search
main
0

Многоступенчатая подготовка . Мода или необходимость?

«Сеятелей разумного, доброго, вечного» учат в МПГУ имени Ленина более 135 лет. За это время разнообразных нововведений было хоть отбавляй, и все-таки основой российского педагогического образования стала подготовка специалистов с квалификацией «Учитель». Начиная с 1992 года в педвузах страны готовят также бакалавров и магистров образования по 7 направлениям в области педагогических наук.

СтатфактПо данным опроса российских педвузов, проведенного МПГУ, из почти 1700 выпускников 1526 продолжили обучение по родственной педагогической специальности до получения квалификации «Учитель».В 1992 году переход на многоступенчатую систему был разрешен 12 педвузам, в 1995-м их стало 40. Еще через пять лет их число сократилось до 32.

Одним из первых открывших еще в рамках эксперимента подготовку бакалавров и магистров и стал МПГУ.

– Хочу подчеркнуть, – сразу сказал мне ректор МПГУ Виктор Матросов, – переход на многоступенчатую систему подготовки происходил и происходит у нас на абсолютно добровольной основе. К примеру, часть наших факультетов: исторический, географический, химический, физической культуры по-прежнему выпускают только специалистов – учителей. А вот на филологическом факультете, кстати, одном из старейших, программы подготовки учителей сочетаются с обучением бакалавров и магистров. Здесь у нас до 10 учебных планов. Конечно, это дает широкую свободу нашим студентам, но, разумеется, преподавателям от такого разнообразия не просто.

– Скажите, с чем связано введение новых направлений в подготовке педагогов, не являются ли бакалавры и магистры просто данью моде, калькой с западной модели образования?

– Не думаю, что все дело в простом подражании. Есть сугубо объективные причины: появились новые типы образовательных учреждений и новые виды педагогической деятельности, которые не связаны с преподаванием конкретных предметов, а значит, для них не требуется квалификация «Учитель». Взять хотя бы дополнительное образование – студии, центры детского творчества, кружки. За последние 5 лет этих учреждений в России стало на 300 больше. В педагогах профессионального обучения нуждаются учебно-курсовые сети предприятий и организаций, различные министерства и ведомства, там ведь ежегодно готовят 1,7 миллиона человек. Наших выпускников приглашают на работу в центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения, в органы управления образованием, социальные службы. Кстати, новые факультеты нашего университета практически сразу перешли на многоуровневую подготовку. К примеру, на социологии, менеджменте есть бакалавриат, магистратура и специализация. Это дает мобильность выпускникам. Ну а магистров мы готовим для научно-исследовательской деятельности и педагогической работы, они в дальнейшем будут учиться в аспирантуре. В нормативных документах записано, что магистры могут в установленном порядке работать в общеобразовательных учреждениях, но это не основная их задача.

– И все-таки: чем может заниматься бакалавр в школе?

– Бытует мнение, что бакалавр – это учитель основной школы, а магистр – профильной. Мы с такой постановкой проблемы категорически не согласны. Учитель должен быть готов к работе на всех ступенях школы, включая профильную. Поэтому представлять дело так, что в профильной школе смогут работать только магистры или только выпускники классических университетов – явное упрощение. Бакалавриат и магистратура – это подготовка научных и научно-педагогических кадров, а не подготовка учителей. У них разные задачи, по-разному построенные стандарт и образовательный процесс. В первом поколении стандартов в программе у бакалавров была заложена профильная подготовка. Сейчас бакалавр уже не является основой подготовки учителя, а лишь ступенькой к магистратуре. У бакалавра есть высшее образование, но нет квалификации. Он может пойти на какую-то должность, а потом доучиваться. Бакалавр имеет право выбора, ему никто ничего не навязывает. И все же в школе бакалавры приживаются достаточно трудно. Думаю, их знаний для работы там недостаточно. Повторяю, они могут найти себе применение в кружковой работе, а также в учреждениях дополнительного образования. Программа специалиста ориентирована на школу, его обучают педагогике, психологии, дают основательные знания по предмету. У бакалавра общее педагогическое образование. Часть подготовки, так называемый профиль, позволяет ему сориентироваться в образовательной области, в которой он мог бы работать, но до школьного педагога-предметника большинству бакалавров приходится доучиваться на пятом курсе. В то же время мы понимаем: нельзя научить на всю жизнь, нужно дать основные знания. За время учебы в бакалавриате молодой человек, как правило, понимает, может он вообще быть учителем или нет. Большинство факультетов ведет прием студентов сразу либо в бакалавриат, либо на специальность. А вот на физическом факультете всех студентов принимают на специальность «Физика», затем после двух лет обучения дают возможность выбора: или продолжить обучение по специальности до получения квалификации «Учитель», или перевестись на обучение по направлению «Физико-математическое образование» (бакалавриат, магистратура). Такая открытая и гибкая система многоуровневой подготовки позволяет создать в университете максимальные возможности для выбора студентами своего индивидуального образовательного маршрута.

– Какие проблемы связаны с подготовкой магистров?

– Эта программа штучная и потому дорогостоящая. Думаю, ее стоит поручать ведущим педвузам, имеющим сильные научные школы.

– В области педнаук выделено семь направлений подготовки бакалавров и магистров. В каких вузах ведется подготовка по всем семи?

– Данные, полученные нами из центра госаккредитации в Йошкар-Оле на октябрь 2002 года, показывают, что по всем семи направлениям работает лишь РГПУ имени А.И. Герцена, головной вуз нашей системы в разработке научных основ и апробации многоуровневой подготовки педкадров. Кстати, мы в этом году открыли новые направления подготовки бакалавров и магистров, и сейчас у нас их тоже 7. По 6 направлениям подготовки из 7 сделаны выпуски в двух вузах: Волгоградском и Забайкальском госпедуниверситетах. По 5-6 направлениям подготовку ведут 9 вузов. Бакалавров и магистров больше всего готовят по направлению «Педагогика», а также физико-математическому и художественному образованию и менеджменту. Так что направления в области педобразования востребованы неравномерно.

– Виктор Леонидович, а какая роль сегодня отводится специалисту?

– Специалист – это учитель. Именно в такой квалификации потребность наших учебных заведений максимальная – до 93 процентов. Это традиционная подготовка педагога, и мы считаем ее определяющей, главной для России. Учитель готовится преподавать конкретный предмет, и хотя сейчас много рассуждений, что предметная подготовка устарела, но уже введение профильной школы подтверждает ее актуальность. Лицензия дает нашему университету возможность работать по разным направлениям. Учитель – основное направление подготовки. Если говорить о том, как дифференцировать подготовку учителя для основной и профильной школы, то здесь предлагается другая идея: бакалавра и магистра по специальности. Причем бакалавр по специальности будет работать в основной школе, а магистр по специальности – в профильной. Это связано с возможным присоединением к Болонской конвенции.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте