Проблема травли и издевательств в учебных заведениях, во дворе – это тот психологический аспект, который порой трудно определить, его нельзя пощупать, предъявить и доказать. Но эти явления ухудшают качество жизни подростка, подрывают его физическое здоровье, а иногда даже приводят к психическим расстройствам, подталкивающим жертву моббинга или харассмента к противоправным действиям, направленным на собственную защиту от обидчиков.
Mobbing («травля»), bullying («запугивание», «издевательства», «дедовщина»), ganging up («объединение», «сговор», «прессинг»), harassment («оскорбление», «притеснение»), shooting («охота», «травля») – это слова-синонимы английского происхождения, ныне принятые термины, которые вошли в русский язык, в незначительных отличиях обозначая практически одно и то же – «травля». Причин может быть очень много, и травле могут подвергаться как ученики, которые не вписались в коллектив по каким-то причинам, так и те, которые неожиданно стали выделяться учителями, классным руководителем, некоторыми членами коллектива.
Распознать эту травлю можно по следующим признакам:
– с жертвой не заводят разговоров на отвлеченные темы (дни рождения, нашумевший кинофильм, новая компьютерная игра и пр.), демонстративно замолкают в ее присутствии, в результате чего жертва чувствует себя в изоляции;
– практически каждая ситуация моббинга связана с распространением различных слухов о жертве;
– над жертвой постоянно подшучивают, и не всегда по-доброму. Например, спрятанные личные вещи или причинение вреда личным вещам. Иногда очередную «шутку» обсуждают и готовят целой группой;
– каждое действие и высказывание подростка подвергается комментариями, в том числе в социальных сетях.
Сетевая травля. Почему они это делают?
Hating («ненависть»), haters («преследователи»). На самом деле причина у хейтеров позлословить одна, и она очень простая – чувство силы и безграничная власть над жертвой. Кибербуллинг – явление относительно новое, но сам феномен хейтерства существует много лет. С ним в свое время имели дело и исторические личности, например Оскар Уайльд, Мэрилин Монро. Сегодня «труд» преследователей почти полностью автоматизирован. Достаточно погуглить в социальных сетях, как можно получить доступ к частной жизни жертвы. Самыми уязвимыми жертвами хейта, потоками ненависти являются подростки. Самое большое количество хейта адресовано группе 11-16 лет. Заряд энергии, игра в детектива, мнимое разоблачение – вот слагаемые ощущения своего превосходства преследователей. Существует термин FOSO (fear of standing out) – страх выделиться, произнести что-то не то и превратиться в изгоя. Именно ужас перед таким исходом формирует у подростка социальную тревожность: многие из них с боязнью открывают сообщения в мессенджерах, тем более боятся комментировать их.
Что можно сделать в этой ситуации?
Я, как руководитель классного коллектива, столкнулась с проблемой буллинга ребенка его одноклассниками в предыдущем учебном году, в пятом классе, когда ребята влились в коллектив из разных классов начальной школы. На примере этого обучающегося (назовем его Сережа) можно проследить, когда он стал подвергаться такому отношению со стороны сверстников. Будучи учеником начальной школы, этот ребенок проявлял свой характер, вызывая своим поведением неудобные ситуации, и по ряду других причин не был принят коллективом как равный. Порой Сережа проявлял защитную агрессию, ощущая на себе уже коллективный моббинг.
С самого начала учебного года в 5‑м классе началось совместное преодоление проблемы, которая автоматически перешла из начальной в среднюю школу, – это деятельность классного руководителя, психолога, учителей, работающих в классе, родителей (находящихся в разводе) и, конечно, подростка и некоторых его одноклассников. В направлении Сережи проводились беседы о его успехах, интересах, достижениях; личные встречи с психологом, мотивирующие на повышение самооценки, умение контактировать с ребятами и всем коллективом, обсуждение выхода из создавшейся ситуации. Мать подростка имеет позицию совместного решения создавшейся ситуации. По отношению к одноклассникам-обидчикам также применялись различные формы работы на понимание и осознание их поведения.
Моменты, когда ребенка поддразнивают, провоцируют незаметно для взрослых, определить трудно, многое узнавалось со слов самого Сережи, поэтому часто приходилось напоминать ему о том, что есть много других одноклассников, кроме его обидчиков, которые относятся к нему хорошо, которые не участвуют в сговоре против этого подростка. Решение этих проблем было возможно также с опорой на их помощь.
Взрослым, которые сопровождают ребенка в такой ситуации, надо помочь ему не поддаваться «вытеснению» – вести себя уверенно и сосредоточиться на учебе, спорте, выполнении поручений, внеурочных занятиях, что приведет у обидчиков к потере интереса к жертве. Это наблюдается на сегодняшний день в классном коллективе. Заявить о решенной проблеме с буллингом по отношению к Сереже преждевременно, этот вопрос на постоянном контроле, все может трансформироваться в кибербуллинг, тогда, возможно, придется убедить жертву удалить все имеющиеся аккаунты и больше туда не возвращаться.
Надеюсь, что совместные усилия взрослых, подростка и его одноклассников низведут порок травли одного человека другим и дадут ребенку существовать, познавать, дружить в полной мере!
Джамиля НИЗАМОВА,
учитель английского языка, классный руководитель 6‑го «А» класса
школы №1420
Комментарии