Виктор БОЛОТОВ, вице-президент РАО: – Тема, которую обсуждала коллегия Московского Департамента образования, сверхактуальна для России. Опросы учителей о повышении качества образования показали: главный помощник педагога – районная методическая служба.
Во многих регионах ввели стимулирующие надбавки, которые часто составляют половину реальной зарплаты. Кто оценивает эффективность деятельности учителя? В этом плане большие надежды на то, что райметодслужба сможет дать объективную оценку при переходе на новую систему оплаты труда. При этом Федерация за последние годы не выпустила ни одного документа по методическим службам, а потребность в этом у учительства России очень большая. Вопрос о статусе служб и системе финансирования стал острым, на него нужно ответить, иначе все останется на уровне пожеланий, а не кардинального улучшения ситуации. Нужно разобраться, что может делать субъект РФ без Федерации? Это вопрос, на который Москва могла бы дать и ответ, и полезные рекомендации.
Проблемы, связанные с функционалом методслужбы, каждый регион решает по-своему. В одном субъекте РФ – это центр по закупке учебной литературы, в другом – информационно-ресурсный центр. Наверное, для разных регионов возможны разные модели, но было бы важно описать московскую модель, чтобы большие мегаполисы могли при желании воспользоваться этой работой для выстраивания своих моделей методслужб.
Алексей Каспржак, начальник Департамента образования Тверской области:
– Я подробно изучил все московские материалы. Тема методслужбы действительно актуальна для всех регионов. Сам факт того, что такая идея положена на бумагу, весьма значим и, например, нам поможет тогда, когда мы будем формировать идеологию построения деятельности методических служб в регионе. Региональная специфика накладывает определенный отпечаток на то, что мы обсуждаем. Я по большому счету завидую своим московским коллегам, потому что в ситуации города и мегаполиса есть прямое управление системой на окружном и районном уровнях. Мы же встречаемся с другими проблемами – со 131-м законом и с тем, что должны мотивировать муниципалитеты к тому, чтобы они принимали те или иные решения сообразно логике реализации региональной образовательной политики. Однако найти общие принципы возможно. Инновации рождаются в школах. На этом уровне их можно сформировать и анализировать. Потом на региональном уровне они могут превратиться в технологию. Это и есть основная функция методического сопровождения.
Комментарии