search
main
0

Мобильный семинар. Глава в семье, глава в государстве

Приложение №1. Реальные события из жизни школ

Окончание. Начало в № 15

Школьники насмехались над полным учеником.

Старшеклассники вымогали деньги у учащихся младших классов.

Учитель называл своих учеников «дебилами» и высмеивал отстающих.

Во всех спорах взрослых с учащимися директор школы всегда принимал сторону взрослых.

Девятилетний школьник в качестве наказания должен был написать на доске двадцать раз фразу «Мне нельзя смеяться в школе».

Директор школы потребовал, чтобы виновный в краже школьник публично сознался перед всей школой, которую для этого собрали в школьном дворе.

Директору школы не нравилось, что мальчики подвязывают волосы сзади резинкой. Однажды он взял ножницы и отрезал одному нарушителю хвостик.

Один из учащихся пожаловался, что ребята продают «травку» в школе. На перемене он подвергся оскорблениям со стороны нескольких сверстников.

Приложение 2 Конвенция ООН о правах ребенка (сокращенное изложение)

1. Кто такой ребенок? Всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста, если законами страны не оговорено иное.

2. Отсутствие дискриминации. Все дети наделены правами, предусматриваемыми настоящей Конвенцией, и поэтому государство обязано защищать всех детей без исключения.

3. Наилучшее обеспечение интересов детей. Наилучшее обеспечение интересов детей должно быть главным фактором, определяющим все касающиеся их действия.

4. Осуществление прав. Государство должно обеспечивать осуществление всех прав, предусматриваемых настоящей Конвенцией.

5. Права и обязанности родителей, семьи, общины. Государство должно уважать роль семьи и родителей в воспитании детей.

6. Жизнь, выживание и развитие. Все дети имеют право на жизнь, а государство обязано обеспечивать выживание и развитие детей.

7. Имя и гражданство. Дети имеют право на имя, гражданство, знать своих родителей и право на их заботу.

8. Сохранение индивидуальности. Если ребенка незаконно лишают его индивидуальности, то государство должно помочь ребенку вернуть ее.

9. Неразлучение с родителями. При разлучении семьи по какой-то причине государство должно сообщать ребенку о местонахождении отсутствующих членов семьи.

10. Воссоединение семьи. Ребенок имеет право на регулярные контакты с обоими родителями, если они живут в разных странах, и должен иметь возможность совершать поездки для обеспечения этого права.

11. Незаконное перемещение и невозвращение детей. Государство должно бороться с похищениями детей.

12. Выражение взглядов. Вы, как ребенок, имеет право голоса и право на то, чтобы другие выслушивали ваше мнение.

13. Свобода выражения мнения и информации. Если вы нуждаетесь в какой-нибудь информации, вы имеете право на ее получение, у вас также есть право на самовыражение в письменной форме, в художественной форме и т.д.

14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

15. Свобода ассоциации. Вы имеете право проводить мирные собрания и встречаться с кем вам угодно.

16. Личная жизнь, честь, репутация. Никто не имеет право вмешиваться в ваши права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

17. Доступ к информации и средствам массовой информации. Вы должны иметь доступ к информации из разных источников и быть защищены от вредных материалов.

18. Ответственность родителей. Оба родителя или опекуна отвечают за ваше воспитание, а государство должно оказывать им необходимую помощь.

19. Грубое обращение и невнимание (в семье). Вы имеете право на защиту от всех форм дурного обращения со стороны родителей или опекунов. При его наличии государство должно принять меры для вашей защиты.

20. Уход за детьми в отсутствие родителей. Это означает, что у вас есть право на особую защиту, если вы временно или постоянно лишены семьи. Если это случается, должна приниматься во внимание ваша культурная принадлежность как важный элемент вашего благополучия.

21. Если вы живете в стране, в которой разрешается усыновление, то усыновление должно происходить с наилучшим соблюдением интересов ребенка.

22. Если вы становитесь беженцем, вы приобретаете право на особую защиту.

23. У вас есть право на дополнительные помощь и образование, если они необходимы вам для полноценного участия в жизни общества.

24. Охрана здоровья. У вас есть право на высший возможный уровень услуг системы здравоохранения и медицинской помощи.

25. Периодическое обследование. Любой ребенок, помещенный на попечение для защиты или лечения, имеет право на периодическое обследование условий его содержания.

27. Уровень жизни. Родители несут ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка, даже когда один из родителей живет не в той стране, где постоянно проживает ребенок.

28. Образование. Вы имеете право на бесплатное начальное образование.

29. Цели образования. Целью образования является помощь вам в развитии своей личности и способностей, подготовка вас к ответственной взрослой жизни, воспитание уважения к правам человека, а также культурным и национальным ценностям вашей страны и других стран.

30. Дети из национальных меньшинств и коренного населения. Если вы относитесь к национальному меньшинству или коренному населению, то вы имеете право на использование своей культуры и родного языка.

31. Досуг и отдых. Вы имеете право на отдых и досуг, на игру и участие в развлекательных и культурных мероприятиях и занятие искусством.

32. Экономическая эксплуатация. Вы имеете право на защиту от опасных форм труда и эксплуатации.

33. Наркотические и психотропные средства. Вы должны быть защищены от употребления наркотических средств и от участия в их производстве или распространении.

34. Сексуальная эксплуатация. Вы должны быть защищены от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

35. Похищения и торговля. Государство защищает детей от похищений и торговли ими.

36. Другие формы эксплуатации. Вы имеете право на защиту от всех форм эксплуатации.

37. Пытки, смертная казнь, лишение свободы. Вы имеете право не подвергаться пыткам или унижающему достоинство обращению. В случае содержания под стражей вы не должны находиться вместе со взрослыми заключенными, вас не могут приговорить к смертной казни или пожизненному заключению. Вы имеете право на правовую помощь и контакт с семьей.

38. Вооруженные конфликты. Если вы младше 15 лет, вас не могут призвать в вооруженные силы или заставить принять участие в вооруженном конфликте.

39. Восстановление и реинтеграция. Если вы когда-нибудь станете жертвой вооруженного конфликта, пыток, пренебрежения, дурного обращения или эксплуатации, то вы имеете право на принятие по отношению к вам мер, способствующих тому, чтобы вы стали полноценным членом общества.

40. Правосудие по делам несовершеннолетних. Если вас когда-нибудь обвинят в нарушении закона или будет установлена ваша виновность в нарушении закона, с вами должны обращаться так, чтобы помочь вам сохранить чувство собственного достоинства и чтобы вы не страдали от отрицательных явлений при реинтеграции в общество.

41. Распространение Конвенции. Вы имеете право на получение информации о своих правах, а в этом процессе должно участвовать государство.

Родительское собрание «Детству следует оказывать величайшее уважение». 5-6-е классы

Авторы: Г.Волченкова, Л.Игнатенко, И.Меденикова, В.Яготинцева.

Обоснование выбора темы:

В обществе сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать как незнание родителями не только своих прав, но и прав ребенка, а также документов о правах ребенка. По итогам предварительного анкетирования родителей можно попросить назвать документы о правах ребенка, высказать свое мнение о необходимости соблюдать его права в семье.

Также следует отметить, что сегодня участились случаи нарушения некоторыми родителями прав ребенка в семье (что можно выяснить по итогам предварительного анкетирования детей по приведенным ниже вопросам).

Вопросы для итогового анкетирования детей (анкеты должны быть анонимными для того, чтобы была защищена неприкосновенность частной жизни и семейных отношений):

1. Назови известные тебе права ребенка.

2. Какими из них ты пользуешься в своей семье, школе, на улице?

Краткое описание идеи родительского собрания:

Основной целью собрания является привлечение внимания родителей к самой проблеме прав ребенка и их реализации в семье (на основе изучения извлечений из документов: «Конвенция о правах ребенка» и «Семейный кодекс РФ»).

Родительское собрание проводится в форме семинара-практикума с использованием интерактивных методов.

Цели и задачи.

В результате проведения родительского собрания родители смогут: ознакомиться с основными документами о правах ребенка и проанализировать их; участвовать в работе группы; задуматься и осознать необходимость соблюдения прав ребенка в семье; разработать памятку для родителей о соблюдении прав ребенка в семье.

Основные понятия: права ребенка, Конвенция, семья, Семейный кодекс.

Эпиграф:

«Ненависть к старшим возникает лишь там, где дети не встречают уважения к себе».

А.Нейлл

План занятия:

1. Мотивация.

2. «Мозговой штурм» (Какие права ребенка вы знаете?)

3. Работа с документами в группах.

4. Обмен мнениями и выявления общих положений о правах ребенка (по содержанию документов).

5. «Мозговой штурм» (составление памятки для родителей в семье «Договоримся, что…»).

6. Подведение итогов (общее обсуждение).

7. Рефлексия (Оказывается, что…).

1. Чтение фрагмента сказки С.Михалкова «Праздник непослушания». Какие права ребенка были нарушены в данном фрагменте?

2. Анализ анкет учащихся

3. Объявление актуальности обсуждаемой темы (тема, цель, эпиграф).

1. Какие права ребенка вам известны?

2. Какие из них должны реализовываться в семье? (Выберите одну из них).

3. Деление на группы (4 группы).

4. Работа с документами в группах. (С одним из документов работают участники двух групп).

Задание. Выбрать те права ребенка, о которых мы не упоминали. (Пишут на ватмане).

5. Обмен мнениями. Каждая группа представляет свой вариант. Что общего в выписанных вами правах? (Они все реализуются в семье).

6. Составление памятки для родителей («Мозговой штурм»), («Договоримся, что…»), запись памятки на доске.

7. Подведение итогов (ориентация на содержательную часть собрания).

8. Рефлексия («Оказывается, что…»).

Тема «Государство

и личности в истории»

Политический статус личности: интегрированный урок – обществознание и история.

Государство и личность в реформах Хрущева.

Выбор данной темы обусловлен обязательным минимумом содержания образования, программой, желанием преподавателя (актуальность темы для социализации личности уч-ся). Тема помогает в расширении горизонтов: интеграция межкурсовых знаний – история, обществознание, литература, право. Она вызывает интерес с точки зрения определения места и роли личности в политических процессах (становление гражданского общества и правового государства). Затрагиваются следующие ценности: общечеловеческие, политико-правовые, национальные. Оценивание будет проводиться на основе демонстрации достижений учащихся: построение логической схемы, написание эссе.

Авторы: В.Филипченко, Е.Протасова, И.Лякатова, З.Шавыкина, Р.Шамина, Ю.Восикова.

Цели и задачи: в результате занятия участники смогут:

Получить представление о политическом статусе личности.

Закрепить навыки участия в дискуссии.

Развить умение сравнительного анализа и обобщения.

Понять сложность и важность процесса формирования гражданского общества и политического статуса личности.

Основные понятия (словарь занятия)

Государство, личность, гражданское общество, политический статус, либеральные ценности, революция, реформа, культура.

1. Организационный этап: организация класса, целеполагание, мотивация, разделение на группы.

2. Рассмотрение основной проблемы.

постановка проблемы

мотивация учащихся на решение задач (эпиграфы – проблемные задачи).

3. Обсуждение

Итоги выполнения интерактивного упражнения.

Итоги работы в группах: «Запад»-«Восток».

Заслушивание индивидуальных заданий, предложенных на подготовительном этапе урока (интервью у представителей разных поколений, имеющих разные социальные статусы на этапах исторического развития); сообщения по материалам СМИ на тему «Экономический и политический статусы: чем определялись в советское время, чем определяются сейчас?»

Дискуссия «Мужчина и женщина в обществе (на основе исследований о положении женщины в бизнесе на Кольском Севере»).

Итоги (ответы на вопросы – что меняет в обществе государство?)

Ваше представление о роли личности в гражданском обществе?

Сформировано ли гражданское общество?

Автономна ли личность в современном обществе?

На каком уровне правовая защищенность личности?

Работа с эпиграфами урока как проблемными заданиями.

Эпиграфы занятия:

«Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием»?

«Вы – факел, кинутый в пороховой подвал».

Образовательные цели: рассмотреть причинно-следственные связи между историческими событиями и изменениями ментальности человека, личности (на примере основных законов эпохи Хрущева). Организовать осознание учащимися изменения на основе этих законов в характере государства и статусе личности; противоречия законодательства современной России и реальной жизни.

Развивающие цели: развивать, самостоятельно вычленять причины, следствия событий и явлений; находить сущность; соотносить знание курсов обществоведческих дисциплин (синтез, анализ, обобщение), личный опыт.

Мотивационные цели: воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью; способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.

Менталитет всегда исторически обусловлен, следовательно, исторические события формируют экономическое, политическое, социальное сознание личности. Проблема формирования личности актуальна на всех этапах существования общества. Россия – особенная. Кто мы: Запад или Восток?

Задание. (Интерактивное упражнение). Сведите воедино характеристики Запада и Востока в диахтонную схему (сравнение).

Портрет российского человека никогда не укладывался в рамки цивилизованных характеристик, тем не менее черты обобщенного образа, наметившиеся в советское время, имеют место быть.

Запад: материализм, секуляризация, объективизм, плюрализм, рационализм, динамика, прогресс, право, научность, равенство, свобода, воля, индивидуализм.

Восток: духовность, религиозность, субъективизм, монизм (контроль), интуитивность, инертность, застой, мораль, сакраментальность, подчинение, порядок, фатализм, коллективизм.

Посовещавшись, выделите:

А) характерные черты, сформировавшиеся за годы советской власти;

Б) на сегодняшнем этапе развития РФ.

Сравните с мнением ученых-социологов, подчеркните те пункты, которые совпадают с данными науки.

Проранжируйте результаты: выделите 3 наиболее яркие характеристики и расположите по степени важности.

Сравните с мнением ученых.

Задание. Насколько тема урока актуальна? Изложите письменно свои цели на данном занятии. (Что хочу получить? Чего жду? Что хочу приобрести?).

Предложите путь исследования!

(Логическую схему, «цепочку»)

С чего начнем? «Государство», «Личность».

Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук

6. Составление памятки для родителей («»), («Договоримся, что…»), запись памятки на доске.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте