В эксперименте по введению профильного обучения, проходящем в десяти регионах России, будет решаться ряд новых и серьезных проблем. Об этом нам рассказал академик РАО Александр КУЗНЕЦОВ.
По словам Александра Андреевича, в ближайшее время предстоит разобраться в вопросах организационного плана. Совершенно очевидно, что далеко не все современные школы в состоянии ввести профильное обучение, так как они не имеют соответствующей материальной базы и квалифицированных кадров. В десяти экспериментальных российских регионах отрабатывается сетевое взаимодействие школ, которые смогут объединять, интегрировать свои образовательные ресурсы. Специалистам необходимо понять, как такая сеть будет работать, на какую правовую основу опираться.
Предусмотрено несколько схем организации сетевого взаимодействия. Одна из них – создание в рамках муниципалитета ресурсного центра, который сможет обеспечить многообразие профилей. Обучение на базовом уровне осуществляется в каждой школе, если она в состоянии предоставить 1-2 профиля. Все остальные варианты профильного обучения обеспечивает ресурсный центр. Так же разрабатываются схемы сетевого взаимодействия школ с участием учреждений СПО, вузов, учреждений дополнительного образования. Но реально может получиться так, что школьник будет посещать некое виртуальное учебное заведение, «филиалы» которого разбросаны по городу или району. Отсюда возникает ряд острых проблем, например, взаимозачетов. Как сделать так, чтобы система учета и контроля учебных достижений была единой, и как оплачивать услуги, которые получены в другом образовательном учреждении? Школам придется либо вступать в договорные отношения, либо искать еще какие-то формы взаимозачетов.
При таком разделении «полномочий», считает Александр Андреевич, скорее всего не стоит весь образовательный потенциал сосредоточивать в каждой школе. Если одно учебное учреждение, допустим, удовлетворяет запросы детей, интересующихся естественно-научными дисциплинами, то муниципальные органы управления образованием оснастят его кабинетами физики, химии, математики. А другую школу, вполне возможно, укомплектуют в гуманитарном направлении, где затраты несколько меньше. Такой подход позволит дифференцировать финансовые потоки.
Кроме этого, в нынешнем году предполагается апробировать систему аттестации учеников 9-х классов и создать для этого нормативную базу, ведь проблема отбора в профильные классы сегодня актуальна как никогда. Она имеет два аспекта.
– Во-первых, необходимо подготовить школьника к выбору дальнейшего образования, – говорит Кузнецов. – Для этого вводится предпрофильная подготовка. Каждый ребенок должен получить возможность объективно оценить свою готовность к освоению того или иного профиля. Шараханья из стороны в сторону и завышение самооценки ребенка ни к чему хорошему не приведут. Поэтому система аттестации направлена и на решение этой проблемы. Во-вторых, сколько бы мы ни говорили о равных стартовых возможностях, в реальности все школы – разного уровня, дающие образование разного качества. Школы с хорошей репутацией, высококвалифицированными педагогическими кадрами неизбежно столкнутся с ситуацией вынужденного конкурсного отбора.
Следующий момент, который очень важен, – апробация механизмов формирования учебного плана конкретной школы на основе БУПа. Сегодня, как известно, в школах введен базисный учебный план принципиально нового типа. По словам Кузнецова, необходимо выяснить, какие факторы влияют на выбор школой того или иного профиля обучения и как работают заложенные в БУПе механизмы формирования школьного учебного плана. Это требует анализа и обобщения.
Поскольку школы переходят на двухуровневую систему обучения, следует разобраться в том, какие учебные предметы в большей степени востребованы на базовом уровне, а какие – на профильном. БУП дает возможность школе самостоятельно формировать содержание образования из базовых и профильных курсов одного учебного предмета.
Комментарии