Если попробовать осмыслить, каким был образ успешного университета двести, или сто, или пятьдесят, или даже еще лет тридцать назад, то ключевым окажется ощущение стабильного и сильного движения. Будто огромные корабли, многовековые здания университетов «лиги плюща» плыли в волнах традиций и уверенности в распланированном будущем.
Такое чувство было естественным не только для университетов, но и для образования, таков был мир, в котором, создав хороший план и сделав все по технологии, можно было рассчитывать на надежный результат. Но в какой-то момент мир перестал быть таким и стал калейдоскопом – возможностей, вероятностей, гипотез, решений, идей.Мир, перестав быть прежним, стал ждать другого и от университетов. В этой новой реальности сложно оказалось и педагогическим вузам. Ведь индустриальный уклад подготовки, традиционная научная логистика, централизованные модели управления – все привычные механизмы с каждым годом становились менее эффективными. В начале двухтысячных оформился вызов на новые модели педагогических университетов, и он не потерял своей актуальности до сих пор. Это стало одной из причин того, почему Московский городской педагогический университет в последние несколько лет стал искать новые формы реализации образовательных, научных и инновационных политик.Размышляя о том, как должен быть устроен университет в эпоху цифровой реальности, в эпоху мира городов, в эпоху гибких методик и стартапов, Московский городской дает старт совершенно разным проектам, исследованиям и организационным изменениям. Но все из них для определения новых моделей, новых практик для нового педагогического университетского образования.В 2017 году в университете было создано специальное подразделение – управление стратегического роста, выступающее как центр управления изменениями и формулировки наиболее значимых и продуктивных схем для продвижения образовательной, исследовательской и инновационной политики.Обновление модели педагогического бакалавриата стало одним из первых проектов управления. Разрабатывая и внедряя вместе с учебно-методическими подразделениями и учебными институтами новую механику бакалаврской подготовки, было сформировано иное видение целей и структуры подготовки. Переориентация утилитарно-профессиональной трактовки бакалавриата на образование с фокусом на гуманитарную подготовку, формирование культурно-педагогического бэкграунда студента, освоение студентом универсальных и общепрофессиональных компетенций, расширение практической деятельности и самостоятельности студента в выборе своего образовательного маршрута – все это стало компонентами новой модели.Обновление стратегии идет в университете не только в образовательной сфере, но и в части осмысления новой научной повестки. Актуализация исследовательских тематик строится на базе анализа трендов развития образования – содержания, технологий, управления. В этом контексте в управлении стратегического развития запущен и реализуется ряд проектов, направленных на форсайт будущих доминант и дефицитов московского и российского образования. Одним из таких проектов стало создание форсайт-буклета, в рамках которого эксперты по образованию дали свои оценки о будущем цифрового образования.Тема цифрового образования как важная сфера педагогических инноваций является одним из фокусов внимания Московского городского педагогического университета. В начале 2018 года прошел конкурс концепций на создание специального Института цифрового образования в структуре университета, в рамках которого два десятка команд конкурировали за право создавать новые образовательные форматы и запускать инновационные исследования. И именно лауреаты, победители и консультанты конкурса, среди которых ведущие бизнесмены, политики, исследователи, руководители школ, стали экспертами проводимого форсайт-опроса. Другим форсайт-проектом управления стали исследование и электронный ресурс EdTrend. Был проведен анализ более тридцати наиболее заметных исследований и форсайтов в сфере образования последних нескольких лет. На основании такого анализа было сделано обобщение и построена карта образовательных трендов. Карта включает в себя несколько временных контуров и рассматривает ключевые тенденции развития содержания образования, систем управления образованием, технологий в образовании и инфраструктуры. Для публичного представления карты трендов на базе Московского городского создан и развивается электронный ресурс.Еще одной точкой обновления стало построение стартап-культуры внутри и стартап-инфраструктуры вокруг университета. Так, управлением стратегического развития была запущена первая в университете программа преакселерации проектов и инициатив в сфере образования. Программа включает в себя систему тренингов, персональный трекинг (ведение и развитие) стартап-команд, фандрайзинг и осуществление поддержки при получении инвестиций. Уже сейчас целый ряд студенческих команд университета включились в программу и работают над созданием реальных продуктов для московской системы образования. В ближайшее время преакселератор Московского городского станет доступен и для молодых команд других университетов города.Управление стратегического развития Московского городского университета само по себе выступает как инновационное решение университета, выполняя функцию запуска изменений, взращивания инициатив и новаций. Строя работу на основе гибкой методологии (работая с изменениями итерационно, вовлекая в процесс проектирования различных интересантов, создавая и быстро апробируя новые решения внутри университета), управление само работает по модели и в культуре стартапа.Если попробовать осмыслить, каким будет образ университета через тридцать, или пятьдесят, или сто, или даже двести лет, то, возможно, это будет совсем не то, что мы привыкли понимать под ним теперь. Переросший ограничения своих зданий, аудиторий, ресурсов, оставивший привычную власть регалий, званий, дипломов, переместившийся за границы обычных форматов и обычной коммуникации, он будет будто воздух. Растворенный в течении жизни, незаметный в повседневном удовлетворении образовательного дыхания, но оказывающийся всегда в нужное время в нужном месте.Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ:- Москва – один из крупнейших мегаполисов мира. Город, смысл которого в сосредоточении идей и технологий, в создании единого пространства для коммуникации укорененных традиций и смелых инноваций. Аристотелевский город как «единство непохожих» сокращает расстояния между гражданами. В одном месте встречаются и те, кто заботится о сохранении культуры, и те, кто стремится привнести новое. Именно в городе встречаются неожиданности, дополняют друг друга, восхищаются друг другом, спорят между собой. Порой даже трудно разобрать, кто консерватор, а кто революционер, кому ближе подвижничество, а кому – эксперимент. Привычные штампы перестают работать. Бизнес, образование, культура, здравоохранение, сфера услуг, торговля, охрана общественного порядка, транспорт – все встречаются в общем городском пространстве. Что здесь важно для образования? Именно сосредоточение позволяет образованию выйти за пределы привычных школьных стен. Человек меняется не только в школе, его образовывает весь город. В будущем появится больше различных городских площадок для формирования индивидуальных образовательных маршрутов. Общий обновляющийся набор образовательных результатов и многообразие мест их достижения в городе. В такой ситуации нарастает потребность в новом учителе, и развитие цифровых технологий только усилит этот запрос. Цифровые технологии как новый инструмент – еще один шаг к сокращению расстояний между людьми, к расширению пространства выбора. К 2025 году, возможно, часть учителей будут по-прежнему работать в модели «монополии на знания». Школа как служение, школа как поклонение культуре – это тоже будет присутствовать. Но ключевой переменой станет появление учителей, свободно использующих различный материал культуры, умеющих раскрывать индивидуальность каждого ребенка. И город очень органичен для решения такой задачи.Александр СТРАДЗЕ, директор Педагогического института физкультуры и спорта МГПУ:- Сегодняшний школьник ходит в школу, потому что так положено. Хотя знания, которые он хочет получить, доступны ему не только в школе, и он это хорошо знает.Ребенку естественно исследовать и придумывать, а Интернет и повсеместное распространение различных гаджетов дали ему для этого много возможностей. Пока еще школа не осознала этого до конца, но в будущем спрос на педагогику знаний будет сильно падать, все больше будет расти запрос на педагогику деятельности и наставничества. Такая новая философия образования направлена на то, чтобы у ребенка в результате сотрудничества с учителем сохранялось и росло желание что-то делать, что-то исследовать, познавать и проектировать. Сегодня такая парадигма уже предлагается системой дополнительного образования, например, в сети детских технопарков «Кванториум». Такая система будет все сильнее интегрироваться с общим образованием. В Москве, к примеру, уже многое делается для этого. В результате и сама школа через 5-7 лет будет становиться проектно-деятельностной.Хотя можно думать, что главным в школе через десять лет будет дополненная и виртуальная реальность, повсеместное распространение 3D-принтеров или даже big data и краудсорсинга, но все же кажется, что это только внешние проявления. Сущностным же станет процесс демократизации образования. Он идет и сейчас – не всегда линейно и не без противостояния, но в длинной перспективе он все равно оказывается сильнее.Демократизация затрагивает все сферы жизни школы – от проектирования образовательных программ до системы управления. Уже сейчас нормативно автономия школы и в части выбора образовательных стратегий, и путей их реализации становится невероятно высока. В ближайшие десять лет управление в школе станет более гибким в том смысле, как это трактуют agile-практики. Школа будет больше вовлекать различных участников, станет более распределенной и открытой для образовательного аутсорсинга, проектная методология и работа спринтами станут привычными форматами. Вероятно, школа пусть не через десять, но через двадцать или тридцать лет перестанет быть монолитом и станет распределенным конструктором, собирающимся под конкретный запрос ребенка и родителя.Кирилл БАРАННИКОВ,кандидат педагогических наук, руководитель управления стратегического развития МГПУ
Комментарии