-то пошутил, что в мире конфликтов больше, чем в пустыне песчинок. Однако хоть конфликты и встречаются так часто, количество причин их на удивление невелико. Большинство их имеют следующие корни: насущные потребности, различия в ценностях, различия в восприятии, различия в интересах, нехватка ресурсов и психологические потребности. Но как из столь немногочисленных корней могут вырасти такие разнообразные конфликты?
Конфликт (от лат. konflictus) – столкновение противоположно поставленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Вывод: таким образом, конфликт, с одной стороны, – это хорошо, а с другой – плохо, неправильная реакция человека во время конфликта ведет к неэффективному общению.
Существуют различные способы реагирования в конфликте. Сейчас мы предлагаем вам найти положительные моменты в каждом из них.
Упражнение «Коллаж»
Каждая группа получает задание составить коллаж «От конфликта – к эффективному общению» (Что должно выкипеть из чайника, чтобы конфликт разрешился конструктивно – по мере необходимости проводится работа с понятием «конструктивность»).
Все участники по очереди завершают предложения:
Я сегодня узнал, что…
Я сегодня понял, что…
Родительское собрание
«Права ребенка в семье»
Разработчики: С. Новикова, О. Петрова, В. Кукина, Е. Медведева, В. Пермякова.
Цель. Актуализация проблемы соблюдения прав ребенка в семье через создание положительной мотивации родителей на анализ уровня взаимоотношений в семье.
Задачи: 1. Ознакомить с нормативными документами, регламентирующими / определяющими права ребенка в семье.
2. Определить пути, средства и приемы построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.
Мотивация. Работа с материалами, опубликованными в СМИ, посвященными проблеме соблюдения/нарушения/прав детей в семье (например, «Учительская газета, 02.06.1988 г., статья «Ремень по наследству»). Организованная групповая дискуссия:
Приходилось ли вам когда-нибудь слышать или читать о подобных случаях?
Какие чувства вы испытали во время чтения статьи?
Как вы думаете, почему эта проблема так актуальна в последнее время?
В результате занятия мы постараемся определить пути, средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье с опорой на нормативно-правовую базу.
Каждый участник получает по 3-4 листа бумаги, в течение 3-5 минут необходимо написать права ребенка, которыми он обладает в семье, на одном листе можно написать только одно право. По окончании времени выполнения задания участникам необходимо объединиться в пары или тройки и после предварительного обсуждения выделить не более 3-4 прав (время работы то же). Результаты работы групп размещаются на доске. Следующий этап: классификация или группировка. Когда выделены основные права, которыми, по мнению участников, обладает ребенок в семье, мы предлагаем участникам ознакомиться с нормативно-правовой базой. Работа проходит в малых группах, используются выдержки из Конвенции по правам ребенка, Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека. Результатом работы групп должна стать презентация свода «10 золотых правил общения с ребенком в моей семье».
Игра «Шляпа». Задается ситуация: домой возвращается ребенок с синяком и разорванной одеждой, порваны учебники. Один из участников получает роль ребенка, он временно покидает помещение, где проходит занятие. Все остальные участники делятся на 3 группы – «семьи», каждая из которых выбирает свою роль/позицию, выбирая шляпу черного, белого или желтого цвета.
Черная шляпа – группа №1 – НАКАЗАНИЕ
Белая шляпа – группа №2 – ПОНИМАНИЕ
Желтая шляпа – группа №3 – БЕЗРАЗЛИЧИЕ
Участник – «ребенок» – возвращается в группу, он по очереди приходит в «семьи», где его оправдания встречают разные реакции со стороны родителей.
Групповая рефлексия начинается с «ребенка»: что вы испытывали во время общения с вашими «семьями»? Затем в обсуждении участвуют сами «семьи». Вопрос ведущего: «Кто из вас во время встречи с ребенком воспользовался сводом «10 золотых правил»? Почему?»
Подведение итогов встречи. Вновь обратить внимание участников на 10 золотых правил, которые они сами разработали. Групповая рефлексия.
Семинар «Общественно-активные школы. Российская модель. Первый компонент общественно-активных школ – демократизация»
Разработчики: И. Ануфриева, О. Смаль, Л. Маслова.
Цель. Мотивация педагогических коллективов образовательных учреждений на использование основных принципов ОАШ в своей деятельности.
Раздаточные материалы: план работы семинара, анкета по оценке семинара («5 вещей»), листы писчей бумаги, ватман, маркеры, материалы для упражнения «Толерантность», «Строительство национального правительства».
Время проведения семинара: 5 часов и 30 минут на перерывы.
Ход семинара
1. Ледокол «Здравствуйте!»
Участники образуют два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг по команде ведущего движется по часовой стрелке. Работа идет в парах сменного состава. Задача участников – изобразить различные виды рукопожатий: «краб», «бутерброд», «гамбургер», «доярка», «крутые парни», «дипломаты», двумя пальцами.
2. Ожидаемые результаты от семинара.
Ведущий записывает ожидания участников семинара на лист ватмана.
3. Упражнение «Рисунок школы»
В течение 7 минут каждый участник рисует свою школу, «как она есть».
По окончании работы – презентация рисунков, ведущий делает анализ общих черт в изображении школы и того, что окружает ее. Основной вывод: школа – это не отдельно стоящее здание, она всегда расположена в центре некого микрорайона, все объекты, находящиеся вблизи, так или иначе вовлечены в деятельность школы.
4. Общественно-активные школы. Принципы ОАШ.
5. Взаимодействие 3 секторов общества. Место школы среди 3 секторов.
6. Компоненты общественно-активной школы: демократизация, партнерство, добровольчество.
7. Демократизация школы как первый компонент.
Мозговой штурм: «Направления демократизации образовательного учреждения и формы организации деятельности».
Основными направлениями являются: демократизация управления, содержания образования, демократизация методов и форм работы.
8. Упражнение «Строительство здания для национального правительства».
Цель. Создать ситуацию, в которой участники смогут испытать на себе и сравнить между собой анархию, демократию, олигархическую систему и диктаторский режим. Участники делятся на 4 равные группы, и их просят построить здание для будущего центрального правительства. Группы работают, подчиняясь каждая своему своду правил. Каждый такой свод имитирует условия, характерные для одного из четырех типов государства: анархии, демократии, олигархии и диктатуры. Здание строится из кусочков бумаги. По окончании работы участники анализируют полученный опыт.
Основной вывод, который делают участники, – наиболее эффективна и комфортна работа в режиме «Демократия».
9. Упражнение «Толерантность. Данное упражнение имеет также названия: «Дискриминация» и «Туристы».
Цель. Мотивация участников на установление толерантных отношений в группе. Формирование представлений о причинах проявления дискриминации по половому, социальному и национальному признаку и ее последствиях.
10. Ледокол «Ты похож на меня тем, что…»
По окончании упражнения «Толерантность» необходимо проведение ледокола на сплочение группы, позитивный поиск общих черт характера и особенностей поведения – один из путей эффективного восстановления равновесия в группе.
11. Подведение итогов. Краткий пересказ плана семинара с комментариями: что удалось, что необходимо дополнительно рассмотреть на следующих встречах и т.д.
Семинар «Первый компонент общественно-активных
школ – демократизация. Интерактивные методики»
Цель. Мотивация педагогических коллективов образовательных учреждений на использование интерактивных методик в своей деятельности.
1. Ледокол «Арам-шим-шим» или любой другой, рассчитанный на физическую активность участников.
2. Деление на группы (5 групп с равным количеством человек): участники получают карточки с изображением клоунов, объединение участников в малые группы, составление портрета малой группы, презентация результатов работы, поиск общих черт – определение уровня готовности группы к работе, восприятию нового.
3. Упражнение «Разбитый квадрат».
Цель. Объединение группы.
Задачи: развитие респектного отношения участников друг к другу; формирование представления у участников правил конструктивного общения; определение ролей участников в группе (закон Мерлина Бэлбина).
Работа ведется в 5 малых группах. Каждая группа получает конверт, в котором находятся части разных квадратов.
4. Интерактивные методики: мозговой штурм «Какие ассоциации у вас вызывают слова: интерактивные методики, интерактивный?» составление таблицы «Интерактивные методики» – лекция с элементами беседы; анализ участниками использованных интерактивных методик в ходе данного семинара, история возникновения мозгового штурма.
Елена НАСОНОВА, президент Центра «Сотрудничество», Красноярск
Комментарии