search
main
0

Многоликая школа будущего. Знания должны передаваться не только от учителя к ученику, но и в обратную сторону

Что сегодня представляет собой школа? Это структура, которая, как и прежде, вносит основной вклад в образование подрастающего поколения или она всего лишь объединяет ресурсы семьи и государства в целях получения образования? Или, быть может, школе отведена роль камеры хранения, куда родители на время сдают детей и отправляются по своим делам? Или это вымирающая структура, которая вскоре будет уже не нужна? Ответить на эти непростые вопросы в ходе мультимедийного круглого стола «Будущее современной российской школы», прошедшего в МИА «Россия сегодня», попытались признанные эксперты и исследователи в области образования.

Руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина предложила коллегам вспомнить, какие задачи лежат в основе государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Предполагается, что в процессе ее реализации отечественная школа должна прийти в соответствие требованиям федеральных стандартов, дать детям возможность показывать в рамках международных исследований результаты более высокого уровня. Также считается, что к 2020 году должны повыситься удовлетворенность качеством работы школ, престиж педагогической профессии и т. д.Тем не менее, как отметил главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков, сегодня в условиях укрупнения школ учительская профессия становится все более простой с интеллектуальной точки зрения, а добиться в обществе уважения к таким профессиям крайне сложно.Подобные тенденции сегодня широко обсуждаются и на международном уровне. Кроме того, заботит мировую общественность и роль онлайн-ресурсов и технологий, которые обретают огромное значение в образовании.Отечественные исследователи также внимательны к этой теме. Исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович представил на круглом столе результаты недавно завершившегося исследования образования в Республике Татарстан. В поле зрения исследователей оказалась реализация программы «1 ученик – 1 компьютер». Анализ ее результативности был проведен при участии почти 2 тысяч человек, включая учащихся 4, 8 и 10-х классов, педагогов, родителей и директоров 5 пилотных школ, принимавших участие в программе. Основным результатом исследования, по словам Марка Аграновича, стало то, что по всем показателям пилотные школы проявили себя лучше, чем школы так называемой контрольной группы, с которыми их сравнивали, хотя в этих школах могло быть даже более качественное оснащение.Если же говорить о навыках XXI века, то, как отметил Марк Агранович, у детей из пилотных школ более широкий кругозор, им интересно стремиться к новому, работать с информацией. Кроме того, сама ориентированность на получение образования у них в 1,5 раза выше, чем в школах контрольной группы. Было отмечено, что у них более широкий и разнообразный круг общения. Но в то же время, по словам докладчика, интересно то, что они предпочитают общаться лично или в крайнем случае по телефону и заниматься проектами, которые выходят за рамки Интернета.Что же касается учителей, то в пилотных школах они менее загружены, они тратят больше времени именно на педагогическую деятельность. Также, по словам Марка Аграновича, в таких школах уже сформировалась среда взаимопомощи. Директора пилотных школ не стесняются попросить помощи у учеников, если что-то не ладится с компьютерной техникой.Родители учащихся пилотных школ больше доверяют своим детям, они больше вовлечены в их жизнь, затрачивают на беседы с ними больше времени, чем родители учащихся других школ.Естественно, что в ходе исследования выявились и проблемы. Они, как отметил Марк Агранович, дали о себе знать уже на начальном этапе, когда пришлось готовить учителей к работе в совершенно иной образовательной среде. Число учителей, которые за год ушли из пилотных школ, оказалось гораздо выше показателей текучести кадров в школах контрольной группы. Постепенно ситуация стабилизировалась, и в коллективе остались те, кто был настроен работать в новых условиях.Директор московского центра образования «Технологии обучения» Александр Ездов отметил, что модель «1-1» реализуется в его школе уже в течение 10 лет, и за это время стало ясно, что в первую очередь к такой работе способны педагоги, которые и сами готовы постоянно учиться. Конечно, это могут быть не самые сильные предметники, важно, чтобы у них был интерес к новым формам взаимодействия с учениками. Тогда знания и навыки будут транслироваться не только от учителя к ученику, но и в обратную сторону. В чем-то учитель даже должен отдать школьникам бразды правления, и тогда дети сами постепенно начнут учиться. С помощью технологий самообразование становится еще проще.Продолжил тему Константин Ушаков, отметив, что в ходе исследования открылась весьма показательная ситуация: одни учителя ушли из школ с повысившимися требованиями, другие пришли, таким образом, в очередной раз произошла поляризация ресурсов. Хорошее образование вновь, по сути, было обеспечено избранным, в то время как мы должны стремиться дать образование всем.По словам научного руководителя Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктора Болотова, этот разрыв между сильными и слабыми школами все-таки можно преодолеть. Например, уже сейчас в концепции дополнительного образования детей заговорили не о поддержке школ, а о поддержке программ независимо от того, где преподается эта программа. Значит, вполне вероятно, что в будущем мы уйдем от школы как монополиста в предоставлении общеобразовательной программы и у учеников пропадет зависимость от «плохого» учителя и соответственно чувство обреченности.Возможно, этими настроениями в определенной степени и продиктовано то, что, по данным 2013 года, в школах с низким индексом социального благополучия в 10-й класс переходила лишь половина учеников и лишь 60% из них после 11-го класса поступали в вузы. Об этом рассказала ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Марина Пинская.Кроме того, семьи с низким социальным статусом, как отметил Виктор Болотов, характеризуются менее внимательным отношением к выбору образовательного учреждения. Для них важны совершенно иные характеристики, чем для семей с высоким статусом, например, близость к дому и т. д. Но, к счастью, даже среди обычных школ есть те, что выводят этих детей на высокий уровень. И в такой школе, как отметила заместитель директора Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ Надежда Дерзкова, директор должен быть не «первым учителем», как считалось раньше, а тем, кто поможет ученику добиться высоких результатов, несмотря на его семейные обстоятельства.Если вернуться к разговору о навыках XXI века, то в рамках исследования школ Татарстана, по словам Марка Аграновича, было выявлено некоторое рассогласование в том, чего сегодня ждут от школы педагоги, ученики и родители. Так, например, для учителей важно привить детям чувство ответственности за свои действия, а сами ребята считают, что главное, чему их должна научить школа, – это критическое отношение к информации, умение работать с ней и т. д.Интересен, по словам Надежды Дерзковой, подход финских школ к воспитанию ответственности детей. Там, в частности, нет дневников как таковых, поскольку считается, что всю ответственность за образование и оценки несет школьник, а родителям о его учебе в таких деталях знать не обязательно.Впрочем, как отметил Марк Агранович, главное в данном аспекте – пока то, что были выявлены эти несовпадения в запросах. Кроме того, по его словам, исследование дало понимание того, что основной результат и наиболее заметные изменения определяет не внедренная техника, а методология, которая идет в комплекте с этой техникой.Виктор Болотов подчеркнул, что даже по данным международных исследований вложение денег в аппаратные средства не влияет на образовательный процесс так сильно, как это происходит при изменении психологии учителя. И тем не менее в значительном числе педагогических вузов сегодня продолжают готовить учителей, которые не соответствуют современным требованиям.Проректор по организационно-правовым и экономическим вопросам Московского городского педагогического университета Артемий Рожков отметил, что сегодня каждая образовательная организация должна идти в ногу со временем и внимательно использовать технологии. Кроме того, он поднял весьма важную тему самостоятельности школ. Сегодня, даже несмотря на положения Закона «Об образовании в РФ», давшие гораздо больше свободы, немногие из них готовы выйти за сложившиеся за долгие годы жесткие рамки. К сожалению, кто-то до сих пор ждет того, что сверху будут спущены учебные планы, и не готов самостоятельно принимать решение по содержательным аспектам.В целом дискуссия показала, что, несмотря на многочисленные реформы, в образовании остается еще достаточное количество нерешенных вопросов. И для того чтобы заложить основы школы XXI века, их нужно активно обсуждать и решать с привлечением профессионального сообщества.Мультимедийный круглый стол на тему «Будущее современной российской школы» состоялся в преддверии всероссийской практической конференции «Эффективное управление образовательной организацией», которая пройдет в Москве 29-30 октября. Основной упор будет сделан на изучение ведущих практик в области управления образованием, а также вызовов, которые стоят перед директорами современных школ. Подробнее о конференции читайте на сайте «УГ» http://www.ug.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте