Сегодня в нашем обществе наблюдается повышенный интерес к экономике. Особенно остро он проявляется в сознании студентов и школьников. Результат – выбор профессии экономиста, бизнесмена, менеджера. Это не случайно: многие считают такой выбор как путь к жизненному успеху. В целом развитая экономика рассматриваетcя нередко как цель или как способ накопления богатства – и личного, и общественного.
И вот здесь открывается широкое образовательное и воспитательное поле для учителей граждановедения, обществоведения, экономики, географии, экологии.
Воспитывая гражданское сознание детей, созидая человека XXI века, личность с широким кругозором, они не могут не обращаться к проблемам экономического развития своей страны и мира в целом. Чтобы все-таки и “умом Россию понять”, и “аршином общим измерить”, нужно научиться мыслить глобально и рассматривать свою страну и ее проблемы на фоне остального мира. Кем бы ни стал выпускник школы третьего тысячелетия, он должен знать, что мир не заканчивается пределами его области, города, страны. Сам он принадлежит не только своему Отечеству, но и всему человечеству. Постигая азы экономики, изучая особенности социального, политического устройства разных государств, тенденций их развития, сравнивая и сопоставляя происходящее в мире, молодой гражданин сможет активно и осознанно влиять на развитие своей страны.
Экономика тесно связана с общественным развитием, и эту связь школьники должны увидеть уже в юном возрасте. Не правы те, кто считает, что “деньги правят миром”, что основная цель экономики – обогащение. Важно другое, экономика в первую очередь должна быть направлена на развитие личности человека – от состояния его здоровья до степени экономической и политической свободы. К этому пониманию человечество пришло к концу XX века, что и зафиксировано в Программе развития ООН (1996 г.).
Сократить дефицит информации по проблемам современного общественного развития, помочь старшеклассникам задуматься о судьбе России в контексте с мировым сообществом – такие задачи поставил и, на наш взгляд, успешно и нетрадиционно решил авторский коллектив книги “Мир и Россия”, вышедшей в 1999 году в Санкт-Петербурге тиражом 11.000 экземпляров (“Экономическая школа”, Санкт-Петербургский госуниверситет экономики и финансов, “Высшая школа экономики”).
Издание появилось в результате творческого сотрудничества Института Всемирного банка с ведущими научными и образовательными учреждениями России. Книга имеет дискуссионный характер. Ее авторы (В.С.Автономов, А.П.Кузнецов, А.А.Мицкевич, Т.П.Субботина, К.А.Шерам) обсуждают такие вопросы, как роль экономики в современном мире, что такое общественное развитие, какие условия необходимы для устойчивого развития всех стран, каково нынешнее положение России в современном мире. Они дают богатый статистический материал (экономический, социальный, экологический) и свой комментарий к нему, а также краткий словарь терминов. Книга адресована старшеклассникам, студентам, учителям.
Основные темы посвящены общественному развитию, сравнению уровней развития стран по экономике, образованию, экологии; международной торговле, иностранным инвестициям, устойчивому развитию, поискам национальной стратегии развития.
Богатая информация может быть использована для содержательных дискуссий по вопросам, на которые нет однозначного ответа, для выработки собственного мнения. Читатель, взрослый или подросток, сам может решить, что входит в понятие “качество жизни”. Книга позволит сделать вывод, что экономическое развитие общества только тогда имеет смысл, когда оно улучшает жизнь людей.
Книга “Мир и Россия” (под общей редакцией В.Автономова и Т.Субботиной) рекомендована Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для старшеклассников по курсам экономики, обществоведения, экологии.
Сегодня мы публикуем некоторые главы из этой книги.
Ирина ДИМОВА
Комментарии