search
main
0

Мобильный семинар. Государство = насилие?

В Иркутске впервые прошел мобильный семинар партнерства Сивитас-Россия. Участники высоко оценили уровень организации и качество проведения занятий. Среди отзывов были такие: «На мой взгляд это один из семинаров, который несет практическую направленность и возможность поделиться своим опытом. Активный! Яркий! Интересный!». «Хочется все применить, но как быть с программой? Интерактивные методики требуют специального времени, или, вернее сказать, надо научиться так строить урок, чтобы это сочеталось».

«У меня сложилась четкая и стройная система: что такое гражданское образование, методы, основные идеи, наглядно и доступно изложены принципы интерактивного обучения».

«Понравилась возможность действовать: участвовать в обсуждении, высказывать свою позицию, проектировать свои действия, работать вместе, влиять на ход семинара».

«Интерактивные методы отвечают запросам подросткового общества: самоутверждение, утверждение в коллективе, нестандартность мышления, свобода мысли».

«Я использую в работе групповые методы, но впервые сама оказалась внутри группы и понимаю больше плюсов этой методики».

«Желание пересмотреть свою работу, стремление к развитию, актуальность поднятых вопросов и проблем. Приятное общение с организаторами и участниками семинара».

«Много практического материала, нет лекций, а дается разъяснение после каждой темы».

«Я убедилась еще раз в том, что о серьезных вещах можно и нужно говорить так интересно».

В итоговой части мобильного семинара участники разделились на группы и подготовили занятия с использованием активных и интерактивных методик, которые предлагаются ниже.

Тема «Глобальные проблемы современности»

Авторы: Мария Бердникова, Екатерина Шмидт, Андрей Поляков, Ольга Москалева, Людмила Молодцова, Ирина Коропченко.

Возраст учащихся (класс): 16-17 лет (11-й класс)

Учебный предмет: обществознание

Цели и задачи: Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность. Акцентировать их социальные аспекты этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения. Формировать личную сопричастность к общественным проблемам. Способствовать нравственному воспитанию Гражданина мира.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятия учащиеся смогут: анализировать статистический, документальный, другой текстовый материал; приобрести умения и навыки работы с учебной, научной, научно-популярной литературой, материалами СМИ; принимать участие в коллективной групповой работе, дискуссии; уметь отстаивать собственное мнение.

Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация, мировая система, окружающая среда, демография, общий уровень рождаемости, общий уровень смертности, «третий мир», терроризм, индустриализация войны, военно-промышленный комплекс, экология.

План занятия:

1. Вступительное слово учителя: постановка проблемы, эпиграф урока, его обсуждение: Предыдущие поколения всегда были озабочены будущим, но мы являемся первыми, от решения которых зависит, будет ли Земля, наследуемая нашими детьми, обитаема, Лестер Браун, США

2. Выявление глобальных проблем («мозговой штурм»)(примерный перечень – см. Приложение №1).

3. Определение рейтинга проблем (предложить учащимся выявить три наиболее актуальные для них глобальные проблемы современности ГПС). Рейтинг отражается на доске. На основании результатов рейтинга выявляются наиболее актуальные проблемы (4-5).

4. Разделение учащихся на группы по принципу случайной выборки («Дни рождения (сезон)», возможны другие варианты.

5. Работа учащихся в группах (учитель – наблюдатель, консультант, корректирующий работу групп). Инструктаж о работе в группах. Приложение №2.

6. Отчет групп. По ходу отчета – дискуссия, которую направляет учитель.

7. Подведение итогов; определение коэффициента трудового участия.

8. Домашнее задание: эссе по выбору учащихся:

«Роль войны в истории человечества»;

Экологические проблемы стран Востока и Запада: общее и особенное»;

«Глобальные проблемы и наш город»;

«Есть ли будущее у человечества?»

1. Предотвращение угрозы новой мировой войны.

2. Преодоление экологического кризиса и его последствий.

3. Север – Юг: сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами третьего мира.

4. Стабилизация демографической ситуации на планете.

5. Охрана здоровья и предотвращение распространения СПИДа, наркомании.

6. Возрождение культурных и нравственных ценностей.

7. Борьба с международным терроризмом.

8. Продовольственная проблема.

9. Энергетическая проблема.

10. Сырьевая проблема.

11. Проблема мирового океана.

12. Глобальный этнический кризис.

13. Проблема преступности.

14. Проблема урбанизации.

15. Проблема технологических аварий.

16. Стихийные природные явления.

17. Проблема освоения космоса.

18. Проблема суицида.

Алгоритм работы над составлением отчета группы

(составитель – М. Бердникова)

1. Внимательно прочитайте лист-задание для групповой работы.

2. В зависимости от требований (или рекомендаций) учителя, изложенных в листе-задании, определитесь с характером дальнейшей работы в группе:

а) совместное выполнение и обсуждение заданий учителя;

б) индивидуальная работа над отдельными заданиями с дальнейшим обсуждением результатов всеми членами группы.

3. При выборе варианта б) осуществите распределение заданий среди участников групповой работы, учитывая их желания.

4. Приступайте к работе, рационально распределяя время, отведенное учителем на выполнение заданий и подготовку группового отчета:

а) ознакомьтесь с материалами СМИ, литературой по данным вопросам;

б) сформулируйте ответы на вопросы и задания, самостоятельно выбрав его форму: конспект (краткий, тезисный, относительно полный с учктом фактора времени); план (простой, сложный, тезисный); таблица, схема и др.;

в) обсудите результаты работы в группе;

г) определитесь с формой отчета, его содержанием, наглядностью.

Приложение №3

Задание для группы

Изучив материалы учебника другой учебной, научно-популярной литературы и материалов СМИ, выполнив дополнительное задание, подготовьте отчет группы по выбранной проблеме по следующему плану:

1. Дайте определение понятию «Глобальные проблемы современности».

2. Обоснуйте ваш выбор проблемы.

3. Изложите причины появления данной проблемы.

4. Раскройте ее сущность и последствия для развития человечества.

5. Покажите ее взаимосвязь с другими ГПС.

6. Обозначьте возможные, наиболее эффективные, на ваш взгляд, пути и способы ее решения.

7. Покажите актуальность проблемы лично для вас.

Тема «Государство и насилие».

9-й класс

Авторы: О. Винник, А. Жбанова, М. Прошутинская.

В результате проведения занятия учащиеся смогут: сформулировать определение государства; расширить представления о сущности государства, рассмотреть соотношение государства и насилия; совершенствовать умения анализа и обобщения, формулирования определений и выводов, работы с документами; приобрести навыки обсуждения в группе, отстаивания собственного мнения и уважения мнения другого; обсудить роль насилия в отношениях между государством и обществом.

Основные понятия: власть, государство, деспотия, диктатура, насилие, репрессии.

Мотивация.

«Мозговой штурм»: учащимся предлагается назвать признаки государства. Учитель фиксирует на доске все предложенные варианты.

Учащимся путем голосования предлагается определить 4 наиболее значимых признака.

Для дальнейшей работы школьникам необходимо поделиться на 4 группы. Ребятам предлагаются карточки с названиями государств, и они должны занять место в соответствии с тем, где (на каком континенте) расположено данное государство. На столах расположены таблички с названиями континентов, и ученики выбирают нужные.

Сформированным группам предлагается сформулировать определение государства, используя 4 ранее выбранных, наиболее значимых признака. По окончании работы каждая группа зачитывает свои варианты.

Каждая группа получает раздаточный материал с 6 определениями государства. Учитель предлагает сравнить эти определения с определениями групп и выделить общее.

Рассмотрение проблемы

Работа с документами в группах.

Каждая группа получает определенный документ из пособия Иоффе А.Н. «Методические материалы по гражданскому образованию».

Работая с текстами документов, группы должны ответить на два вопроса:

Насилие со стороны государства для чего?

Как соотносятся государство и насилие?

Ответы заносятся в таблицу.

Обсуждение.

Выступления представителей групп по итогам работы с документами. По ходу выступления одной группы, остальные заполняют 2 и 3 колонки таблиц.

После выступления всех групп ребятам задается вопрос:

Что общего во взглядах авторов документов на соотношение государства и насилие?

Ответ заносится в четвертую колонку таблицы. Группы обмениваются выводами по результатам работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Раздаточные материалы (документы)

Михаил Бакунин «Государственность и анархия»

Никакое государство, как бы ни демократичны были его формы, хотя бы самая красная политическая республика, народная только в смысле лжи, известной под именем народного представительства, не в силах дать народу того, что ему надо, т.е. вольной организации своих собственных интересов снизу вверх, без всякого вмешательства, опеки, насилия сверху, потому что всякое государство, даже самое республиканское и самое демократичное, даже мнимо-народное государство, задуманное г. Марксом, в сущности своей не представляет ничего иного, как управление массами сверху вниз посредством интеллигентного и по этому самому привилегированного меньшинства, будто бы лучше разумеющего настоящие интересы народа, чем сам народ…

Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или маскированного немыслимо – вот почему мы враги государства…

На нашем знамени огненными, кровавыми буквами начертано: разрушение всех государств, уничтожение буржуазной цивилизации, вольная организация снизу вверх посредством вольных союзов – организация разнузданной чернорабочей черни, всего освобожденного человечества, создание нового общечеловеческого мира.

ВОПРОСЫ:

Возможно ли государство без рабства? Приведите примеры.

Каких идеологических взглядов придерживается автор документа? В чем это выражается?

Шарль Луи Монтескье «О духе законов»

Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна.

Безграничная власть государя переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве революции, поэтому надо задавить страхом всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия.

Правительство умеренное может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою законов. Но если в деспотическом государстве государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх – единственное движущее начало этого образа правления – исчез, и у народа нет более защитника.

Согласны ли вы с тем, что для деспотии важнее всего страх? Почему?

Какие примеры из истории человечества ХХ века могли бы подтвердить или опровергнуть мысли Монтескье?

Когда рушатся деспотические режимы? Приведите примеры.

Существуют ли деспотии в современном мире?

Дэн Сяопин «Высоко поднять знамя в борьбе против буржуазной либерализации».

О диктатуре надо не только говорить, но, в случае необходимости, и прибегать к ней. Разумеется, применять ее надо со всей осмотрительностью, по возможности меньше арестовывать людей. Но что поделаешь, если иные пытаются спровоцировать кровавый инцидент? В таком случае надо прежде всего разоблачить их замыслы, стараясь избежать кровопролития, пусть даже наши люди будут изранены. Однако зачинщиков, которые возглавляют волнения и нарушают уголовный кодекс, следует карать по закону…

Борьбу против буржуазной либерализации нужно будет вести по меньшей мере в течение 20 лет. Развертывать демократию можно лишь постепенно, нельзя копировать то, что у Запада, иначе это приведет лишь к хаосу. Социалистическое строительство у нас должно вестись при наличии руководства и порядка, в условиях стабильности и сплоченности, и именно поэтому я особо подчеркиваю целеустремленность и дисциплину. Попустительство буржуазной либерализации привело бы к новому катаклизму, означало бы отказ от руководства со стороны компартии, тогда миллиардный народ потерял бы цементирующую силу, лишился бы боеспособности. Такая партия уступала бы даже массовой организации, как же она могла бы руководить народом в деле строительства?

С какими мыслями автора вы согласны, а с какими могли бы поспорить? Обоснуйте свою точку зрения.

Может ли государство прибегать к диктатуре? Если «да», то в каких случаях, если «нет» – почему?

Какие принципы являются основными для автора документа в деле государственного строительства?

Иван Луппол «Ленин как теоретик пролетарского государства»

Понятие государства коррелятивно понятию насилия. Пока есть государство, нет свободы; когда есть свобода, уже нет государства. Государство есть зло, по наследству от буржуазии переходящее к пролетариату. Государство пролетариата не есть для него самоцель, каким было государство для буржуазии, но лишь средство вовсе покончить с государством, как формой общежития, вовсе покончить с разделением общества на классы…

Пролетарское государство не только не может утвердиться без насилия, но и само оно, поскольку оно государство, есть насилие, орудие, как сказано, для подавления. И если буржуазное государство было, по существу, диктатурой буржуазии, в какие бы демократические оболочки оно не облекалось, то государство пролетариата не может быть ни чем иным, как диктатурой пролетариата. Эти два понятия вполне идентичны и могут с полным правом заменять одно другое.

Как понимает автор соотношение государства и свободы? Согласны ли вы с этой позицией?

Какова роль насилия в государстве?

Каким образом вы могли бы охарактеризовать идеологию документа?

Тема «Малый бизнес в России».

10-й класс. Автор В. Гришина

В результате проведения занятия учащиеся смогут: расширить знания о предпринимательской деятельности; составить представления о роли малого бизнеса в экономике; выделить проблемы развития малого бизнеса в России; приобрести умения и навыки разработки учебно-исследовательских проектов; участвовать в дискуссии.

Основные понятия: бизнес, малый бизнес, доход, социально-экономическая стабильность, реальный доход, номинальный доход, потребительский спрос, эффективное использование ресурсов.

Вопросы занятия:

1. Малый бизнес в России и Иркутской области.

2. Как организовать свой бизнес?

Ход урока:

Учебная мотивация:

Учащимся предлагается: Представьте, что вы решили открыть свое дело, что вам для этого необходимо?

В ходе «мозгового штурма» учащиеся должны прийти к выводу, что для этого необходимо (идея, средства, ресурсы, цель, бизнес-план и т.п.). Наиболее приемлемой формой является малое предприятие.

Постановка проблемы: Какую роль может играть малый бизнес в экономике?

Учитель делит класс на четыре группы. Каждая группа получает задание.

1-я группа: Рассмотреть и обсудить проблемы развития малого бизнеса в России (на основе заранее подготовленного материала). Выберите 3-4 наиболее острые проблемы.

Что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию в сторону развития малого бизнеса?

2-я группа: Рассмотреть и обсудить проблемы развития малого бизнеса в Иркутской области (на основе заранее подготовленного материала). Выберите 3-4 наиболее острые проблемы.

3-я и 4-я группы: Вы решили открыть малое предприятие. Разработайте проект бизнес- плана (название предприятия, цель, анализ рынка, вид товара или услуги, маркетинг и т. д.).

Учащиеся работают самостоятельно в группах в течение 10-15 минут. 1-я и 2-я группы должны представить свой анализ развития малого бизнеса в России и Иркутской области, а также предложить ряд идей по выходу из сложившейся ситуации.

В ходе обсуждения ученики должны сформулировать основные проблемы, мешающие нормальному развитию малого предпринимательства:

Несовершенство созданной правовой базы; отсутствие на практике государственной поддержки, в частности, финансовой помощи и реальной правовой защиты; налоговое бремя; криминализация; низкий образовательный уровень руководителей; слабость финансово-кредитной системы; нестабильность экономической жизни и т.д.

После проведения дискуссии учащиеся приходят к следующим заключениям:

Предпринимательство и малый бизнес являются ключевым фактором для существования развитой экономики. Способствуют стабилизации и закреплению экономической и социальной ситуации в государстве и обществе в целом. Смягчают экономические и социальные кризисы, но требуют при этом четких гарантий со стороны государства.

Во второй части дискуссии учащиеся высказывают свои идеи относительно благоприятного развития малого бизнеса. Обсуждаются разные предложения: пересмотр законодательной базы; на начальном этапе государственная поддержка программ формирования малого бизнеса; освобождение от уплаты налогов на первые 2-3 года и т.д.

Для достижения желаемого результата учитель может стимулировать деятельность учащихся следующими вопросами:

1. Как развивается малый бизнес в России?

2. Почему малый бизнес находится в таком положении сегодня?

3. Что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию в сторону развития малого бизнеса?

4. Как развивается малый бизнес в Иркутской области? Что сегодня сделано для его поддержки в Иркутской области?

5. Нужны ли России малые предприниматели?

6. Что сегодня дает малый бизнес для общественного развития?

7. Каким образом должны строиться отношения малого бизнеса и государства?

Итак, не за горами то время, когда некоторые из вас пожелают самостоятельно заняться бизнесом. Владея теоретическим материалом, вы можете сказать, насколько реально осуществить предложенные на ваш суд проекты.

Заслушиваются выступления 3-4-й групп. В ходе обсуждения выбирается лучший проект. Составляется прогноз и прописываются условия реализации данного сценария в сегодняшней ситуации.

Подведение итогов работы и выводы

В результате обсуждения учащиеся подводятся к пониманию того, что малый бизнес переживает сложный период и для успешного его развития необходимы совместные усилия предпринимателей, общества и государства.

Тема «Гражданственность

и патриотизм». 8-й класс

Авторы: В. Гришина, Т. Дыкусова, И. Клеветова, Л. Лысянская, Е. Савченко, Т. Суровцева, С. Труфанова, Л. Яблочкина, В. Ященко.

Цели и задачи. В результате проведения занятия учащиеся смогут: определять понятия «гражданственность» и «патриотизм», выделять их существенные признаки; участвовать в обсуждении поставленных проблем, работать в группах, анализировать тексты, приводить исторические факты; проявлять активную гражданскую позицию.

Основные понятия: гражданственность, гражданин, патриотизм, патриот.

Вопросы занятия.

1. Есть ли различия между гражданственностью и патриотизмом?

2. Приведите примеры из истории и художественной литературы, которые, на ваш взгляд, иллюстрируют проявление гражданственности и патриотизма.

3. Назовите признаки гражданственности и патриотизма.

4. Патриотично ли критиковать свое государство?

5. Какими качествами должен обладать гражданин и патриот?

ХОД УРОКА

1. После формулирования темы, цели, задач урока внимание учащихся обращается к эпиграфам. Им предлагается в конце занятия определить, какой из них ближе им или предложить свой эпиграф, наиболее точно отражающий их представления о гражданственности и патриотизме.

«Где хорошо, там и родина» (Аристофан).

«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что ты в ней родился» (Б. Шоу).

Ожидаемый результат: ясен круг проблем, которые предстоит обсудить; понятны способы достижения поставленной цели и критерии оценивания результатов.

Формы контроля и оценивание. Учитель высказывает оценочные суждения о работе групп и отдельных учащихся, также выставляются отметки. Используются следующие критерии для оценивания: активность, аргументированность высказываний, соблюдение регламента, культура речи и общения.

Мозговой штурм. Учащиеся делятся на две большие группы (по рядам или вариантам), им предлагается назвать ассоциации, которые вызывают у них понятия «гражданственность» и «патриотизм». Учитель делает записи на доске в два столбика, после чего задается вопрос: Являются ли эти два понятия одинаковыми по своему смыслу и содержанию?

Ожидаемый результат: активизировать мыслительную деятельность учащихся, выявить первоначальный уровень сформированности у них данных понятий. Навряд ли на этом этапе урока ученики дадут исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, цель его – подтолкнуть к размышлению о том, что в них есть общее и различия.

Рассмотрение основной проблемы.

1. Класс делится на четыре группы. (Каждый из учащихся поочередно достает из конверта карточку-жетон с изображением флагов и гербов России и города Иркутска).

2. Группы получают тексты документов, из которых они должны выделить и назвать признаки гражданственности и патриотизма. Документы: Г. Гегель «Философия права», Из обращения генерала Л. Корнилова к народу. Обращение Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР к советскому народу (18 августа 1991 г.), П. Чаадаев «Апология сумасшедшего», Аристотель «Государство» (IV в. до н.э.). (См. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию)

3. После завершения работы в группах каждая поочередно называет признаки (один человек от группы называет один признак), они записываются на доске

Дискуссия. В группах того же состава предлагается обсудить вопрос: патриотично ли критиковать свое государство? Для этого раздается всем одинаковый материал.

В истории России встречаются поэты и писатели, буквально оскорблявшие русский народ, который мы привыкли называть великим. А.Полежаев в памфлете «Четыре нации» (1827 г.) написал:

В России чтут царя и кнут…

А русаки, как дураки,

Разинув рот, во весь народ

Кричат: «Ура! Нас бить пора!

А какой смысл надо искать в стихах М.Лермонтова о «немытой России, стране рабов, стране господ»?

А как воспринимать слова Н.Г.Чернышевского, вложенные в уста одного из своих героев, о русских, как «жалкой нации, нации рабов, сверху донизу – все рабы»?

А что ответить Д. Писареву на слова об «ультраослином терпении» русского народа?

Патриоты ли писатели и поэты, видя Россию «немытой», «рабской», «жалкой», а народ – с «ультраослиным терпением»?

2. По итогам дискуссии ученикам предлагается определить: кого можно назвать гражданином и патриотом. Приведите в качестве иллюстрации примеры проявления гражданственности и патриотизма из отечественной истории и современности.

Ожидаемый результат: активная групповая и индивидуальная работа, развитие умений участия в дискуссии: высказывать суждение, аргументировать мнение.

Работа над понятиями.

1. Ученикам предлагается в группах составить определения понятий. Определения зачитываются поочередно каждой группой. Затем предлагается обратиться к тем определениям понятий «гражданственность» и «патриотизм», которые есть в словарях, учебной литературе.

2. Теперь ученики, каждый индивидуально, сопоставляют определения, предложенные в классе и взятые из словарей, корректируют их. Внимание вновь обращается к вопросу: Являются ли одинаковыми эти понятия по смыслу и содержанию? Что в них может быть названо общим и особенным?

Подведение итогов.

Ученикам предлагается подвести итоги урока: что они узнали на данном уроке, чему научились, выбрать эпиграф, наиболее соответствующий их представлениям о гражданственности и патриотизме.

Подводится общий итог урока, оценивается индивидуальная работа и работа в группах.

Приложение. Документы.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих. «Философия права».

Под патриотизмом часто понимают лишь готовность к чрезвычайным жертвам и поступкам. Но по существу он представляет собой умонастроение, которое в обычном состоянии и обычных жизненных условиях привыкло знать государство как субстанциальную основу и цель. Это сознание, сохраняющееся в обычной жизни и при всех обстоятельствах, и есть то, что становится основой для готовности к чрезвычайному напряжению…

Какие примеры совершения чрезвычайных жертв и поступков под воздействием патриотических чувств вы знаете из истории нашей страны и зарубежных стран?

Какова авторская позиция по отношению к патриотизму? Согласны ли вы с ней? Почему?

Как может проявляться патриотизм в обычной жизни?

Из обращения генерала Корнилова Л.Г. к народу (август 1917 г.).

Русские люди! Великая Родина наша умирает. Близок час ее кончины. Вынужденный выступить открыто – я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов действует в полном согласии с планами германского генерального штаба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на рижском побережье, убивает армию и потрясает страну внутри. Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. Все, у кого бьется в груди русское сердце, все, кто верит в Бога, – в храмы, молите Господа Бога об объявлении величайшего чуда спасения родимой земли.

Я, генерал Корнилов, – сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне лично ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ – путем победы над врагом до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни. Предать же Россию в руки ее исконного врага – германского племени – и сделать русский народ рабами немцев я не в силах. И предпочитаю умереть на поле чести и брани, чтобы не видеть позора и срама русской земли. Русский народ, в твоих руках жизнь твоей Родины!

К каким чувствам народа обращается Корнилов? В чем это проявляется?

Подтверждают ли исторические факты выдвинутые в речи положения?

Что вы знаете о событиях, которые последовали за провозглашением данной речи и получившими в истории название «корниловщина»?

С какими мыслями автора вы согласны, а с какими – нет?

Можно ли считать, что обращение направлено на подъем патриотических чувств народа? Почему? Как вы понимаете патриотизм?

Являлся ли Корнилов, на ваш взгляд, патриотом России? На основании чего вы сделали свои выводы?

Обращение Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР к советскому народу от 18 августа 1991 г.

Наш многонациональный народ веками жил, исполненный гордости за свою Родину, мы не стыдились своих патриотических чувств и считаем естественным и законным растить нынешнее и грядущее поколения граждан нашей великой державы в этом духе.

Бездействовать в этот критический для судеб Отечества час – значит, взять на себя тяжелую ответственность за трагические, поистине непредсказуемые последствия. Каждый, кому дорога наша Родина, кто хочет жить и трудиться в обстановке спокойствия и уверенности, кто не приемлет продолжения кровавых межнациональных конфликтов, кто видит свое Отечество в будущем независимым и процветающим, – должен сделать единственный правильный выбор. Мы зовем всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени.

Призываем всех граждан Советского Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу страны из кризиса.

Что вы знаете о событиях 19-21 августа 1991 года? Как знакомые вам взрослые оценивают ГКЧП? Какая из точек зрения вам наиболее близка? Почему?

Каково понимание патриотизма авторами представленного обращения?

С какими мыслями авторов обращения вы согласны, а с какими могли бы поспорить?

Насколько воздействует такое обращение на патриотические чувства человека? При ответе постарайтесь основываться на воздействии данного документа на вас лично.

П. Чаадаев «Апология сумасшедшего» (1837 г.)

Есть разные способы любить свое отечество; например, самоед, любящий свои родные снега, которые сделали его близоруким, закоптелую юрту, где он, скорчившись, проводит половину своей жизни, и прогорклый олений жир, заражающий вокруг него воздух зловонием, любит свою страну, конечно, иначе, нежели английский гражданин, гордый учреждениями и высокой цивилизацией своего славного острова; и, без сомнения, было бы прискорбно для нас, если бы нам все еще приходилось любить места, где мы родились, на манер самоедов. Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное – это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к божеству. Не через родину, а через истину ведет путь на небо…

Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями, и которым, к сожалению, страдают теперь у нас многие дельные умы.

Какие способы любви к отечеству называет автор? Можете ли вы назвать другие способы проявления патриотических чувств?

В чем Чаадаев видит различия между любовью к отечеству и любовью к истине? Согласны ли вы с автором?

За что, по мнению Чаадаева, следует любить отечество? Каков ваш ответ на этот вопрос?

Гражданин, говорим мы, находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение: один из них гребет, другой правит рулем, третий состоит помощником рулевого, четвертый носит какое-либо иное соответствующее наименование, все же, очевидно, наиболее точное определение добродетели каждого из них в отдельности будет подходить только к нему одному, но какое-либо общее определение будет приложимо в равной степени ко всем; ведь благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам: хотя они и неодинаковы, все же их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй.

Как Аристотель понимает гражданственность?

Каково, на ваш взгляд, соотношение индивидуализма и коллективизма в гражданине?

Должен ли гражданин подчинять свои интересы интересам общества и государства?

Какие еще символы гражданственности вы могли бы привести в дополнение к сравнению ее с путешествием в море?

Андрей ИОФФЕ, заместитель директора партнерства «СИВИТАС-Россия»

1. Дайте определение понятию «».3.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте