search
main
0

Мобильный консерватизм. Учитель должен соответствовать времени ученика

«Квалификация педагога определяется его готовностью и умением встретиться с временем своего ученика». Это одно из любимых высказываний министра образования Свердловской области Валерия Нестерова. Он возглавляет областную систему образования больше 15 лет, с начала 90-х. За этот период изменились страна, уровень жизни, приоритеты. А школа? Ведь она – одна из самых постоянных величин в жизни человека. Все без исключения проходят через школу, сначала сами, затем посредством детей, некоторые становясь педагогами. Она остается незыблемой основой для всех. И в то же время школа сама меняется, реформируется, совершенствуется. Постоянство перемен – это о системе образования. Валерий Нестеров относится к редкому типу руководителей, которые высоко ценят стабильность и при этом открыты новому, их кредо – мобильный консерватизм. Свердловская область неоднократно становилась инициатором образовательных проектов или их экспериментальной площадкой, сохраняя высокие показатели по всем параметрам.

– Сегодня часто говорят об инновациях в образовании. В Свердловской области 72 образовательных учреждения признаны в минувшем году инновационными и получили гранты. Валерий Вениаминович, какой смысл вы вкладываете в понятие «инновация»?

– Образование – система, консервативная по своей природе, и любые новшества должны внедряться в нее спокойно и обоснованно. Ведь ни у кого из нас нет возможности пережить одну инновацию, потом забыть обо всем и начать учиться или учить заново.

Речь идет скорее об условиях для получения качественного образования, о реализации права на выбор, которое есть у каждого человека. Поэтому при оценке школы главный критерий – то, какие условия созданы в ней для учащихся и учителей, какие формы и методы обучения используются. Что же касается учреждений образования, занимающихся чисто инновационными проектами, их вообще не может быть много. Впрочем, тем они и ценнее.

Сказать по чести, меня смущает, что в сферу межличностных отношений усиленно внедряются промышленные термины: «технология», «инновация», – это серьезное упрощение. У нас в области достаточно высокий на сегодняшний день уровень оснащения образовательных учреждений компьютерами, в 60 процентах школ есть доступ в интернет. Но я не устаю говорить: если мы будет делать акцент только на техническом оснащении, мы потеряем больше, чем обретем. Главным остается не техника, а педагогика, причем нового типа. Сегодня учащиеся обрели совершенно новую возможность общаться с окружающим миром. Образование довольно часто происходит вне школы. И воздействие этого «другого» образования на человека может быть гораздо большим, чем формальное. Мы должны это учитывать, всегда помнить и о возможностях, и о пределах педагогики.

– Валерий Вениаминович, может ли быть у области, региона собственная образовательная линия?

– Безусловно. В Свердловской области давно действует национальный региональный компонент государственных образовательных стандартов. Уже появились результаты. Они в значительной степени связаны не с формальным усвоением вещей, а с развитием коммуникативных качеств человека. Мы проводим исследования, я лично постоянно посещаю образовательные учреждения, встречаюсь с учащимися, воспитанниками и наблюдаю процесс: дети «заговорили», они свободно поднимают глаза.

В 2006 году началось внедрение регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. Основным понятием нового подхода является «компетенция».

Мы крупная самодостаточная территория и привыкли рассчитывать на собственные ресурсы. Например, Свердловская область осваивает ситуацию замены «парка» учебников самостоятельно. В плане методических, научных разработок имеем 3 местных педагогических вуза плюс классический университет, плюс 12 педколледжей.

– Свердловская область известна мощным промышленным потенциалом. Система профессионального образования готовит кадры для огромного количества предприятий. Как бизнес участвует в развитии профобразования?

– Стратегия социального партнерства в области определена давно. С 2006 года начался новый этап во взаимоотношениях образовательных учреждений и фирм, для которых они готовят специалистов. Определение результата образования в соответствии с подходом, основанном на компетенциях, невозможно без участия представителей предприятий. Есть опыт, когда «заказчики» принимают участие в моделировании, корректировке образовательных программ. Актуальной остается целевая подготовка. Действуют попечительские советы.

Примером активного сотрудничества бизнеса и образования может служить попечительский совет города Полевской, что вблизи областного центра. В совет входят 27 действующих членов, это все крупные и средние предприятия города и крупные частные предприниматели. Совет имеет счет, на который собираются перечисления юридических и физических лиц. В 2005 году школам города было подарено 70 компьютеров, открыто пять новых компьютерных классов, вручено 76 премий учащимся и педагогам.

Этот процесс нельзя назвать прямым инвестированием в образование. Инвестиции предполагают получение прибыли. Здесь же «выгода» для бизнеса в том, что он процветает при социальном спокойствии и наличии рынка образованных людей.

– Что, по-вашему, является сегодня важнейшей проблемой для системы образования?

– Как хранителем традиций, так и носителем изменений является педагог. Он был и остается ключевой фигурой, от которой зависит успех деятельности системы. Сегодня, я считаю, главный акцент надо делать на педагогическое образование. Оно должно соответствовать времени: актуализация учителя для возраста его ученика.

Есть естественные моменты: значительная часть наших педагогов получала образование давно. Установки этого образования, определенные личностные взгляды они продолжают нести с собой. Разница между ребенком, который приходит в школу, и учительницей со стажем 30-40 лет существенна не потому, что это разница в возрасте, а потому, что это разница во времени как таковом. Нельзя не учитывать, что ребенок сегодня живет в ином информационном пространстве, изменился сам способ получения информации, а учитель перестал быть единственным ее источником, человеком, который может сказать единственную правду и настаивать на ней.

Педагогику я всегда воспринимал не как науку о воспитании, а как науку о сопровождении. Учитель лишь сопровождает ребенка в период обретения им знаний. Включение взрослых в детскую жизнь должно быть минимально и очень грамотно. Природа знает, что делает, человек не всегда. Педагог должен наблюдать, помогать, поддерживать, а не указывать и надзирать.

Когда говорят, «ученик не успевает», то возникает вопрос, по отношению к чему он не успевает: к себе или к другим? Хороший педагог оценивает усилия, прилежание, а не сам по себе результат. Задача школы – не поставить человеку оценку, а выработать у него способность к самооценке. Это куда важнее сегодня. И учитель должен соответствовать обновленным потребностям общества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте