Любой фильм, снятый по мотивам книги, обречен на то, что его будут сравнивать с литературным произведением. Поклонники Лукьяненко уже окрестили новоявленный блокбастер «Ночным позором», обвиняя его создателей во всех возможных грехах: сюжет переврали, акценты сместили, концовку изменили. И вообще, как разочарованно заметил один из участников форума на официальном сайте проекта, «фильм – не книга».
Но в том-то и дело, что фильм – не книга. Его нужно оценивать, как самостоятельное произведение, к чему и призывают авторы «Ночного дозора». «Забудьте про книгу, смотрите фильм и получайте удовольствие», – советуют авторы «Ночного дозора» посетителям сайта, которые недоумевают, почему мальчик Егор решил стать на сторону «темных» и с какой стати он оказался сыном главного героя.
Создатели фильма правы. Проблема не в сюжетных расхождениях, а совсем в другом. А именно… в отсутствии самостоятельного произведения, от которого можно получать удовольствие. В книге Лукьяненко есть философия. Есть интрига, за которой интересно следить до самой развязки. Есть неповторимый мир магов со своими законами, иерархией и атрибутами. Всего этого фильм лишен. Его авторы не предложили своей философии, своего волшебства, а просто-напросто скомкали книгу, превратив ее в бессвязный «трам-тарарам». Единственная ясно прослеживамая мысль в фильме такова: «светлые» тоже могут совершать «темные» поступки, причем содеянное зло рано или поздно вернется к человеку, как бумеранг. Но и ее тем, кто не читал Лукьяненко, уловить довольно сложно, поскольку причины и следствия событий, которые на экране развиваются со скоростью света, часто остаются за кадром.
Весьма странно авторы фильма подошли к созданию образа главного героя. «Светлый» маг Антон Городецкий (по книге вполне приличный молодой человек) зачем-то шатается по Москве в синяках и грязных лохмотьях, пугая пассажиров метро на экране и зрителей в зале своим бомжовским видом. Очевидно, это оригинальная режиссерская находка. Однако она противоречит всем законам жанра: добро должно притягивать, а не отталкивать, положительный герой просто обязан выглядеть привлекательно, на то он и положительный.
Ну да ладно, оставим в стороне все эти морально-этические тонкости. В конце концов, это не занудный трактат о борьбе добра со злом, а «наш ответ «Властелину колец» и «Гарри Поттеру». Что там с пресловутыми спецэффектами? Лично я до последнего момента ждала, когда же главный злодей Завулон покажет свое истинное лицо и превратится в настоящего монстра. Увы, так и не дождалась – он ограничился извлечением меча из собственного позвоночника. Зловещее инферно – черная воронка, закручивающаяся над головой проклятой героини, – в фильме выглядит как обычный ветер. Про Сумрак – особую реальность, доступную лишь «иным», – вообще говорить не приходится. Создатели «Ночного дозора» не удосужились объяснить зрителям, что это такое, а показать его как следует, видимо, фантазии и комьютерных мощностей не хватило. Одним словом, в книге спецэффектов куда больше, чем в фильме. К тому же в ней нет такого неоправданного, чернушного натурализма. Запустить в дымоход полчища тараканов и смачно размазать кровь по экрану – вот почти все, на что оказались способны наши компьютерные технологии.
Справедливости ради надо отметить, что в фильме есть пара впечатляющих кадров, за которые ему можно поставить твердую тройку с минусом. Так что теперь мы с полным основанием можем гордиться: наконец-то наши киношники научились снимать на плохом голливудском уровне. Ура!
Комментарии