Творчество победит!
В конце апреля в Москве проходил слет по проблемам информационных технологий. Он собрал около ста участников Всероссийского конкурса “Учитель года”. Стремясь посмотреть на проблемы взаимоотношений между педагогом и завучем глазами учителя, я попросил участников слета высказаться в нашей “Теме”.
Людмила Баринова, учитель русского языка и литературы лицея # 19 г. Тольятти:
– Если директор все хозяйственные вопросы решает хорошо, то и завучу легче. Его главное предназначение – быть учителем учителей. Если завуч понимает, что учитель талантливее, лучше сделать его союзником. Он тогда будет изо всех сил завучу помогать и часть работы возьмет на себя. Когда руководители методических объединений – учителя с опытом, часть проблем с завуча снимается. Если же завуч с амбициями, конфликтов не избежать.
– В чем их причины?
– Не совпадают представления об уроке, о программе, о том, как относиться к детям, вести тот или иной предмет. Учитель – человек творческий, эмоциональный, энергичный. А завуч оглядывается на нормативные документы и придерживается тактики: “Так можно, так нельзя”. Тогда творческая активность одного и стремление следовать предписаниям другого вступают в противоречие. Ведь у нас практически нет документов, которые касались бы развития творчества учителей. А завучи по натуре – люди консервативные. И сколько будет развиваться образование, столько же будут идти споры, что хорошо, что плохо, но творческий подход (я верю!) победит обязательно.
– А если на конкретном примере?
– Встает, предположим, вопрос: участвовать или нет в конкурсе “Учитель года”? Завучи понимают, что это престиж школы, и требуют: “Надо”. Учитель: “Я не готов”. Проходит время. Завучи настаивают. Учитель решается. Созревает. И вдруг завуч видит: учитель так развился творчески, что надо его попридержать – он более информирован, профессионален и его уровень выше, чем у руководства школы. Учитель хочет, чтобы его признавали. А руководство не хочет… Сегодня учителя берут огромную нагрузку, чтобы заработать, замещают коллег. Это ведет к столкновениям из-за расписания. Перегрузка нервирует всех. Один не может плодотворно работать, другой – руководить. И если бы мы квалифицированно обучали завучей, было бы меньше проблем.
Следующая наша собеседница пожелала остаться неизвестной. И отнюдь не из скромности.
– В школе, где я работаю, все педагоги, которые используют новые технологии, ищут, стремятся работать творчески, в конфликте с завучем. Он не хочет никаких изменений. Я вернулась с конкурса “Учитель года”, и завуча ужаснуло, что к нам ходят гости, смотрят уроки. Я изменила его мир, название которому – “тихое болото”. Из-за этого у меня весь год слезы… Я долго анализировала ситуацию. И решила: не могу изменить себя. Не могу изменить завуча. Он гораздо прочней держится на своем месте. Очень может быть, что из-за него я уйду из школы. Директор никак не влияет на ситуацию, он не тот человек, который может отрегулировать взаимоотношения. Считаю, что такие конфликты, как у нас, должен разрешать именно директор.
Виталий Широтов, заместитель главы администрации Троицко-Печерского района (Республика Коми) и одновременно учитель русского языка и литературы:
– Проблема взаимоотношений учителя и завуча больше волнует молодых педагогов. Еще не имея опыта, уверенности в том, что они делают, они постоянно могут сталкиваться с непониманием, с жестким давлением. Хотя чаще всего бывает так, что многовариативность программ и подходов к тому или иному предмету позволяет учителю делать то, что он хочет, как его учили в институте. Школьные завучи не так настойчивы по отношению к тем, кто уже отработал лет десять – пятнадцать. Стараются не портить отношения. Молодым сложней. Но конфликты, которые возникают, в большей части разрешимы, если стороны не идут на обострение. Лично мне не доводилось конфликтовать. Только по той простой причине, что я был уверен в том, что делаю. Я мог спорить, мог не соглашаться, отстаивать свою точку зрения – мне помогала уверенность в своей правоте.
Сергей Сехин, учитель истории средней школы # 4 г. Клинцы, Брянская область:
– Если учитель чувствует диктат со стороны завуча, все равно нужно делать свое дело. До конца. Конфликты возникают из-за стремления подчинить. Но бояться их не надо. В хорошем коллективе учителя всегда заступятся за коллегу, если правда на его стороне.
Федор ТОННЕЕВ
Комментарии