search
main
0

Много ли пользы от деревянного подсвечника? Гармония функции, формы и оформления – основа декоративно-прикладного искусства

«Для решения задач эстетического и трудового воспитания существуют различные педагогические средства. Среди них декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно», – писал известный ученый-педагог А.С.Хворостов. Однако для реализации обучения труда (технологии) на примере декоративно-прикладного искусства необходимо решение целого ряда серьезных проблем, стоящих сейчас перед нашей школой. Назовем наиболее актуальные.

Неполное соответствие методов преподавания содержанию дисциплины

На смену трудовому обучению с 1994 года пришла новая образовательная область «Технология». Программа по технологии включает в себя большой раздел, посвященный различным видам художественной обработки материалов. В связи с этим в подготовку учителей данного профиля была дополнительно введена дисциплина «Основы прикладного творчества». Таким образом, художественную обработку материалов с недавнего времени стали преподавать не только учителя, выпускники художественно-графических факультетов, но и те, кто закончили факультет технологии. Такое положение вполне закономерно, так как ДПИ невозможно без художественного творчества, так же как невозможно и без ремесленных основ владения технологией обработки тех или иных материалов.

К сожалению, методика преподавания декоративно-прикладного искусства, основанного на традиционной народной культуре, находится еще в стадии формирования. При организации занятий со школьниками в основу закладываются такие дидактические системы, как операционно-предметная, не дающая простора для развития индивидуальных творческих способностей, либо предметная – эффективная для развития творческих способностей, но трудно осуществляемая при групповых занятиях. Вдобавок серьезным недостатком обеих систем является невозможность использования метода взаимного обучения.

Из методик изобразительного искусства учителями технологии чаще всего используется копирование. Оно сводится к повторению мотивов, присущих работам народных мастеров, – птиц, цветов, животных и др., причем в большинстве случаев украшаются либо просто заготовки, либо в лучшем случае панно или сувениры. При этом забывается самое главное – наиболее важной чертой народного искусства является то, что его мастера никогда не создавали вещей вне зависимости от их бытового назначения. К сожалению, как горькую правду можно констатировать, что в большинстве учреждений, занимающихся внеклассной работой по ДПИ, нет четких целей – чему научить, какие педагогические задачи должны решаться, а достижением цели считается только отвлечение детей от улицы и «спасение от безделья». В редких случаях ученики изготавливают что-либо по своему рисунку, при этом часто не обращают внимания не только на традиционность формы, но даже на эстетическую значимость и ее соответствие последующей декоративной отделке. Таким образом, нарушается гармония изделия, разрушаются каноны народного искусства и, как следствие, теряется утилитарная и художественная значимость вещи.

Подобное обучение по своей сути зарождает внутри себя очень серьезную социальную проблему – мы рискуем потерять свою традиционную культуру – вместо векового опыта в качестве наследства нашим потомкам достанутся только «кич» и убогие подделки. Неуверенное владение преподавателями понятийным аппаратом. Многих серьезных ошибок удалось бы избежать, если бы организаторы занятий имели четкое, обоснованное представление о том, что такое искусство декоративное и прикладное, в чем их сходство и различие с народным, что такое традиции и каноны. Мне приходилось знакомиться с кружковой работой, где ребята изготавливают различные изделия вручную или с использованием малой механизации, причем все объекты рассчитаны на возможности учебной мастерской. При этом кружок называется «Дизайн». Возникает вопрос, а чем же отличается дизайн от прикладного искусства? Среди множества определений дизайна, вероятно, можно считать наиболее четким то, в котором сделан упор именно на основные отличительные признаки.

Так вот, одним из основных признаков дизайна является производство изделий индустриальными средствами, а содержание занятий в кружке не соответствует его названию.

Как известно, прекрасное – это совершенное в своем роде состояние формы и содержания. В ДПИ прекрасно то изделие, которое сочетает в себе гармонию функции, формы и декора. К сожалению, в качестве образцовых изделий часто можно увидеть примеры, по своей сути противоположные идеалу. Например, деревянные подсвечники, да еще вдобавок покрытые легковоспламеняющимся нитролаком. В этих изделиях функция, форма, выбранный материал находятся в полном противоречии.

Другим примером могут служить широко распространенные в кружковой работе расписные разделочные доски, внешне кажущиеся привлекательными, а на самом деле не совсем удачные, так как роспись на них обычно выполняется водорастворимыми красками. При первой же эксплуатации весь декор придет в полную негодность. Похожее положение и с досками, декорированными геометрической резьбой. Их декор был автоматически заимствован с других изделий, например с прялок, и совсем неуместен на кухне, так как значительно затрудняет очистку изделий от остатков пищевых продуктов.

Недооценка мотивирующих факторов при выборе учебных изделий

В развитии устойчивых интересов к ремеслу и творчеству важнейшую роль играет изделие, которое уже с самого начала должно вызывать желание его изготовить, а на завершающем этапе работы – приносить удовлетворение от результатов затраченного труда. Очень важной является оценка изделия не только педагогом, но и одноклассниками, родителями или просто знакомыми. Поэтому следует отдавать предпочтение таким предметам, которые будут находиться «на глазах». Для учебных целей желательно выбирать предметы повседневного обихода и предметы, которые можно условно назвать «предметы незаконченного гарнитура». Примером тому может служить обыкновенная солонка – во-первых, она будет постоянно, три раза в день, напоминать о себе, во-вторых, вслед за удачно сделанной солонкой ребенку захочется изготовить сначала перечницу, затем чайницу, блюдо для пирогов и т.д. Таким образом, удачно выбранный объект сам будет мотивировать к дальнейшей учебной деятельности.

Всем известно, что интерес у ребят вызывают не только изделия, но и сам процесс работы, особенно – на станках. Поэтому необходимо в учебных изделиях специально закладывать разнообразные технологии и технологические приемы обработки различных материалов с использованием подобного оборудования. Кроме того, в изделиях целесообразно заложить еще и «занимательные» технологии, которые ребятами воспринимаются наподобие фокусов. Это является сильнейшим стимулом для развития интересов.

В области обработки материалов такими примерами могут быть: точение шаров из древесины и металла трубчатыми резцами, вырезание заготовок из древесины и газонаполненных пластиков разогретой струной, ротационная вытяжка тел вращения на токарном станке, сверление закаленной стали вольфрамовым стержнем, гравировка по стеклу алюминиевым колесиком, резание разогретого оргстекла обыкновенными ножницами и многое другое. Поэтому при планировании работы целесообразно не замыкаться на однотипных технологических приемах, а постоянно закладывать в учебный процесс все новые занимательные элементы.

Неполное использование возможностей школы

Обычно эту проблему формулируют по-другому – плохое материально-техническое обеспечение учебного процесса. К сожалению, сегодня ее решить посредством приобретения всего необходимого почти невозможно. Пути выхода из сложившейся ситуации можно найти только в рациональном использовании внутренних возможностей учебных заведений. Главным действующим лицом здесь является сам учитель. Поэтому при выборе содержания, объектов труда и методов преподавания необходимо максимально учитывать интересы и возможности не только школьников, но и самих учителей.

Необходимо помочь учителю поверить в свои силы – показать, как простейшими инструментами и средствами в ближайшее время можно достигнуть в работе с детьми привлекательных результатов.

Только такой путь в условиях наших ограниченных материальных возможностей является наиболее надежным и способен привести к заметному улучшению учебной базы школьных мастерских.

Отсутствие системы объектов труда, специально ориентированной на декоративно-прикладное искусство

В проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта одной из основных целей является «приобретение общетрудовых, политических и специальных знаний, умений, навыков, трудового опыта на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых объектов труда, усвоения ими современной технологической культуры».

К сожалению, в настоящее время в большинстве школ изготавливаемые детьми учебные объекты по предмету «Технология. Технический труд» носят случайный характер. Например, выпиливание лобзиком или резьба и роспись по дереву в некоторых школах занимают почти все учебное время, вместе с тем дают крайне скудный и односторонний ассортимент общетрудовых и политехнических знаний. В результате главная цель учебного предмета – «подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни» остается недостигнутой.

Самый верный путь для достижения перелома в сторону улучшения – это переход на систему обучения, сущность которой состоит в обучении детей отдельным приемам и операциям обработки материалов в процессе изготовления различных полезных вещей.

Главное место в этой системе отводится объектам труда. Эти объекты должны выступать в качестве программных заданий и не противоречить ориентации школы на декоративно-прикладное искусство, а, наоборот, всемерно содействовать его дальнейшему становлению. Вместе с тем изделия должны быть подобраны таким образом, чтобы они давали весь багаж политехнических и технологических знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательным Госстандартом. Вдобавок ко всему крайне важным требованием к учебным изделиям должна быть их способность изменить общественное мнение к образовательной области «Технология» и наглядно показать необходимость данного предмета для обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Методика преподавания ДПИ сравнительно молодая, но уже сегодня можно утверждать, что наряду с общеизвестными педагогическими принципами в нее должны быть включены следующие принципы:

опора на изучаемое ремесло и его каноны;

связь с теоретическими положениями эстетики;

формирование понятийного аппарата;

целенаправленное развитие интересов;

рациональный выбор учебных изделий.

Кроме того, сегодня уже накоплен достаточный педагогический опыт и настало время для выбора наиболее рациональной дидактической системы.

В ее основу будет правильным положить «предметно-операционную» систему, где главным является изделие. Однако если предложить обучаемым определенные объекты и потребовать от них простого копирования, то неизбежно пропадет возможность проявить себя через изделие, выполненное по своему замыслу, возможность творческой деятельности. Сочетание «предметно-операционной» системы с достоинствами предметной как раз позволяет найти место для индивидуальной работы, направленной на выявление и развитие творческих способностей каждого обучаемого в составе группы, и активно использовать метод взаимного обучения.

Школьники не могут быть творческими людьми только в часы занятий, а после звонка тут же забывать о своих замыслах и не обращать внимания на увиденные вне стен мастерской объекты, близкие к их искусству. Это заставило в новую систему влить элементы Дальнонского лабораторного метода – самостоятельного приобретения учащимися знаний в соответствии с определенным планом и программой.

Вероятно, первоначально получившуюся систему можно назвать предметно-операционной системой индивидуального обучения в составе группы, с элементами самостоятельного приобретения знаний.

Методика ДПИ неизбежно будет совершенствоваться. В дальнейшем например, из физики может быть заимствован метод демонстрационного эксперимента,позволяющий активно развивать интересы обучаемых в процессе изложения нового материала. В нее могут войти конкретные приемы и даже интересные методические пособия, например фланелеграфия из школьной методики изобразительно искусства. И, конечно, обязательно будут формироваться и свои собственные оригинальные методы и конкретные приемы, отвечающие специфике содержания ДПИ и непосредственно практической работе в школьных учебных мастерских.

Все сказанное хочется завершить словами известного скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова: «Мозг и руки – их единство всегда сотворяло чудеса. Нет труда без умелых рук, без опыта, без воли и конечной цели».

Константин СКВОРЦОВ, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте