«Внимание! Газета «Трудовой день» объявляет премии корреспондентам, давшим характеристику профсоюза к празднику 5-й годовщины Октября. Первая премия – коса 1 шт., 15 аршин мануфактуры, «Трудовой день» на три месяца» [4, с.1].
Продолжение. Начало в «МП» №№20-22Продолжение следует.
Отозвавшись на призыв местной белгородской газеты за 1923 год и «Моего профсоюза»-2010, продолжу (не надеясь, впрочем, на косу и мануфактуру) рассказ о работе профессиональных союзов в образовании. Ликвидация неграмотности, шефская помощь авиации и флоту, сбор средств для голодающих студентов и школьников и в фонд помощи борцам революции – вот далеко не полный круг занятий членов профсоюза 20-30-х годов. Еще Ленин в плане тезисов «О роли и задачах профсоюза в условиях новой экономической политики» писал: «Жить в гуще. Знать настроения. Поднимать массу. Уметь подойти. Завоевать ее абсолютное доверие» [3, с.60].
В 1934 году ВЦСПС принял постановление, напрямую касающееся учительства: «Важнейшей задачей учительских профорганизаций является наряду с завершением ликвидации неграмотности развертывание общеобразовательной учебы среди взрослых» [2, с.121-122]. По данным 1935 года, среди членов профсоюзов насчитывалось около 1 миллиона неграмотных и свыше 2 миллионов малограмотных.
Еще одна маленькая заметка в газете – один из документов великого дела, совершенного в нашей стране: «По поручению профкома товарищ Кожухов обучил меня грамоте, то есть читать и писать, в чем приношу благодарность всем учителям».
В борьбе с неграмотностью педагогам помогали профорганизации промышленных предприятий. Они обеспечивали работников книгами, письменными принадлежностями, нередко оплачивали труд учителей. «Что касается расходов времени учителя, то предельной можно считать недельную нагрузку из 18 часов», – в 20-30-е годы эти слова известного ученого-педагога Ю.К. Бабанского были бы восприняты учительством с недоумением. Понятий «личное время», «личная жизнь учителя» не существовало.
С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских домов, научных учреждений, вузов, политпросветучилищ. Затем союз был разукрупнен, вместо него появились 8 самостоятельных профсоюзов: работников начальных и средних школ РСФСР, Белоруссии, Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений и работников политпросветучреждений. Но при любых реорганизациях наш отраслевой профсоюз не упускал главное: развивать и совершенствовать систему образования, улучшать охрану здоровья, условия труда и быта работников образования. Функции, выполняемые нашим профсоюзом, предоставляли ему обширные полномочия и служили именно этим целям. Члены отраслевого профсоюза в тот период считали себя «мобилизованными и призванными».
Татьяна КИЯЩЕНКО, учитель основной школы №34, Белгород
Литература
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.
2. Власов А.М. Советские профсоюзы в годы индустриализации. 1926-1937. М., 1987.
3. Сидорова Л.А. Время становления. М., 1990.
4. Киященко Т. Это было недавно. Это было. Давно? \ газ. «Белгородская правда». 2008. 29 октября.
5. Кудряшов С. Никаких произвольных толкований. \ ж. «Родина». 2009. №11.
Комментарии