search
main
0

Мобильные дворцы, раритетные ноутбуки. В Санкт-Петербурге прошел X Всероссийский слет участников и лауреатов конкурса «Учитель года России»

Не стоит кривить душой, обманывая самих себя: учителя ждут каникул не меньше, если не больше, чем их питомцы. Весенние каникулы вообще отдельный разговор: короткая передышка перед последним решающим броском, предэкзаменационными неделями. Учителя года – тоже люди, поэтому последнюю неделю марта ожидают с нетерпением. Только резоны у них другие – предвкушение традиционного ежегодного Всероссийского слета участников и лауреатов конкурса «Учитель года России».

В течение года по всей России проходят, как правило, несколько небольших фестивалей: самым неуемным активистам конкурсного движения удается убедить местные власти, как важно и нужно пригласить к себе на пару дней несколько педагогических «звезд» из других регионов. Но эти стихийные радостные встречи тем не менее носят полуофициальный характер. Официально признанным и во всех документах утвержденным считается исключительно Всероссийский слет, и проходит он только раз в году, как правило, весной. Родина слетов – Сургут, гимназия Валерия Салахова. Именно он в свое время предложил, что «надо чаще встречаться». Гостей принимали Ханты-Мансийск, Москва, Псков.

В этом году «пеликаны» слетелись на невские берега. Если что-то случается чаще, чем однажды, это что-то можно смело считать традицией: в прошлом году IX Всероссийский слет прошел в Ленинградской области, на родине Игоря СМИРНОВА, преподавателя немецкого языка из Гатчины, «Учителя года России-2002». Хозяином X юбилейного слета стал Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, историк из Петербурга. Вот и получается, что ежегодную встречу в гостях у действующего победителя можно смело считать очередной конкурсной традицией.

Северная столица встретила учителей по-княжески – во дворце князей Юсуповых. Валентина МАТВИЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга, давний друг конкурса и почетный член Межрегионального клуба «Учитель года», не дежурно радовалась гостям. Заметно нервничал и переживал еще один петербуржец – Андрей ФУРСЕНКО, новый министр образования и науки. Первый официальный выход в свет – и сразу к лучшим учителям, многие из которых повидали на своем веку не одного министра и даже не одного президента. Сложно не ударить в грязь лицом, когда на новом посту ты всего две недели и даже приказа о собственном назначении еще в глаза не видел. «Учительскую газету» на слете представлял Петр ПОЛОЖЕВЕЦ – главный редактор и сопредседатель Всероссийского оргкомитета конкурса, ЦК Профсоюза работников народного образования и науки – Олег ДИМОНИ, лидер Вологодского областного комитета профсоюза.

Но вот все поклоны отвешены, протокол исполнен, можно и за дело браться.

Учителей ждала в гости старейшая петербургская гимназия, основанная еще императором Александром Первым, царство традиций и бережно хранимой истории. Игорь Карачевцев вынужден был на время распрощаться с друзьями: в его собственной гимназии № 166, где он с недавних пор не только преподает историю, но еще и директорствует, с минуты на минуту должна была начаться торжественная презентация «мобильного класса будущего» – главного приза, преподнесенного ему компанией Intel за победу на конкурсе «Учитель года России-2003».

«Мобильный класс будущего» – это не парты-трансформеры, не складной учительский стол и даже не переносная доска, как может показаться человеку, не сведущему в современных компьютерных технологиях. В данном случае – это несколько ноутбуков с беспроводным доступом в интернет, цветной принтер, сканер, цифровые видеокамера, планшет и даже микроскоп. Нужен компьютерный класс литератору – за пару минут он может установить его у себя в кабинете: никаких проводов через этажи тянуть не надо, сеть каждый раз отлаживать тоже ни к чему. На следующий урок ноутбуки могут отправиться к биологу, затем к математику и так пропутешествовать до вечера. При желании в интернете можно работать даже на улице – сигнал ловится в радиусе нескольких километров.

Представляя журналистам «мобильный класс будущего», Мартина РОТ, директор образовательных программ корпорации Intel в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, сказала:

– Благодаря своему директору петербургская гимназия № 166 стала первой российской мобильной школой. Надеюсь, что пример Петербурга положит начало широкому внедрению беспроводных мобильных технологий в школах России в соответствии с общемировыми тенденциями.

И тут же привела цифры, особой гордости не вселяющие, но заставляющие понять, что нет предела совершенству: если в Австрии на один компьютер приходится 6 учеников, в Германии – 7, а во Франции – 30, то Россия в этом европейском списке занимает аж девятнадцатое место. В нашей стране на один компьютер претендуют целых 50 школьников. Утешает лишь то, что в Португалии, к примеру, дела обстоят еще плачевнее: 130 детей на одну машину. 10 % отечественных школ подключены к сети Интернет. По европейской «табели о рангах» это семнадцатое место. В Австрии, Германии и Ирландии сто процентов школ имеют выход во всемирную паутину, а вот Францию мы обогнали: там интернет есть всего в 9% школ.

– Задача гимназического образования – учить детей находить информацию, самостоятельно ее осмысливать, а не просто переписывать цитаты из учебников, – сказал в ответном благодарственном слове Игорь Карачевцев. – И без информационных технологий мы сегодня далеко не уйдем. У себя в гимназии мы стараемся сочетать традиции и все самые современные веяния. Именно поэтому, как вы видите, ноутбук стоит на учительском столе, которому больше ста лет, а презентацию эту мы проводим в классе, сохранившемся еще с тех пор, как в феврале 1901 года в этом здании был открыт Второй училищный дом имени императора Александра Второго.

Вслед за своим директором слово взяли его ученики-старшеклассники, за несколько минут продемонстрировавшие собравшимся, что компьютеры в их школе – не мертвый груз и не игрушка для взрослых, а вещь в «хозяйстве» крайне необходимая. Один показал, как на уроке географии всего за несколько минут найти в интернете информацию о карликовом азиатском острове, которого и на карте-то не сыскать, другой уверил, что если бы не всемирная паутина, ему ни за что не удалось бы подготовить уникальный иллюстрированный доклад с редкими малоизвестными фактами о жизни и творчестве философа Соловьева.

В финале презентации журналисты, приехавшие на открытие слета из Москвы, Казани и даже из Томска и терпеливо ожидавшие своего часа, буквально атаковали Андрея Фурсенко: какая судьба ждет проводившиеся в последние годы реформы, в частности ЕГЭ? Будут ли и впредь выделяться средства на компьютеризацию школ? Какие первые шаги министр сделает на новом посту? Какие проекты министерство будет финансировать прежде всего? Правда ли, что высшее образование станет полностью платным, а студентам больше не будут предоставлять отсрочку от военной службы? По всему было видно, что министр «обречен». Но, как и подобает человеку науки, он быстро нашелся: «На все ваши вопросы обещаю ответить через месяц, когда окончательно войду в курс дела и разберусь, что к чему. Сейчас могу сказать лишь одно: в новом министерстве не будет независимых автономий – науки и образования. Мы все будем делать одно общее дело. Что же до реформ, то резко сворачивать их нельзя, сами понимаете, к какой катастрофе это может привести. Единственно, мы слишком увлеклись внешней формой, а надо бы подумать о содержании. Как проводить реформы – вопрос неверный. Для кого и зачем – вот о чем нужно подумать. Содержание образования, его эффективность и, конечно же, воспитание – вот о чем стоит задуматься в первую очередь».

«Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда… открытых уроков» – под этим девизом прошел второй день слета, посвященный урокам, «круглым столам» по предметам и общению с петербургскими коллегами. Торжественные церемонии – это, конечно, приятно, но учительский стол, доска и ровные ряды парт – все же роднее, привычнее и ближе. Тут не надо притворяться и придавать лицу задумчивое глубокомысленное выражение – детям, в отличие от взрослых, это, к счастью, не нужно. И не смущало даже то, что принимавшие «пеликанов» гимназии № 56 и № 177 на первый взгляд все же больше походили на дворцы, чем на школы.

Единственное, что огорчило участников слета – расписание, составленное так, что весь поток уроков был разделен всего на два часа. Так что посмотреть на работу коллег-предметников смогли немногие. А ведь для этого и ехали за тысячи километров, чтобы узнать, как работают их вчерашние соперники, а сегодняшние друзья.

Многое потеряли, к примеру, словесники, не попавшие на урок к Вячеславу ВАХРОМЕЕВУ, литератору из Вологодской области. «Донские рассказы» Шолохова – вещь, на первый взгляд, несовременная, теперешним детям практически неизвестная. Да и как говорить сегодня о Гражданской войне, как трактовать, кого жалеть, кого порицать? Вахромеев – символист и никаких выводов не делает. Он лишь читает между строк. А выводы – неумолимые и страшные, как и эти рассказы, сами встают перед одиннадцатиклассниками, рождаясь из мельчайших, казалось бы второстепенных и пустячных деталей текста. В фундаменте каждого рассказа – древние языческие «письмена». Нужно только суметь их разглядеть, и тогда сквозь, казалось бы, понятный авторский текст проступит его глубинный смысл. Не бывает нового без старого, за смертью следует лишь смерть, любить всех – значит не любить никого. Это не учитель рассуждает, а его «ученики на час» пытаются расшифровать то, что в свое время надежно «запечатал» в вереницу слов сам Шолохов.

В это же самое время своим не менее интересным «литературным» видением мира делилась с детьми и коллегами москвичка Ирина ДОБРОТИНА, о красоте и неизведанных глубинах математики говорила Надежда НОВИКОВА из Ленинградской области, Екатерина ФИЛИППОВА, «Учитель года России-1996», преподаватель французского языка из Рязани, гуляла с ребятами по русскому Парижу, а в актовом зале шло и вовсе удивительное зрелище – урок музыки Артура ЗАРУБЫ, первого победителя Всероссийского конкурса. Не принес облегчения и второй час открытых уроков: хотелось посмотреть, как работает Олег ПАРАМОНОВ, литератор из Брянска, «Учитель года России-93», жалко было пропускать математику в исполнении Нины ЗАЛЫСИНОЙ из Карелии и английский язык в подаче москвички Татьяны АРХИПОВОЙ.

После уроков собирались по предметным секциям. Петербургские учителя благодарили коллег, задавали вопросы, рассказывали о том, как работают сами. Но кое-где разразились бурные нешуточные дискуссии.

– Слет тем и отличается от конкурса, что здесь никто никого не судит и не оценивает, – пожимали плечами учителя года. – Таким встречам чужд дух соперничества, мол, я лучше, а ты хуже. Здесь никто никому ничего не должен доказывать. Ведь мы приехали не для того, чтобы свои титулы и регалии подтверждать, а чтобы поделиться находками и задумками. Поэтому нас слегка удивило, какому строгому разбору и анализу подвергли наши уроки некоторые здешние учителя. Ведь мы же никому не навязываем свою точку зрения, не утверждаем, что надо учить так, как мы, и никак иначе. Просто показываем, какие существуют пути, формы и возможности. Ведь это здорово, что у всех учителей свой взгляд на предмет и на методику его преподавания. Если бы все работали одинаково, было бы скучно.

Других, наоборот, расстроило, что на их уроках было мало петербургских коллег: организаторы, опасаясь давки, лимитировали количество гостей. Но в целом все остались довольны, и праздник продолжался.

За три дня слета, пролетевших, как водится, совершенно незаметно, учителя успели многое: обсудить будущую ассоциацию региональных клубов учителей года, встретиться с научной педагогической элитой Санкт-Петербурга, своими глазами увидеть легендарную Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села, задать все интересующие вопросы Сергею ХМЕЛЬКОВУ, юристу ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, побывать в планетарии Дворца творчества юных и в уникальном музее воды, договориться о том, где и как встретятся в следующий раз. Не успели только устать друг от друга и пожалеть о том, что вместо того, чтобы спокойно сидеть дома да набираться сил перед последним решающим броском – предэкзаменационными неделями – они вновь послушались своего беспокойного сердца и отправились в путь, навстречу старым друзьям и новым приключениям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте