search
main
0

Многое в одном, или Событие, соединившее прошлое и настоящее

Каждая встреча или новые знакомства с интересными учителями, неординарными личностями, знаковыми фигурами в образовании остаются в памяти, занимают в сердце свое место. Почти всегда найдется информационный повод кратко описать суть произошедшего, изложить цифры и факты, не вдаваясь в детали и подробности, но случаются события с послевкусием, они нуждаются в осмыслении, требуют времени для большего погружения, чтобы понять их роль и глубинное предназначение.

«Ах, Арбат, мой Арбат…»

Не так давно стала участницей одного события, в котором соединилось многое: прошлое и настоящее, хорошо известное и малознакомое, очевидное, но вместе с тем в чем-то невероятное, например, то, что педагоги встретились в старинном особняке в центре Москвы, недалеко от Арбата, в доме, который имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Арбат – особое место в столице. Для Булата Окуджавы он стал его «призванием, религией, оте­чест­вом…» и любовью, от которой «вовсе не излечишься». В нашем сознании эта уникальная часть Москвы ассоциируется не только с одной улицей, а скорее с несколькими переулками, каждый из которых имеет свой особый колорит, свою историю. Попадая в район Арбата, бродя по улицам и переулкам, волнующим воображение своими тайнами, интересными сюжетами и фактами, драматическим прошлым, ступая по тем историческим маршрутам, многие из которых сохранились до наших дней, невольно вспоминаешь о том, что начиная с XVIII века это место стало средоточием духовной жизни города, что в приарбатье, вблизи от Кремля, оседали представители дворянских фамилий, причем первоначально самых богатых и знатных, здесь появлялись первые усадьбы Голицыных, Долгоруковых, Трубецких, Волконских, Шереметевых, Апраксиных.

Нащокинский переулок, куда я попала в связи с этим педагогическим событием, – это небольшая улица между Гагаринским переулком и Сивцевым Вражком. Название ей было присвоено по фамилии капитана Нащокина, одного из местных домовладельцев XVIII века, который, кстати, дружил с Александром Пушкиным, и тот бывал у него в гостях. Нащокинский любопытен и тем, что по нечетной его стороне в доме кооператива писателей, который был снесен в конце 1970-х, провел последние годы жизни и умер Михаил Булгаков, что в 1933-1934 годах здесь жил Осип Мандельштам, был арестован и в этот же дом вернулся в 1937 году из ссылки. Среди других жильцов известные имена – Всеволод Иванов, Илья Ильф, Юрий Нагибин, Николай Панов, Владимир Буковский. В доме сестер Ильинских (ныне располагается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) бывал сам Александр Сергеевич Пушкин. А в доме под номером шесть в 1917 году в квартире шестнадцать жил Борис Пастернак. Среди достопримечательностей переулка дом из фильма «Покровские ворота». В 1982 году режиссер Михаил Козаков заснял этот старинный доходный дом №10, построенный в 1884 году архитектором Василием Петровичем Загорским. По сюжету здание сносят, вместе с ним уходит в прошлое жизнь его обитателей. Но дом сохранился и по сей день, в фильме показан снос дома на углу Краснопролетарской улицы и Оружейного переулка.

И, наконец, указанный в приглашении принять участие в работе клуба «Александр» адрес – Нащокинский переулок, 14, привел меня к дому, в котором когда-то жил и умер автор романа «Чапаев» писатель Дмитрий Фурманов. Кстати, в 1933 году переулок переименовали, ровно через шестьдесят лет улица Фурманова вновь обрела свое первоначальное историческое название.

В респектабельном старинном особняке не увидела, на мое удивление, ни бизнес-центра, ни отделения банка или офиса какой-нибудь крупной компании. На втором этаже в уютном помещении с книжными полками, с небольшой сценой, пространством, приспособленным для встреч, оказался клуб под названием «Александр», который создан и учрежден в память о замечательном педагоге-математике, члене-корреспонденте РАО Александре Михайловиче Абрамове его вдовой Натальей Григорьевной Пучковой…

 

Рыцарь математики и справедливости

Тепло стало на сердце от того, что память об этом удивительном человеке, просветителе, который, безусловно, оставил свой важный след в истории образования, его семья сохраняет и через такую деятельность, продлевая тем самым земную жизнь Александра, открывая ему новую, вторую. Сюда приглашают его друзей, коллег, единомышленников, тех, кто разделял его взгляды и позиции при жизни, кто помнит этого смелого ученого, который был лишен трусости, равнодушия, конформизма. Он остро выступал в печати, на страницах разных изданий, в том числе и «Учительской газеты», анализируя причины кризиса в образовании, во многом связывая их с социальным, административным устройством России тех лет, не боялся открыто говорить о все более нарастающих уже тогда негативных тенденциях в обществе, таких как коррупция, воровство, распил, лихое освоение бюджетных средств, непомерная бюрократизация, непродуманные реформы, которые, по его мнению, лежали в основе многочисленных проблем образования. Александр Абрамов прибегал порой к сатирическому формату изложения своих мыслей и наблюдений, например памфлет в книге «Административная грация-ХХI», вышедшей в издательстве «ФАЗИС» в 2005 году. В ней он со скрытым смыслом и значением использовал название редко публикуемого рассказа Н.С.Лескова. Или в брошюре «Как нам организовать большой развор» (от слова «разворовывать». – И.Д.), опубликованной в 2001 году, где Александр Абрамов излагал версию событий 90-х годов, рассматривая в определенном контексте идеи Гавриила Попова, тогдашнего мэра столицы, который ввел в обиход понятие «административно-командная система» (АКС). Вот что написал он в своей последней статье, которая вышла в «Учительской газете» 4 августа 2015 года, увы, уже после его ухода из жизни в мае того же года (публикация состоялась благодаря его супруге Наталье Пучковой и другу – члену Общественного совета МОН РФ Сергею Рукшину. – И.Д.): «Согласно административной реформе 2004 года министерство отвечает не за состояние системы, а лишь за политику в подведомственной сфере, причем значительную часть его энергии занимают распределение бюджета, проведение всевозможных конкурсов, раздача грантов и возбужденное бумаготворчество. Проблема реформирования системы образования существенно сложнее и шире, чем это представляется «реформаторам», ибо нет ни теоретической базы, ни стратегии реформ. После «реформы РАО» ее статус и ресурсный потенциал настолько снижены, что ожидать от нее анализа ситуации и рецептов не приходится. Мы даже не представляем, какая система образования и для выполнения каких задач нам нужна. Поэтому сегодня на первый план выходит весьма непростая задача: как выстроить новую систему структур, способных эффективно вести разработки для национальной системы образования, с учетом масштабов, разнообразия этой системы и ее кризисного состояния» («Учительская газета» №31, 2015 год).

Страстный борец с несправедливостью, которого иногда называли утопистом, идеалистом, был одним из любимых учеников выдающегося ученого-математика А.Н.Кол­мо­го­ро­ва. Александр Абрамов окончил московскую физико-математическую школу-интернат №18 имени А.Н.Колмогорова, а затем механико-математический факультет МГУ. Будучи выпускником ФМШ, он вернулся в нее преподавателем, но не оставлял и научной деятельности до последних дней. Именно Александр Абрамов подготовил к изданию книгу «Публицистика», посвященную академику Колмогорову, но и она вышла уже после его смерти, в 2018 году. Завершили работу над сборником его друзья и соратники. В нем представлены труды академика, статьи, посвященные перспективам развития математики, организации работы университетов, созданию и развитию физико-математической школы-интерната при МГУ, школьной реформе. На презентацию издания тогда пригласили нашего именитого автора, выдающегося учителя-филолога Льва Соломоновича Айзермана, о чем он позднее рассказал нашим читателям в статье «Цифра и слово, или Существует ли математическая формула счастья?» («Учительская газета» №14 от 2 апреля 2019 года).

Александр Михайлович часто бывал у нас в редакции в Ветошном переулке, потом и на Сухаревке. Публиковался сам, как и многие сотрудники созданного и возглавляемого им в те годы Московского института развития образовательных систем (МИРОС), который выпускал тогда замечательные учебники – нестандартные, живые книги по образованию. Довелось поближе познакомиться и сблизиться с Александром Михайловичем на конкурсе «Учитель года России» в начале 90-х, когда, занимаясь подбором членов жюри, я обратилась к нему с предложением включиться в наш проект. Дал согласие и особенно впечатлился в 1993 году талантом (не только педагогическим, но и поэтическим) победителя из Брянска – филолога Олега Парамонова. Они подружились, их взгляды на многое в педагогике и искусстве совпали. Учитель-поэт до сих пор хранит книги Александра Абрамова с его авторскими надписями, со словами, которые пишут только близким по духу и дорогим твоему сердцу людям. Он посвятил другу, замечательному математику с поэтической душой, одно из своих стихотворений. Оно опубликовано в его новом сборнике «Затяжной прыжок» (2020).

 

Неопознанная педагогика

Главный герой встречи в Нащокинском Анатолий Цирульников хорошо известен в педагогических кругах. Историк образования, ученый, писатель, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, ныне главный научный сотрудник Президентской академии (ФИРО РАНХиГС). То, что площадкой для общения с ним стал клуб «Александр», не только символично, но и имеет свои объяснение и причину. Автор исследований российских школьных реформ, основатель ряда новых направлений, в том числе методологии и инструментария социокультурного анализа и проектирования развития образования в разных регионах России, дружил с Александром Абрамовым, их многое связывало в подходах и во взглядах на то, как должна развиваться школа. В середине 80-х они оказались в числе тех, кто открыто говорил о необходимости перемен в образовании. Их статьи часто появлялись в «Учительской газете». В эпоху перестройки газета стала рупором борьбы с авторитарной педагогикой. Ее главный редактор – легендарный Владимир Матвеев – поддержал педагогов-новаторов, инициировал и вместе с ними продвигал идеи педагогики сотрудничества, находил, открывал, привлекал новых и интересных авторов. Анатолий Цирульников вошел в их число. Ему как одному из членов коллектива ВНИКа – Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» (этот проект, на мой взгляд, несомненно, войдет в историю образования страны на переломном этапе как одна из ярких ее страниц. – И.Д.), которым руководил еще один известный историк-реформатор, а затем первый министр образования в новой России Эдуард Днепров, было о чем рассказать педагогической общественности. Делал он это ярко, остро и, что немаловажно, с изящным пером!

Кстати, современному читателю нашей газеты Анатолий Цирульников еще известен своим вниманием к проблемам сельских школ. Докторскую диссертацию на тему «Вариативность в организации сельской школы» Анатолий Цирульников защитил в начале 2000-х, в момент общегосударственной кампании по реструктуризации сельских школ, и с тех пор остался ее защитником. Не случайно сейчас он активно погрузился в президентскую программу «Земский учитель», первым отметил причины ее пробуксовки. Он предложил выйти за рамки только финансовой поддержки педагогов, посмотреть на проблему с точки зрения социокультурных, психологических, содержательных факторов, создать, например, соответствующую инфраструктуру – социальный институт для разработки содержания сельского образования, для подготовки и переподготовки сельских учителей и управленцев, для координации и мультиплицирования продуктивных практик, которые дали бы эффективную реализацию этой программы. Первая публикация на эту тему «Миллион не поможет» («Учительская газета» №21 от 26 мая 2020 года) вызвала широкую дискуссию. Есть основания предполагать, что многие идеи уже подхвачены и на федеральном, и на региональном уровнях, например, в Татарстане на базе педагогического университета в Набережных Челнах, в Якутии и в других регионах планируется создание так называемых национальных центров под названием «Сельская школа».

Встреча в клубе «Александр» проходила в особом формате: стояла задача оживить страницы публицистических произведений Анатолия Марковича, прибегнув к жанру сценического действия, позволяющего современному зрителю увидеть многообразие педагогической жизни страны через визуализацию фактов, документов, писем, через диалоги, образы тех, о ком писал и рассказывал многие годы ее автор, с кем сводила судьба, кто творил и созидал школу и ее окрестности в разных уголках России. Контент книг, диалогичность изложения, романтизм, художественность текстов с элементами драматургии – благодатный ресурс для театрализации, для сценической демонстрации ее отдельных глав, разнообразных педагогических и других социокультурных сюжетов, которыми изобилует «Неопознанная педагогика». Эта серия из 20 книг – большой проект, итог многочисленных педагогических экспедиций, которые организовал и провел Анатолий Цирульников в разных регионах страны при поддержке издательского дома «Первое сентября». В педагогической литературе нашего времени трудно найти аналог такому жанру, в котором бы так органично звучал голос ученого и одновременно журналиста, где автор выступал бы в роли исследователя, эксперта, яркого публициста. «Неопознанная педагогика» стала, по существу, своеобразной энциклопедией России и российского образования начала ХХI века. В ней представлена через «образовательное поле» целостная картина страны, притом не формальная, не телевизионная или официозная, а скорее та, которую «мы не видели». Она вписана в пространство двора, села, поселка, города, и в ней главное – не методики и технологии, а люди, их судьбы, социальная, этнокультурная система координат, трогательные истории и житейские истины, глубинные национальные и наднациональные смыслы и ценности.

 

Дон Кихот в образовании

Во время этого своеобразного педагогического мини-спектакля, который вместил в себя пять фрагментов из серии книг Анатолия Цирульникова, мы увидели фрагменты историй, зафиксированные автором во время его путешествий по Якутии и Адыгее, Кубани и Енисейску, поездок в Холмогоры, подарившие стране и миру Ломоносова, сюжеты, связанные с Михаилом Щетининым, посвященные его памяти. Невольно поймала себя на мысли о том, что во всем происходящем незримо присутствует еще один известный в образовании человек – Александр Наумович Тубельский, который в старинном доме в центре Москвы в Нащокинском переулке также стал связующим звеном между прошлым и настоящим. Сам факт, что страницы «Неопознанной педагогики» Анатолия Цирульникова в клубе имени Александра Абрамова «оживляли», притом весьма выразительно, с должным уровнем художественного вкуса выпускники его знаменитой школы, весьма символичен. Тем более примечательно и то, что автор идеи и режиссер проекта Юлия Грицай – человек команды Тубельского, ныне директор этого самого клуба «Александр» – после его смерти несколько лет возглавляла эту школу, пытаясь в непростых условиях сохранить ее дух и традиции, отстаивая главные, сущностные идеи своего наставника и любимого учителя. Когда гости клуба, среди которых были выпускники школы Тубельского, учителя, работавшие с ним, педагоги, разделяющие его взгляды, известные в образовании люди, такие как доктор физико-математических наук, профессор Алексей Львович Семенов, делились своими впечатлениями, подумалось о том, что сверхзадачи этого сценического действия, его ценностные ориентиры пересекались и невидимой нитью связаны с тем, что делал в своей жизни этот яркий педагог, президент Ассоциации демократических школ, кандидат педагогических наук, директор известной Школы самоопределения (школа №734 города Москвы), заслуженный учитель Российской Федерации. Александр Тубельский ушел из жизни в 2007 году, оставив о себе добрую память, 16 книг и более 150 статей по проблемам содержания образования, укладу школьной жизни. Некоторые из них публиковались на страницах «Учительской газеты» в разные ее периоды: и в так называемый матвеевский в середине 80-х, и в газете первого десятилетия 90-х, когда ее главным редактором стал Петр Положевец. Среди них, например, интервью «Рецепт бульона у каждого свой», вышедшее в 1995 году, статья «Зачем учителю реформа образования» (1998 год) и другие. Наш журналист Ольга Мариничева называла его революционером. «Так случилось, – написала она в годовщину десятилетия его ухода из жизни, – что перестройка в СССР началась со школы. И самая перестроечная школа оказалась у Тубельского, он как раз в те годы и возглавил московскую школу №734. Школу, ставшую широко известной как Школа самоопределения. Он сознательно взял в реализацию самый трудный «узел» демократии – свободу выбора. Вся жизнь школы, весь ее уклад (тоже термин Тубельского) были заточены под возможность и необходимость выбора каждым собственной траектории образования – класса, предмета, длительности его изучения и постоянного выбора самого себя. Такое вот самоопределение нон-стоп. И ребят, и учителей. Получилась очень живая, умная, веселая школа, пронизанная юмором, игрой, театрализацией» («Учительская газета» №22 от 30 мая 2017 года). И это произошло не случайно, ведь педагогическая судьба неординарного директора школы начиналась с театрального института, в детстве он мечтал стать режиссером.

Александр Тубельский, как и Александр Абрамов, бывал у нас в редакции. Остались в памяти взволнованные интонации, с которыми он говорил о школе, его позитивная энергетика, светлая улыбка, доброжелательный взгляд. Человек, которого в те времена часто называли Дон Кихотом в образовании, вызывал симпатию и большое уважение. То, что делал мятежный педагог, директор школы, всегда будоражило общественное мнение, были у него сторонники и оппоненты, его порой резко критиковали, но, если внимательно посмотреть на устои школы с позиции дня сегодняшнего, когда с такой остротой поставлен вопрос о воспитании, можно обнаружить немало ценного и полезного в недрах ее концепции и практики и для настоящего, возможно, и для будущего. Достаточно открыть книгу «Школа будущего, построенная вместе с детьми» под редакцией Андрея Русакова с предисловием Александра Асмолова, чтобы почерпнуть из наследия А.Тубельского многие его новаторские идеи. Ее издали друзья и соратники через несколько лет после его смерти (вначале в 2012-м, затем переиздали в 2019-м). Кстати, и книгу Анатолия Цирульникова «В учениках у реальности», которую на этой встрече в клубе «Александр» подарил мне ее автор, также составлял и редактировал Андрей Русаков, который в этом своеобразном дайджесте собрал отдельные статьи, короткие заметки Анатолия Марковича, а также очерки об известных деятелях образования советской и постсоветской эпох. Среди них Эдуард Костяшкин, Владимир Матвеев, Олег Газман, Геннадий Ягодин, Эдуард Днепров, Александр Шевченко. В ней, конечно же, есть посвящения его друзьям, двум Александрам – Абрамову и Тубельскому, каждый из которых был и остался в памяти самого Анатолия Цирульникова и тех, кто разделяет их взгляды на школу и образование.

Три с лишним часа в старинном доме в Нащокинском переулке пролетели незаметно и вместили в себя многое… Прошлое и настоящее, историю и современность. Это событие оживило не только страницы непознанной педагогики академика Анатолия Цирульникова, но и память о тех людях, с которыми доводилось встречаться, с личностями в педагогике – незаурядными, самодостаточными, с ярко выраженной индивидуальностью и при этом очень схожими и родственными душами. Их судьбы, разные и неповторимые, зримо и незримо пересекались и продолжают пересекаться в истории образования, в профессии, делах, книгах. Их, кстати, навечно связала и «Учительская газета». В самые разные ее исторические периоды они были нашими авторами, а также героями публикаций. И остались таковыми по сей день.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте