Школа сегодня навигатор в потоке учебной информации, куратор (тьютор, эксперт) в определении и корректировке индивидуального образовательного маршрута, центр, наполненный обогащенной непрерывно развивающей образовательной средой, предлагающей возможности и для личностных проб, и для формирования интеллектуальных, социальных и практических компетенций детей и взрослых.
Такое понимание роли школы приводит к необходимости обновления содержания и технологий образования, необходимости рассматривать дополнительное образование и внеурочную деятельность как равнозначные элементы образовательного пространства школьника, создавать единое информационно-технологическое пространство школы, разрабатывать целостную модель сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов. Именно этот путь наметила для себя школа №218. Реализация обучения учащихся через гибкую систему построения индивидуальной траектории, психолого-педагогического сопровождения детей и их семей, возможности разноуровневого обучения по различным предметам – основа построения педагогической концепции нашей школы. Ее реализация простраивается от дошкольной ступени через начальную, среднюю и старшую школу в соответствии с возрастными особенностями детей.Концепция школы реализуется через системы кружков, модулей, пропедевтического обучения, а также базового, предпрофильного, профильного и углубленного обучения. Основными тенденциями являются согласованность программ по каждой ступени образования, преемственность и межпредметная интеграция.В школе №218 действует разветвленная система дополнительного образования, которая способствует как многогранному развитию личности учащихся, так и повышению учебной мотивации. Часть кружков являются доступными не только для учащихся непосредственно нашей школы, но и для учащихся других школ. Помимо работающих уже много лет на базе школы «открытых» математических кружков (филиал малого мехмата МГУ) для 5-11-х классов в последние два года мы открываем математические кружки и для обучающихся 3-4-х классов, а также сделали доступными для обучающихся других школ кружки по химии, физике, биологии, истории и литературе. В течение ряда лет школа постепенно развивала и расширяла возможности не только математического, но и естественно-научного и гуманитарного направлений. Призеры и победители олимпиад различного уровня у школы есть по большинству учебных предметов.Дополнительное образование и внеурочная деятельность тесно слиты с основным учебным процессом, направлены на ту же цель, что и основное образование, – постепенное формирование индивидуального образовательного маршрута каждым школьником. На данный момент у коллектива школы появилась необходимость осмыслить накопленный опыт обучения по индивидуальным учебным планам, стратовой технологии обучения, чтобы создать такое образовательное пространство, которое будет помогать обучающемуся и его родителям или законным представителям совершать адекватный выбор в построении своего индивидуального образовательного маршрута. Среди намеченных задач: мониторинг системы дошкольного и начального школьного образования для понимания ориентиров и средств построения индивидуальной образовательной траектории ребенка соответствующего возраста; расширение вариативности образовательных возможностей на всем протяжении обучения; построение гибкой и технологичной навигации в процессе выбора индивидуальной стратегии образования; разработка системы психологической и педагогической помощи детям и их родителям или законным представителям в «точках» совершения выбора; обучение педагогов школы умению сопровождать индивидуальные образовательные маршруты учащихся.Вызовы современного мира делают актуальной тенденцию развития непрерывности образования. Успешность реализации данной тенденции возможна при сформированной системе знаний человека, развитом аналитическом мышлении, умении выделять причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать собственную точку зрения и аргументировать ее. Постепенное формирование индивидуальной образовательной траектории формирует основу саморазвития личности и способствует раскрытию ее внутреннего потенциала. Постоянное переосмысление и корректировка своей траектории развития формируют у обучающегося критическое мышление, активизируют их интеллектуальный потенциал, побуждают противостоять негативному информационному и групповому влиянию, формируют межкультурную коммуникативную компетентность. Именно поэтому школа и должна становиться центром непрерывного образования, помогающим каждому обучающемуся в конечном счете построить свою образовательную и профессиональную программу и ресурсный центр всего межрайона по этому направлению.Юлия КРЫЛОВА,заместитель директора школы №218
Комментарии