Первый мобильный семинар в начавшемся учебном году состоялся в Нарьян-Маре – за Полярным кругом. Он стал самым «северным» из всех, которые проходили в России в течение последних 6 лет. Однако Крайний Север встретил солнцем и теплом, хотя и не без сильного ветра. В сентябре тундра удивляет своим многоцветьем – здесь можно встретить мох синего, зеленого, красного, желтого, оранжевого цветов, не говоря уже о разнообразных оттенках.
В мобильном семинаре приняли участие учителя истории, граждановедения, обществознания, методист русского языка и литературы, руководители методических объединений учителей общественных дисциплин школ и районов, председатель методической комиссии гуманитарного цикла, заместители директоров по учебно-методической работе и по науке, методист ИПК по общественным дисциплинам, директор школы, учителя изобразительного искусства, технологии, мировой художественной культуры, черчения. Занятия проводили преподаватели Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ А. Иоффе и О. Кишенкова.
Семинар состоялся при организационной и финансовой поддержке партнерства «Сивитас», а также при непосредственном участии Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», общественного объединения «Возрождение российской культуры» (г. Архангельск), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, Управления образования администрации Ненецкого автономного округа, Ненецкого окружного института переподготовки и повышения квалификации (г. Нарьян-Мар). На открытии семинара выступили заместитель начальника Управления образования Ненецкого автономного округа Н.В.Подшивалова, ректор ИППК Ненецкого автономного округа В. Ширяев, преподаватель Поморского университета (г. Архангельск) М. Селькова.
Участники проявили огромную заинтересованность в обсуждении вопросов гражданского образования. Среди его основных понятий они назвали следующие: гражданин, права человека, конституция, демократия. Наиболее яркие впечатления:
«Благодарю за атмосферу доброжелательности и комфортности на семинаре».
«Интересны дискуссии по предложенным темам, активность аудитории самых разных возрастных групп».
«Подкупают манера общения с аудиторией: доброжелательность, контактность, доступность, эмоциональность. Были подняты актуальные проблемы преподавания общественных наук».
«Семинар помог по-другому взглянуть на работу в группах, положительно оценив их».
«Понравились организация семинара, рассмотрение самых актуальных вопросов, умение в течение двух дней «держать» аудиторию, вызвать интерес и желание плодотворно работать. Умение давать профессиональную оценку деятельности педагогов».
В качестве основных проблем гражданского образования участники назвали следующие.
Нет единого подхода к целям и содержанию образования, отсутствие единой программы (наиболее частый ответ).
Преобладание материальных ценностей над нравственными, искаженность ценностей.
Недостаточность подготовки преподавателей.
Недостаточное внимание правительства к проблемам образования и воспитания.
Слабая работа с родителями.
Отсутствие гражданского общества.
Низкий уровень политических знаний у преподавателей.
Отсутствие доверия народа к государству.
Деградация общества.
Нет общего представления о гражданском образовании.
Низкая политическая культура населения.
Двойные стандарты в воплощении законов в жизнь.
Правовой нигилизм.
Работа СМИ.
Проблема толерантности.
Основными ценностями или принципами гражданского образования преподаватели Ненецкого автономного округа назвали патриотизм, конституцию, гуманность и гуманизм, демократию, права человека, активную гражданскую позицию, законопослушность, знание прав, ответственность, свободу, закон, солидарность.
Тема «Война и терроризм»
Авторы: Людмила Яковлева, Ольга Григорьева, Зоя Помазан, Зоя Кычина, Зоя Владимирова, Ольга Редька.
Оборудование: карта России, документы, словари.
Цели:
В результате проведения занятия учащиеся смогут:
выяснить значение и отличие понятий «война» и «терроризм»;
определить истоки и причины возникновения терроризма и войн;
попытаться предложить свои решения укрепления безопасности в современном мире.
Предварительно дано домашнее задание:
подобрать материал о фактах терактов в России за последние 5 лет;
предложить возможные пути предотвращения подобных ситуаций.
Учащиеся делятся на 4 группы.
Ход занятия:
Эпиграфы на доске:
«Лучше худой мир, чем добрая война» (русская пословица)
«В гражданской войне всякая победа есть поражение» (Лукиан)
«Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, – убийство все же остается худшим грехом в мире» (Л. Толстой)
«Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством» (Д. Кеннеди)
1-й этап. Мотивация
Чтение притчи Руми «Рассказ о винограде» (стр. 202 «Книги ресурсов»)
Руми Джалаль ад-Дин. «Рассказ о винограде»
Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,
Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.
Шли вместе тюрок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек
Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.
Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем
На рынок и ангур приобретем!»
«Врешь плут, – в сердцах прервал его араб, –
Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»
А тюрок перебил их: «Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли узюм!»
«Что вы за люди! – грек воскликнул им. –
Стафиль давайте купим и съедим!»
И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.
Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.
Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.
О, если б стоязычный с ними был,
Он их одним бы словом помирил.
«На ваши деньги, – он сказал бы им. –
Куплю, что нужно всем вам четверым.
Монету вашу я учетверю
И снова мир меж вами водворю!
Учетверю, хоть и не разделю,
Желаемое полностью куплю!
Слова несведущих несут войну,
Мои же – единство, мир и тишину».
Вопросы
Каков основной смысл данной притчи? Каким образом ее смысл связан с проблемой мирных взаимоотношений между народами?
Почему возникают столкновения между народами? Каким образом их можно предотвратить?
После обсуждения смысла притчи объявляется тема занятия.
2-й этап. Разбор понятия «война». Чтение документа.
Работа с документами по группам.
1-я группа Дж. Оруэлл «1984» (1947 г.)
2-я группа Э. Роттердамский «Жалоба мира» (ХVI век)
3-я группа Б. Муссолини «Доктрина фашизма».
4-я группа И.В.Сталин (Обращение к народу 3 июля 1941 г.).
Дж. Оруэлл. «1984» (1947 г.)
Сущность войны – уничтожение не только человеческих жизней, но и плодов человеческого труда. Война – это способ разбивать вдребезги, распылять в стратосфере, топить в морской пучине материалы, которые могли бы улучшить народу жизнь и тем самым в конечном счете сделать его разумнее. Даже когда оружие не уничтожается на поле боя, производство его – удобный способ истратить человеческий труд и не произвести ничего для потребления… Теоретические военные усилия всегда планируются так, чтобы поглотить все излишки, которые могли бы остаться после того, как будут удовлетворены минимальные нужды населения. Практически нужды населения всегда недооцениваются, и в результате – хроническая нехватка предметов первой необходимости; но она считается полезной. Это обдуманная политика: держать даже привилегированные слои на грани лишений, ибо общая скудость повышает значение мелких привилегий и тем увеличивает различия между одной группой и другой… Это – социальная атмосфера осажденного города, где разница между богатством и нищетой заключается в обладании куском конины. Одновременно благодаря ощущению войны, а следовательно, опасности, передача всей власти маленькой верхушке представляется естественным, необходимым условием выживания.
Эразм Роттердамский. «Жалоба мира»
Но если уж война становится неизбежной, пусть ведут ее так, чтобы все несчастья и тяготы обрушивались на головы тех, кто явился виновником войны. Теперь государи начинают войны и остаются в безопасности, их военачальники становятся великими людьми, огромная же часть всех бед и потерь падает на плечи земледельцев и простого народа, который не думал о войне и не давал ей никакого повода…
Пусть все люди объединятся против войны. Пусть все люди проповедуют, прославляют и превозносят мир публично и частным образом. И если они не смогут предотвратить вооруженное столкновение, то в любом случае они не должны ни одобрять его, ни участвовать в нем, ни оказывать никаких почестей людям, участвующим в этом преступном деле…
Мир по большей части зависит от сердец, желающих мира. Все те, кому мир приятен, приветствуют всякую возможность его сохранить. Они либо стараются не замечать того, что мешает миру, либо устраняют и мирятся со многим, лишь бы мир – величайшее благо – был сохранен и спасен.
Муссолини Бенито. «Доктрина фашизма»
И в конце концов чем больше фашизм рассматривает и анализирует будущее и развитие человечества, отвлекаясь от политических сиюминутных моментов, тем больше не верит он ни в возможность, ни в полезность вечного мира. Тем самым он отрекается от доктрины пацифизма – поддерживать отказ от борьбы и трусить перед лицом жертвы. Война – единственное, что поднимает на высшую ступень всю человеческую энергию и отмечает печатью благородства людей, имеющих мужество встретить ее. Все остальные испытания лишь суррогаты, которые никогда реально не ставят людей в такую ситуацию, когда они вынуждены принимать великое решение – альтернативу жизни или смерти. Поэтому учение, основанное на этом вредном постулате мира, враждебно фашизму. И следовательно, враждебны духу фашизма, хоть и приемлемы с точки зрения пользы, которую могут они принести в конкретных политических ситуациях, все международные лиги и общества, которые, как покажет история, могут быть развеяны по ветру с появлением сильного национального чувства на любой основе – эмоциональной, духовной или практической.
Сталин И.В. Из обращения к народу 3 июля 1941 г.
Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!
Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, – продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьезная опасность…
Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. В этой освободительной войне мы не будем одинокими. В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе в лице германского народа, порабощенного гитлеровскими заправилами. Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера. В этой связи историческое выступление премьера Великобритании г. Черчилля о помощи Советскому Союзу и декларация правительства США о готовности оказать помощь нашей стране, которые могут вызвать лишь чувство благодарности в сердцах народов Советского Союза, – являются вполне понятными и показательными…
3-й этап. Обращение к эпиграфам. Мозговая атака.
Назвать ключевые слова для определения понятия войны: конфликт, народы, армия, дискриминация, сила, насилие, нападение, оружие, государство.
Каковы причины войн? Какие войны переживало наше общество? Что такое гражданская война?
Варианты ответов: территориальный раздел мира, национальные противоречия, религиозное противостояние.
Типы войн: гражданские, межгосударственные, освободительные, агрессивные, региональные (локальные).
Гражданская война – это вооруженная борьба внутри страны, между различными группами с участием государства.
Вопрос для обсуждения: Можно ли считать конфликт в Чеченской Республике гражданской войной?
Итог
Сохраняется политическая нестабильность и неустойчивость власти в Чечне.
Сложная экономическая ситуация, безработица.
Проявляется давление международного терроризма.
Покушение на власть.
Действует сила религиозных традиций (кровная месть, публичная казнь). В результате сохраняется нестабильность во всей стране и активизируется терроризм.
Мозговой штурм: Выяснить значение понятий террор, терроризм.
насилие;
страх;
угроза;
смертники;
шахиды;
пренебрежение жизнью людей.
4. Сравнить понятия «война» и «терроризм» (работа в группах).
Терроризм – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами; политика и тактика террора.
Как решить проблему терроризма? (Обсуждение в группах).
Выводы:
укрепление правоохранительных органов;
борьба с коррупцией;
совершенствование демократических институтов;
единение, солидарность людей;
усиление бдительности каждого;
использование методов самозащиты;
развитие гражданского общества.
Возможные пути предотвращения подобных ситуаций.
Тема «Правовые основы брака и семьи»
Авторы: Марина Юсова, Татьяна Кустышева, Галина Головешкина, Яна Дворник, Марина Мельникова.
Цели: в результате занятия учащиеся смогут:
узнать об условиях заключения брака;
познакомиться с правами и обязанностями супругов, детей и родителей;
закрепить навыки работы с документами;
получить опыт анализа жизненных ситуаций и выхода из них;
понять место семьи в обществе;
понять важность толерантности в семейных отношениях.
Ход урока:
1. Мотивация
Звучит песня «Золотая свадьба» Р. Паулса.
Вопрос: Как вы думаете, на чем держится семья?
2. «Мозговой штурм»
Какие понятия связаны с семьей?
Возможные ответы: любовь, уважение, взаимопонимание, дети, терпение, уступки, деньги, привычка, ЗАГС, согласие.
Каждый учащийся выбирает основное понятие из списка и по сходности понятий формируются группы.
3. Работа в группах. Выполнение заданий.
Деление класса на 4-5 групп. Анализ ситуаций, предложенных учителем:
1-я группа – Гражданин Котов подал губернатору жалобу на отдел ЗАГСа, сотрудники которого отказались регистрировать его брак с гражданкой Семеновой, которая живет в другом городе, но прислала в ЗАГС письменное согласие на брак, заверенное у нотариуса.
Подумайте, почему сотрудники ЗАГСа отказали в регистрации брака?
2-я группа – В ходе бракоразводного процесса гражданин Воронов ходатайствовал о выделении ему части сервиза, полученного его супругой в подарок к своему тридцатилетию, ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в период совместного проживания супругов в браке, принадлежит им в равных долях.
Подумайте, вправе ли супруг требовать в этом случае часть сервиза?
3-я группа – Иван приходит в школу часто с синяками. На вопросы классного руководителя он не отвечал, а только опускал голову. После посещения квартиры, где проживал Иван со своими родителями, социальный педагог выяснил, что его систематически дома избивают, родители постоянно пьянствуют и выгоняют его из дома.
Можно ли наказать родителей за их действия?
4-я группа – Все считали, что Ольга Сергеевна – одинокая пожилая, больная женщина. Соседи оказывали ей посильную помощь, но однажды они увидели, что к ней приехал молодой, хорошо одетый мужчина на роскошной иномарке. Выяснилось, что это ее сын, который приехал для того, чтобы уговорить ее подарить ему квартиру, а самой переехать в дом престарелых.
Оцените действия сына с точки зрения морали.
4. Работа в группах с документами
Конституция.
Семейный кодекс.
Конвенция о правах ребенка.
Слово учителя о документах.
Задание группам: Рассмотреть
1-я группа – условия заключения брака (составить схему).
2-я группа – права и обязанности супругов (заполнить таблицу).
3-я группа – права и обязанности родителей (записать в таблицу).
4-я группа – права и обязанности детей (записать в таблицу).
Выступление групп и коллективное заполнение схемы и таблицы
Тема «Дискуссионные вопросы Второй мировой войны»
Эпиграф урока: «Война – это способ развязывания зубами политического узла, который не поддается языку».
Авторская группа: А. Бирс, М. Коловангина, И. Соболева, С. Хорошавина, Т. Чувикова, С. Трошичева, М. Вараксина.
Форма: дискуссия.
повторить и закрепить пройденный материал, попытаться найти ответы на проблемные вопросы;
закрепить навыки аргументации, формирование системного мышления, умение защищать свое мнение;
закрепить навыки работы в коллективе, развивать уважение к чужому мнению.
Оборудование: карта, атласы, учебники, дополнительная литература, хрестоматия.
1-й этап – тестирование по теме.
2-й этап – повторительно-обобщающий.
1. Правила дискуссии:
проблема ставится учителем (запись на доске);
ребята обсуждают в группах (5 мин.), эксперты отличают активность, делают записи;
выступление – 2 мин.
2. Деление класса на группы. Эксперты были выбраны по тестам (1-й этап урока).
3. Дается 1-й проблемный вопрос (запись на доске) с вариантами ответа.
В развязывании Второй мировой войны виноваты:
Германия;
СССР;
Страны западной демократии.
Ребята в группах обсуждают, доказывают, защищают варианты ответов.
Музыкальная пауза.
Эксперты дают оценку ответам, дополняют, исправляют. Критерии оценки: знание, аргументация, логичность, ясность.
4. Дается 2-й проблемный вопрос: «Главную роль в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии сыграли:
США и Великобритания;
Другие страны.
Работа проводится аналогично.
5. Подведение итогов (слово учителя о работе класса, дополнения).
Оценивание: лидеры групп называют наиболее активных, учитель ставит оценки.
Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук
в результате занятия учащиеся смогут: в результате занятия учащиеся смогут:
Комментарии