search
main
0

Многое ли разглядишь на скаку? Обратная связь

Зацепило письмо Михаила Спиридонова «В краю непуганых птиц» («УГ» №3 от 20.01.2015 г.). Более 40 лет я преподаю на одной и той же кафедре в одном и том же вузе (ассистент – доцент – профессор). Наряду с этим я был деканом, первым проректором и 15 лет ректором. Хорошо знаю трудности провинциальных вузов и вижу их недостатки. Но таких бед, которые валились на голову преподавателя Спиридонова, мне никогда встречать не приходилось.

Как пишет мой незадачливый коллега, «всякий вопрос о методике преподавания встречался настороженным молчанием». Фантастическая информация. В моей практике все наоборот. Только зацепи на любой кафедре этот вопрос – не остановишь поток. Мы же, как артисты, честолюбивы и самовлюбленны. Каждый думает, что его занятия самые эффективные, и рад поделиться опытом.А так называемые открытые занятия? Тут уж тебя и юнцы (надо себя показать), и ветераны разложат по полочкам  научного и методического содержания. Талантливые преподаватели, а таких большинство, любят давать открытые занятия. Они на них не только открываются, но и «отрываются». Жаждут аплодисментов.«Ни совета, ни помощи» не видел автор письма в начале преподавательской деятельности! Да как же это возможно? Начинающий преподаватель – это ассистент, ведущий практические занятия за профессором или доцентом. Он технически не может преподавать без постоянных бесед с шефом. К тому же на кафедре написаны методички по всем предметам.А если к кому-то из коллег молодняк обращается за советом, то те будут опекать их до умопомрачения.  Никакого «раздражения и недоумения» у коллег я никогда не видел.С научной работой в провинциальных вузах действительно проблемы, но совсем не те, о которых говорит  Спиридонов. В нашей провинции темные преподы (так ласково нас называют сейчас студенты) не умеют «протолкнуть один и тот же текст под разными наименованиями». И какой же поклеп, что «тем, кто подходит к науке с точки зрения основательности и качества, в нынешнем вузе не место»!  Неужели ректоры вузов  самоубийцы? Наоборот, находятся все способы поддержки серьезных ученых: бесплатное издание монографий, уменьшение учебной нагрузки, доплата к зарплате, научные командировки, представления к наградам. «Недостаток молодых», к сожалению, имеет место. Но вовсе не от «затхлой атмосферы провинциального вуза», а от всеобщего снижения престижа научно-педагогической работы. А вот кадрового голода пока  нет, невелика и текучесть кадров. Даже в совсем безденежные 90-е от нас, например, ушли  немногие преподаватели (большая часть из них, откушав вольных хлебов, затем вернулась). Ужасный, неправдоподобный портрет вузовских преподавателей нарисован в читаемом письме. «Безразличное отношение к тому, чем они занимаются», «полное пренебрежение к вопросам профессионального плана», «церковно-приходская методика», «методический сон», «имитация научной деятельности», «рутинное бубнение за лекторской кафедрой».Может быть, преподаватель Спиридонов работал   не в вузах? Может, это были высыпавшие в свое время как грибы после дождя филиалы? Или вся эта нереальная картина вообще объясняется индивидуальностью автора, которому «удалось поработать» «за полтора десятка лет на разных кафедрах и в разных вузах». И что же это за текучий кадр? Кто так напугал эту птицу, что она скачет с ветки на ветку? Многое ли разглядишь на скаку?!Не надо огульно очернять преподавателей. В подавляющем большинстве  это педагоги-мастера, энтузиасты-бессребреники, эрудиты и интеллектуалы. Таковы они и в столицах, и в провинции. ​Виктор ПЕТРОВ, президент Смоленского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте