Виктор САДОВНИЧИЙ, президент Российского союза ректоров вузов, ректор МГУ:
– Федеральные законы обладают равной юридической силой. Позиция Конституционного суда России по этому поводу такова: “…в статье 76 Конституции Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае – федеральных законов. Ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой”.
Закон “Об образовании” (статья 40, пункт 3) освобождает образовательные учреждения от уплаты всех видов налогов. Однако налоговые органы не предоставляли и не предоставляют учебным заведениям таких льгот.
Арбитражные суды, рассматривая статьи 40 и 47 Закона “Об образовании” в качестве норм прямого действия (что вполне закономерно), решали многочисленные споры вузов и других образовательных учреждений с налоговыми органами в пользу первых.
Комитет Госдумы по образованию и науке и Российский союз ректоров вузов неоднократно обращались в правительство с предложениями привести налоговое законодательство в соответствие с Федеральным законом “Об образовании”. Но тщетно.
Полагаю, что в действующем налоговом законодательстве нет противоречий, но в системе образования должны применяться специальные нормы, предусмотренные Законом “Об образовании”.
Олег СМОЛИН, зам.председателя Комитета Госдумы по образованию и науке:
– Вступление в действие налога на прибыль, принятого с учетом изъятия налоговых льгот, может привести к выпадению внебюджетных средств образовательных учреждений только федерального ведения – около 20 миллиардов рублей. Кроме того, налог на прибыль исключил преференции для внебюджетных научных фондов министерств и ведомств, из средств которых ежегодно направлялось примерно 3,5 миллиарда рублей на науку.
Комитет возражает против учета средств, получаемых образовательными учреждениями от предпринимательской деятельности, на счетах федерального казначейства. Это положение не соответствует нормам Закона “Об образовании”.
Комитет также против приостановления действия статьи 54 Закона Российской Федерации “Об образовании”.
Для справки: статья 54 Закона “Об образовании” вошла в перечень законодательных актов, действие которых приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года в соответствии со статьей 135 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год”. Почему?
Текст статьи 54, а точнее двух ее пунктов – второго и третьего, объясняет почему.
“Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации.
Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавливается на уровне:
для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования – в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
для учителей и других педагогических работников – не ниже средней заработной платы работников промышленности”.
Вот, к примеру, результаты поименного голосования депутатов Государственной Думы по Нижегородской области. Вопрос: быть или не быть статье 54 Закона “Об образовании”
Фракция Коммунистической партии Российской Федерации
Бенедиктов Н.А. ЗА
Никитчук И.И. ЗА
Фракция “Единство”
Косариков А.Н. НЕ ГОЛОСОВАЛ
Фракция “Союз правых сил”
Глебова Л.Н. НЕ ГОЛОСОВАЛА
Лихачев А.Е. НЕ ГОЛОСОВАЛ
Немцов Б.Е. НЕ ГОЛОСОВАЛ
Агропромышленная депутатская группа
Костерин Н.Н. НЕ ГОЛОСОВАЛ
Депутатская группа “Народный депутат”
Булавинов В.Е. НЕ ГОЛОСОВАЛ
Вполне понятно, на чью руку играет безобидное “не голосовал”.
Комментарии